Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1526/2016

Требование: О взыскании надбавки к заработной плате.

Разделы:
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что нормами действующего законодательства предусмотрены основания выплаты надбавки к заработной плате, наличие которых в его случае подтверждено, однако работодатель отказал ему в начислении соответствующих выплат.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-1526/2016


Судья Катаева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Титовца А.А.,
судей: Лапухиной Е.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре А.,
рассмотрела 10 февраля 2016 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Р. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Р. отказать".
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя ответчика - И., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Р. обратился с иском к ООО "Пермский инженерно-технический центр "Геофизика" заявил требование о взыскании надбавки к заработной плате в сумме <...> рублей <...> копеек, которая необоснованно не начислена и не выплачена ответчиком.
Требования обосновал тем, что период с 13.02.2015 года по 30.04.2015 года работал в ООО "Пермский инженерно-технический центр "Геофизика" по трудовому договору. В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" ему должна была быть установлена надбавка к заработной плате с первого дня работы в районах крайнего севера. Полагает, что при применении ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 следует учитывать, что молодежь (лица в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть до изменения законодательства, имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. Поскольку указанные условиям выполнены, он проживал на территории Крайнего Севера более 5 лет на 01.01.2005 года, отказ работодателя в начислении и выплате надбавки неправомерен.
В судебном заседании истец не участвовал в связи с отдаленностью места жительства, о рассмотрении иска был уведомлен.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении иска уведомлен, в письменных возражениях указал, что заработная плата начислялась и выплачивалась истцу в соответствии с установленными нормами.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановленным по делу решением, истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение. Полагает, что отказ в удовлетворении требования неправомерен, так как при изменении законодательства и исключении с 01.01.2005 года из ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 положений о выплате процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет в полном размере с первого дня работы в указанных районах, были предоставлены гарантии возможности реализовать данное право и после изменения законодательства. Ссылается на разъяснения данные Минздравсоцразвития России в письме от 20.01.2005 года N 97-Пр, в соответствии с которыми данная льгота сохранена для определенной категории лиц, к которым относится и истец.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен, при подаче жалобы ходатайствовал о ее рассмотрении без его участия.
Представитель ответчика полагает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. -
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены, изменения решения.
Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 данного Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Исходя из ст. 10 указанного Закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ранее действующая редакция ст. 11 указанного Закона предусматривала выплату данной процентной надбавки к заработной плате молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях, если они прожили в них не менее пяти лет.
В указанной редакции статья действовала до 1 января 2005 г. - даты вступления в силу изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действующая в настоящее время ст. 11 Закона Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ, изложена в новой редакции, в которой отсутствует приведенное положение о выплате молодежи рассматриваемой надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы на Севере.
Вместе с тем с учетом содержащегося в преамбуле Федерального закона N 122-ФЗ указания на необходимость реализации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, у лиц в возрасте до 30 лет, проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и с учетом этого получавших указанную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в этих районах и местностях в период до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, право на ее получение в том же размере сохранилось и в дальнейшем.
При этом лицам в возрасте до 30 лет, которые вступили в трудовые отношения с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 1 января 2005 г., даже если они прожили в указанных местах не менее пяти лет, рассматриваемая надбавка к заработной плате может выплачиваться в соответствии со ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ), которыми предусматривается установление размера и порядка ее выплаты в порядке, определенном для установления размера районного коэффициента к заработной плате работников организаций, расположенных в указанных районах и местностях, и порядка его применения, то есть для организаций, финансируемых из федерального бюджета, Правительством Российской Федерации.
До установления Правительством Российской Федерации соответствующего правового регулирования согласно ст. 423 ТК РФ в рассматриваемых случаях применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и другие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Согласно подп. "е" п. 1 данного Постановления для молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
Судом установлено, что истец - Р. <...> года рождения проживающий в с. <...> Томской области в местности приравненной к районам Крайнего Севера, в период с 13.02.2015 года по 30.04.2015 года работал в ООО "Пермский инженерно-технический центр <...> по трудовому договору. Место выполнения работы - Сейсморазведочная партия N <...>, N <...> базировавшиеся на Пинджинской площади Останинского лицензионного участка недр N <...> <...> района Томской области в пределах Тунгульского лицензионного участка недр N <...> <...> района Томской области отнесенные к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, на момент принятия на работу ООО "Пермский инженерно-технический центр <...> истец не имел трудового стажа, в том числе трудового стажа работы района Крайнего Севера, районах приравненных к районам Крайнего Севера. Поскольку истец трудоустроился впервые, на момент прекращения трудовых отношений период работы истца в районе приравненном к районам Крайнего Севера составил 2 месяца 18 дней, оснований для назначении надбавки предусмотренных действовавшим на момент трудовых отношений законодательством не имелось.
Доводы жалобы о том, что на 01 января 2005 г. истец более 5 лет проживал в районе, который относится к местности, приравненной к району Крайнего Севера, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, учитывая, что до 01 января 2005 г. она не приобрела права на получение данной надбавки, поскольку до указанного времени истец не находилась в трудовых отношениях и в силу возраста не имел такой возможности.
Разъяснение данное в письме Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2005 N 97-Пр "Об отдельных вопросах применения Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативным документов, не было надлежащим образом обнародовано.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05 марта 2009 г. N 433-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 26 и пунктом 23 статьи 138 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том, что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что выводы суды основаны на правильном применении норм материального права, решение суда принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Добрянского районного суда Пермского края от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)