Статьи
И. Еланина

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Разделы:
Особенности приема на работу иностранцев и иногородних работников; Трудовой договор




С юридической точки зрения граждане Республики Беларусь по отношению к РФ являются иностранными гражданами. Поэтому их трудоустройство должно осуществляться в порядке, установленном национальным законодательством о правовом положении иностранных граждан.

Условия приема на работу иностранных граждан смотрите в статье: "Прием на работу иностранных граждан: ответственность работодателя за нарушение установленной процедуры".

      Особенности приема на работу граждан Республики Беларусь
Согласно статье 3 Закона 115-ФЗ наряду с данным законом и иными законодательными актами национального законодательства правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами. Таким договором является Договор о создании Союзного государства.

Еще до заключения Договора о создании Союзного государства, РФ и Республика Беларусь как независимые государства заключили особый международный договор - Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан. Согласно статья 7 указанного договора граждане Республики Беларусь освобождаются от необходимости получения разрешения на работу в РФ, а работодателя, использующего труд белорусов, - от получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. Она прямо устанавливает, что договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси.

Таким образом, прием на работу граждан Республики Беларусь ничем не отличается от приема на работу российских граждан.

Некоторые нюансы, безусловно, возникают при заключении трудового договора и оформлении приема на работу.

В первую очередь, это вопрос языка трудового договора. Российское законодательство не обязывает работодателя заключать трудовой договор с работником, являющимся гражданином другого государства, на языке, носителем которого является работник. Поскольку для граждан Республики Беларусь русский язык является вторым официальным языком, каких-либо трудностей с уяснением смысла трудового договора возникать не должно.

Некоторые сложности могут возникнуть при анализе документов, которые работник должен представить в силу части первой статьи 65 Трудового кодекса. Работник должен предъявить при приеме на работу: паспорт, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании, документ воинского учета и трудовую книжку. Небольшие проблемы могут возникнуть у сотрудников кадровых служб российских организаций при переводе содержания документов с белорусского языка на российский.

Трудности могут возникнуть в отношении порядка ведения трудовых книжек.

Гражданин Республики Беларусь вправе представить документы, выданные для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий (в частности, трудовую книжку, документ (диплом, аттестат, пр.) об образовании), без подтверждения их подлинности, а работодатель - сделать соответствующие выводы о том, что содержащиеся в указанных документах сведения (в трудовой книжке - о стаже работы в определенных должностях или по определенным профессиям, в документе об образовании - о наличии необходимого образования) являются подлинными.

Одним из самых трудных является вопрос о необходимости и правомерности истребования от поступающего на работу гражданина Республики Беларусь документа, подтверждающего его регистрацию по месту пребывания или месту жительства в РФ.

24 января 2006 года РФ и Республика Беларусь заключили еще один важнейший с точки зрения интеграции двух государств договор - Соглашение между Республикой Беларусь и Российской РФ об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства. В Согласно п. 1 статьи 2 Соглашения граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.

      Особенности исчисления налогов: налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН)

Порядок налогообложения граждан и хозяйствующих субъектов двух государств определяется на основе Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (ратифицировано РФ Федеральным законом от 10.01.1997 №14-ФЗ, вступило в силу 20.01.1997).

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода, и обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13%.

Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов РФ, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории РФ в рамках календарно года производится по ставке 30%, при этом уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания на территории РФ иностранного гражданина.

В таком случае ставка НДФЛ за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13% и производится соответствующий перерасчет налога. Это в частности распространяется на вновь прибывающих на территорию РФ для целей осуществления трудовой деятельности граждан Республики Беларусь.

В связи с проводимой работой по унификации налогового законодательства в рамках Союзного государства, в целях избежания дискриминации, а также с учетом проведенных переговоров с Белорусской стороной, Минфин России дал поручение направить территориальным налоговым органам указание о применении ставки НДФЛ от работы по найму в размере 13% для граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов РФ с первого дня их пребывания на территории РФ.

При этом в случае расторжения такого договора с гражданами Республики Беларусь в течение первых 183 дней пребывания их в РФ организация-работодатель обязана произвести перерасчет налога на выплаченный доход по ставке 30%.

Что же касается ЕСН, то в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. Право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" выделяются две формы проживания иностранцев на территории Российской Федерации: временное и постоянное. Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории России и при этом осуществляют трудовую деятельность на территории России. В таком случае организации-страхователи должны уплачивать страховые взносы за иностранцев и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории РФ на общих основаниях.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)