Статьи
Е. Кальчевская

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОТДЕЛА КАДРОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Разделы:
Основы документирования деятельности кадровых служб; Документирование трудовых отношений




Отдел кадров - это структура в организации, которая занимается управлением персоналом в организации, то есть деятельностью людей, выполняющих на предприятии или в организации функции, способствующие наиболее эффективному использованию человеческих ресурсов для достижения первичных целей предприятии (организации).

Цель отдела кадров - это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения ее необходимыми кадрами и эффективного использования их квалификации, опыта, мастерства, работоспособности, творческого потенциала.

Основными задачами отдела кадров являются:

  • организация отбора, набора и найма персонала, необходимой квалификации и в требуемом объеме;
  • создание эффективной системы штатных сотрудников;
  • разработка карьерных планов сотрудников;
  • разработка кадровых технологий и др.

Управление персоналом организации осуществляет группа специалистов, выполняющих соответствующую функцию, в качестве работников кадровой службы, а также руководителей всех линейных подразделений, выполняющих функцию управляющих по отношению к своим подчиненным.

Структура отдела кадров

Полноценная структура отдела кадров включает в себя следующие бюро (отделы):
  • организации труда;
  • подбора персонала;
  • обучения, продвижения квалификации и переквалификации персонала;
  • исследования социально-психологического климата;
  • материального стимулирования и мотивации персонала;
  • планирования карьеры и продвижения;
  • нормирования труда, оценки резервов и аттестации;
  • охраны и безопасности труда.

Конечно, в организации может и не быть тех или иных подразделений отдела кадров.

Функции отдела кадров

Отдел кадров на предприятии обладает функциональной и организационной функцией.

В функциональном отношении отдел кадров занимается определением стратегии предприятия. Формированием управления персоналом на предприятии, учитывается стратегия деятельности предприятия, которую выбрал руководитель. Также он занимается планированием потребности предприятия в персонале и, конечно же, привлечением, отбором и оценкой персонала.

Для привлечения, отбора и оценки кадров отдел кадров осуществляет следующие мероприятия:
  • оптимизирует соотношение внутреннего (перемещения внутри предприятия) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;
  • разрабатывает критерии отбора персонала;
  • распределяют новых работников по рабочим местам.

Повышение квалификации персонала и его переподготовка также является одной из функций отдела кадров. Для осуществления этой функции отдел кадров:
  • планирует меры по обеспечению уровня квалификации своих работников;
  • выбирает формы обучения работников при повышении квалификации;
  • организует повышение квалификации и переподготовку персонала на предприятии;
  • определяет принципы, формы и сроки аттестации кадров.

В рамках работы по увольнению персонала отдел кадров должен осуществлять:
  • анализ причин высвобождения персонала;
  • выбор вариантов высвобождения персонала;
  • обеспечение социальных гарантий увольняющимся работникам предприятия.

Отдел кадров в организации также обязан осуществить работу по построению и организации работ, в том числе определению рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержанию и последовательности выполнения работ, условий труда. Для выполнения этой функции отдел кадров должен:
  • определять содержание работ на каждом рабочем месте;
  • стремиться к созданию более благоприятных условий труда;
  • проводить оперативный контроль за работой персонала;
  • осуществлять краткосрочное планирование профессионально-квалификационного развития персонала.

И наконец, главное, за что в какой-то мере ответственен отдел кадров, - за управление затратами на персонал и социальными услугами, предоставляемыми персоналу.

Отдел кадров должен планировать затраты на персонал, должен разрабатывать и внедрять системы заработной платы, определять особенности оплаты труда отдельных категорий работников, занятых на предприятии;

Ну и конечно, отдел кадров в организации обязан обеспечить нормальную трудовую деятельность всех работников и всех структурных подразделений на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.

Кадровое планирование

Кадровое планирование выступает основной частью общего планирования деятельности организации и представляет собой процесс обеспечения организации необходимым персоналом, на определенные должности и в конкретные временные рамки.

Кадровое планирование состоит из планирования:
  • потребности в персонале;
  • оптимального состава персонала;
  • развития персонала;
  • использования персонала;
  • сохранения персонала;
  • сокращения и перемещения персонала;
  • набора персонала;
  • затрат на персонал;
  • обучения персонала.

Осуществляя кадровое планирование, организация преследует следующие цели:
  • получить и удержать людей в коллективе;
  • наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;
  • иметь возможность предвиденья проблем, которые могут возникнуть из-за нехватки персонала или его избытка;
  • обеспечение предприятия необходимой рабочей силой;
  • определение издержек на найм и содержание персонала.

В рамках кадрового планирования отдел кадров, во-первых, определяет факторы, влияющие на потребность в персонале – стратегия развития организации, количество производимой на ней продукции, применяемые технологии, рабочие места и др. При этом выделяются такие категории персонала, как:
  • рабочие (в том числе квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные);
  • служащие (включая руководителей различных уровней);
  • технический персонал.

Далее проводится анализ наличия необходимого организации персонала, определяется качественная потребность в персонале, определяется количественная потребность в персонале (прогноз общей потребности в персонале, оценка движения персонала и др.).

При планировании трудовых ресурсов необходимо оценивать уже имеющиеся трудовые ресурсы, оценивать потребность в кадрах на будущее и разрабатывать проекты удовлетворения потребности в кадрах в будущем.

Методы управления персоналом

Можно выделить следующие методы управления персоналом:
  • экономические методы: хозяйственный расчет, материальное стимулирование, минимальный размер оплаты труда. Величина минимального размера тарифной ставки, материальные льготы, гарантии и привилегии;
  • административно-правовые методы, с помощью которых осуществляется организационное воздействие, распорядительное воздействие, дисциплинарное воздействие и дисциплинарная ответственность, административный штраф, уголовная ответственность;
  • социально-психологические методы, направленные на социальное планирование, социальные исследования, психологическое планирование;
  • организационные методы, заключающиеся в проектировании рабочих мест и др.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)