Статьи
Р. Демьянов

РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ: КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Разделы:
Трудовой договор: понятие, содержание, форма трудового договора; Трудовой договор




Коммерческая тайна - это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

По аналогии с режимом государственной тайны, строго охраняемой государственными органами, коммерческие организации вводят режим коммерческой тайны.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, можно отнести научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию (в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Основной законодательной базой, регулирующей режим коммерческой тайны, является:

  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98-ФЗ "О коммерческой тайне" (Закон 98-ФЗ);
  • Гражданский кодекс;
  • Трудовой кодекс.

Информация, составляющая коммерческую тайну

Субъект предпринимательской деятельности (в трудовых отношениях - работодатель) вправе определить, какая именно информация является для него настолько значимой, что для обеспечения ее сохранности необходимо предпринять ряд правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Согласно статье 4 Закона 98-ФЗ право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава таких сведений принадлежит их обладателю.

При этом правомерной будет защита только той информации, которой субъект обладает законно, например, получив ее в результате работы или по договорам с контрагентами. Незаконным считается получение сведений с умышленным преодолением принятых их обладателем мер по охране их конфиденциальности, а также если получающее эти сведения лицо знало или имело достаточные основания полагать, что они составляют коммерческую тайну другого лица и что передающее эти сведения лицо не имеет на их передачу законного основания.
  • При определении круга сведений, которые составляют коммерческую тайну данного субъекта предпринимательской деятельности, следует иметь в виду, что статьей 5 Закона 98-ФЗ установлен перечень информации, которая не может быть включена в информацию, составляющую коммерческую тайну, а именно:
  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на ведение предпринимательской деятельности;
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Кроме того, к информации, составляющей коммерческую тайну, не относится информация:
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  • загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
  • численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
  • задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их совершение;
  • условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  • размерах и структуре доходов некоммерческих организаций и составе их имущества, об их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО;
  • перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В итоге, составляющая коммерческую тайну информация включает в себя сведения:
  • о хозяйственно-финансовых отношениях с контрагентами;
  • порядке, способах и системе ценообразования, принятых в организации;
  • проведении и содержании деловых переговоров с контрагентами;
  • объеме и периодичности товарооборота с деловыми партнерами;
  • акционерах;
  • внутренней структуре компании, организации работы и функциях структурных подразделений, организационных взаимоотношениях между ними;
  • составе и состоянии компьютерного и программного обеспечения организации, порядке и условиях доступа к информации, хранящейся в памяти компьютерного оборудования и на иных видах носителей информации, в том числе логины, пароли, коды и иные способы получения доступа к информации;
  • составляющая электронную клиентскую базу, базу данных, содержащую сведения о всех контрагентах;
  • содержащаяся в документах, поступивших от контрагентов, ставшая известной работникам в процессе сотрудничества с контрагентами (в том числе содержащаяся в учредительных документах, договорах, соглашениях общества, иных документах контрагентов, имеющих указание на конфиденциальность указанной информации, а также в любых иных документах контрагентов, с которыми заключены соглашения о конфиденциальности информации).

Субъекты коммерческой тайны

Основные лица, имеющие доступ к информации, которая может составлять коммерческую тайну, - это, конечно же, работники. Для руководителя важно, чтобы работники, имеющие доступ к подобной информации, не распространяли ее сторонним лицам.

Чтобы обеспечить максимальную сохранность подобной информации, работодатель должен:
  • установить в отношении указанной информации режим коммерческой тайны;
  • ознакомить под расписку работника, доступ которого к подобной информации необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем такой информации, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
  • ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и мерами ответственности за его нарушение;
  • включить в трудовые договоры работников условие о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну;
  • создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Условия о соблюдении режима коммерческой тайны могут быть предусмотрены в трудовом договоре. Об этом подробнее смотрите статью: "Коммерческая тайна: трудовые отношения".









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)