Статьи
А. Локтионова

ВНЕСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КТС

Разделы:
Трудовые споры: понятие, причины и виды трудовых споров




В соответствии с ч. 2 статьи 45 Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанное положение относится в том числе и к трудовым правам и свободам.

Об этом, в частности, свидетельствует часть 1 статьи 352 Трудового кодекса (ТК), согласно которой каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Перечень способов защиты трудовых прав и свобод, закрепленный в ч. 2 статьи 352 ТК, не является исчерпывающим.

        Разногласие, конфликт или трудовой спор?

В законодательстве употребляются различные понятия:
  • "разногласия";
  • "конфликт";
  • "трудовой спор".

Юридически значимыми обстоятельствами, определяющими понятие "трудовой спор", являются:
  • предмет трудового спора;
  • субъектный состав возникшего спора;
  • обращение с заявлением о споре в орган по рассмотрению трудовых споров.

Согласно части 1 статьи 381 ТК индивидуальным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно части 2 статьи 381 ТК индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Первые два указанных выше обстоятельства относятся к сфере применения норм трудового права, последнее обстоятельство - к сфере применения норм гражданского процессуального права. Таким образом, разногласия могут быть трудовым спором только в том случае, когда они одновременно подпадают под действия норм трудового и гражданского процессуального права.

Понятие "разногласия" шире понятия "трудовой спор". Конфликт шире понятия "трудовой спор". При рассмотрении разногласий посредником возможно возникновение трудового спора либо разногласий (по соглашению сторон). Конфликты могут быть урегулированы различными органами. При рассмотрении конфликта посредником, не наделенным функциями третейского судьи, не возникает трудового спора, так как он будет лишен процессуальных полномочий по вынесению решения.

Разногласия шире конфликта, так как о разногласиях может быть и не заявлено в орган по их урегулированию. Конфликт - это разногласия, для урегулирования которых используются различные способы и формы, в том числе не урегулированные процессуальными нормами.

Конфликт предполагает урегулирование разногласий с использованием не запрещенных законом способов и форм, в том числе определенных по соглашению между работником и работодателем. Трудовой спор - урегулирование разногласий органом или лицом, указанным в законодательстве.

        Виды трудовых споров

Субъективный состав определяет не только виды трудовых споров, но и порядок их разрешения.

Выделяются:
  • индивидуальные трудовые споры (статья 381 ТК). Указанные споры возникают между конкретным работником и работодателем и должны быть переданы на разрешение суда или КТС;
  • коллективные трудовые споры (статья 398 ТК). Субъектами данного вида споров выступают работодатель и работники. Для данного вида споров существует особый порядок их урегулирования.

В зависимости от содержания разногласий выделяют:
  • разногласия по поводу применения норм трудового права (могут носить только индивидуальный характер);
  • разногласия по поводу установления новых или изменения существующих условий труда (могут носить индивидуальный или коллективный характер, соответственно, действует различный порядок урегулирования споров).

Невыполнение условий коллективных договоров или соглашений может быть основанием для возникновения индивидуального или коллективного трудового спора. Если обращение последует от конкретного работника, то возникнет индивидуальный трудовой спор. В случае если обращение последует от профсоюза от имени работника к работодателю по поводу неисполнения условий договоров, колдоговора (соглашения), может возникнуть коллективный трудовой спор.

Причина возникновения трудового спора не имеет правового значения, если только она не носит дискриминационный характер.

        Внесудебный порядок рассмотрения трудового спора в КТС

Согласно статье 384 ТК Комиссия по трудовым спорам (КТС) может быть образована по инициативе работников (их представителей), работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) или по их совместному решению.

Работодатель или представительный орган работников, получив предложение о создании КТС, обязаны в 10-идневный срок направить в комиссию своих представителей.

Инициатор создания КТС фактически определяет количественный состав КТС. От работников в состав КТС направляются лица на основании решения общего собрания работников. Вопрос об изменении состава КТС в законодательстве не урегулирован.

КТС рассматривает все трудовые споры, которые отнесены к подсудности мирового судьи, за исключением споров о взыскании материального ущерба с работника. В компетенцию КТС не входит рассмотрение споров, которые отнесены к исключительному ведению федеральных судей.

В КТС можно обратиться в течение 3 месяцев с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск срока для обращения в КТС не является основанием для отказа в принятии заявления, однако работодатель может заявить об отсутствии уважительных причин пропуска срока, и КТС вправе отказать в удовлетворении заявления по правилам ГПК.

Форма заявления не установлена, следовательно, достаточным является лишь заявление о нарушении права. Оставить заявление без движения КТС не может, так как это действие связано с формой заявления, а она отсутствует.

Заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников и не менее половины членов, представляющих работодателя (часть 5 статьи 387 ТК).

Спор в КТС должен быть рассмотрен в течение 10 дней с момента поступления заявления. При этом часть 2 статьи 385 Трудового кодекса РФ позволяет КТС проводить подготовку дела к разбирательству в КТС. В КТС заявление рассматривается в присутствии работника, который с ним обратился. Если работник два раза не явился на заседание КТС без уважительных причин, то вопрос снимается с рассмотрения. В соответствии с частью 3 статьи 387 Трудового кодекса РФ по письменному заявлению работника или его представителя дело может быть рассмотрено в его отсутствие. При этом рассмотрение дела в отсутствие работника является правом, а не обязанностью КТС.

Решение принимается тайным голосованием большинством голосов (часть 1 статьи 388 ТК), оно должно состоять из 4 частей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в районный суд, причем суд не вправе его отменить. Если решение КТС не обжаловалось, то оно подлежит принудительному исполнению в течение 3 дней с момента вступления в силу. В этом случае выдается удостоверение.


Смотрите далее: "Разрешение трудовых споров в суде".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)