Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 21.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2973/2017

Требование: О признании ответа незаконным, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы период работы, взыскании задолженности по денежному содержанию, процентов.

Разделы:
Трудовая книжка; Документирование трудовых отношений
Обстоятельства: Истица, уволенная с должности муниципальной службы, полагает, что работодатель нарушил ее право при исчислении стажа на муниципальной службе, не засчитав в стаж период работы в должности секретаря судебного заседания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2017 г. по делу N 33-2973/2017


Докладчик Лысенин Н.П.
Судья Красильникова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу М.А.Н., ее представителя К. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 марта 2017 года по гражданскому делу по иску М.А.Н. к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании ответа незаконным, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы период работы, взыскании задолженности по денежному содержанию, процентов,

установила:

М.А.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Новочебоксарска (с учетом уточнения - л.д. 90) о признании незаконным ответа администрации города Новочебоксарска, изложенного в письме от 29.12.2016 N, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы период работы в <суде> с 22.11.1994 по 28.06.1996 в должности "секретаря судебного заседания", о взыскании задолженности по денежному содержанию в размере 6679 рублей 84 копейки, процентов за задержку выплаты задолженности с 17.11.2016 по 16.03.2017 в размере 537 рублей 12 копеек и далее начиная с 17.03.2017 по день возврата суммы основного долга в размере 6679 рублей 84 копейки, исходя из одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что М.А.Н. работала в администрации г. Новочебоксарска в должности <....> и 16.11.2016 уволена с должности муниципальной службы. Истица полагает, что работодатель нарушил ее право при исчисление стажа на муниципальной службе, не засчитав в стаж период работы в должности секретаря судебного заседания в <суде> с 22.11.1994 по 28.06.1996, что привело к необоснованному уменьшению продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска на 2 дня и невыплате при увольнении компенсации за неиспользованные дни отпуска в сумме 2286,22 руб., уменьшению надбавки за выслугу лет, которая с 04.09.2014 подлежала выплате в размере 20% и недоплате надбавки за период с 04.09.2014 по день увольнения в сумме 4393,62 руб.
В суде первой инстанции истица М.А.Н. и ее представитель К. исковые требования поддерживали, представитель ответчика А. возражала против удовлетворения требований, полагая, что исчисление стажа муниципальной службы произведено надлежащим образом, все выплаты по заработной плате произведены в соответствии с требованиями статей Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), также заявила о пропуске истицей срока для обращения в суд, установленного статьей 392 ТК РФ.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17.03.2017 в удовлетворении исковых требований М.А.Н. к администрации г. Новочебоксарска отказано в полном объеме.
На указанное решение М.А.Н. и ее представителем К. подана апелляционная жалоба на предмет его отмены. В жалобе сторона истца указывает на несогласие с выводом суда об истечении срока исковой давности для обращения в суд. Полагает, что копия аттестационного листа, на которую сослался суд, принята судом в качестве доказательства в нарушение ч. 2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), так как ксерокопия изготовлена и заверена заинтересованной стороной спора - ответчиком, при этом имеющееся удостоверение не соответствует требованиям к оформлению документов", и теоретически в процессе ксерокопирования содержание документа могло быть изменено, однако подлинник документа не истребован. Суд также не дал оценки тому обстоятельству, что о нарушении своего права истице стало известно в январе 2017 года, когда ею был получен ответ администрации г. Новочебоксарска на ее обращение от 14.11.2016. Суд не учел, что обязанность включения соответствующего периода гражданской службы в стаж муниципальной службы муниципального служащего лежит на кадровой службе работодателя, а в случае неисполнения кадровой службой такой обязанности процедура включения в стаж носит заявительный характер. Такое заявление сделано М.А.Н. в ноябре 2016 года, при этом никакого заседания комиссии по рассмотрению вопроса о включении (невключении) спорного периода в стаж в администрации г. Новочебоксарска не проводилось. Сторона истца полагает, что спорные правоотношения являются длящимися и невключение спорного периода в стаж муниципальной службы фактически лишает истицу права на получение в дальнейшем доплаты к пенсии за выслугу лет. Также ответчиком нарушен срок предоставления ответа, установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан". Суд не рассмотрел по существу и не дал правовой оценки изложенным в письме основаниям, по которым администрация отказала М.А.Н. во включении периода работы в муниципальный стаж. Кроме того, указание на основание прекращения трудовых отношений М.А.Н. с администрацией г. Новочебоксарска в решении необоснованно, так как оно не имеет никакого отношения к иску. Поскольку обжалуемое решение находится в открытом доступе, информация о сторонах договора также является открытой, то наличие указанного абзаца нарушает личные неимущественные права истицы, в частности право на доброе имя и деловую репутацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Новочебоксарска Л.Т. просила жалобу оставить без удовлетворения.
Истица М.А.Н., ее представитель К., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. На основании статьи 167 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с 22.11.1994 по 28.06.1996 она занимала должность секретаря судебного заседания в <суде>.
10.04.2006 М.А.Н. была принята на муниципальную службу и назначена на должность <....>.
С 05.11.2014 по 16.11.2016 она занимала должность <....>.
14.11.2016 М.А.Н. обратилась с заявлением к непосредственному руководителю о включении периода работы в качестве секретаря судебного заседания в стаж муниципальной службы, перерасчете надбавки за выслугу лет за период с 10.04.2006 по настоящее время, а также выплате ей компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 10 дней.
В ответе от 29.12.2016 N администрация г. Новочебоксарска в удовлетворении заявления отказала.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", В стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:
1) должностей муниципальной службы;
2) муниципальных должностей;
3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;
4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;
5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Особенности организации муниципальной службы в Чувашской Республике и правовое положение муниципальных служащих в Чувашской Республике определяются в соответствии с Законом Чувашской Республики от 05.10.2007 N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике".
В силу ст. 12 указанного Закона ЧР в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы подлежат включению аналогичные периоды, что указаны в Федеральном законе N 25-ФЗ.
Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 12).
В стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ указано, что стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, Перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пп. "д" п. 15 Перечня периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 в стаж гражданской службы включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах (судах, государственном арбитраже), в их аппаратах, а также в прокуратуре Российской Федерации (органах прокуратуры).
Согласно статье 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из содержания Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 225 16.04.2003, усматривается, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, заполнение трудовых книжек производится работодателем.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ 16.04.2003 N 225, в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.
Исходя из системного анализа трудового законодательства, законодательства регламентирующего порядок прохождения муниципальной службы, а также учитывая, что каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность невключения в стаж муниципальной службы истицы части периода работы не представлено, судебная коллегия полагает отказ администрации г. Новочебоксарска в зачете в стаж муниципальной службы периода работы М.А.Н. в должности секретаря судебного заседания необоснованным, период трудовой деятельности М.А.Н. с 22.11.1994 по 28.06.1996 подлежит включению в стаж муниципальной службы.
В части исковых требований о перерасчете надбавки к должностному окладу за выслугу лет, процентов за несвоевременную выплату, выплате компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 11 Закона Чувашской Республики от 05.10.2007 N 62 оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относится, помимо прочих, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размерах от 1 года до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 15%; от 10 до 15 лет - 20%; свыше 15 лет - 30%.
Согласно условиям трудового договора от 10.04.2006 при поступлении на должность муниципальной службы М.А.Н. установлена надбавка к должностному окладу за выслугу лет - при замещении муниципальной должности более года в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 383 от 25.12.1998.
На основании распоряжения главы администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы" от 14.12.2006 N 194-В дополнительным соглашением от 29.12.2006 в трудовой договор внесены изменения, указаны дополнительные выплаты, причитающиеся работнику, в том числе надбавка к окладу за выслугу лет в соответствии со ст. 11 Закона ЧР от 05.10.2007 N 62.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
С учетом периода работы в районном суде, по состоянию на 04.09.2014 М.А.Н. имела 10 лет стажа муниципальной службы, с этой даты у нее имелось право на получение надбавки в размере 20%.
Истица, обращаясь в суд, указывает на то, что о нарушении своего права ей стало известно в январе 2017 года. Вместе с тем, право на включение периода работы в должности секретаря судебного заседания в стаж муниципальной службы основано на факте такой работы, о чем истица не могла не знать, и на нормах действующего законодательства, которые истица с учетом занимаемой ею должности и вхождения в состав комиссии по установлению стажа муниципальной службы, должна была знать.
Как следует из материалов дела, вопрос о стаже истицы рассматривался неоднократно, стаж муниципальной службы определялся 23.12.2008 при проведении аттестации.
Доводы о том, что в материалы дела представлена лишь копия аттестационного листа, в связи с чем она не может быть принята в качестве доказательства, не могут быть приняты во внимание. В соответствии со ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
При рассмотрении настоящего дела ответчиком, как стороной дела, в подтверждение своих возражений были представлены надлежащим образом заверенные копии документов, прошитые между собой и скрепленные печатью, в связи с чем данные доказательства являются надлежащими.
Стаж муниципальной службы истицы рассматривался также 25.06.2013 на заседании Комиссии по установлению трудового стажа работы муниципальных служащих администрации города Новочебоксарска для выплаты надбавки за выслугу лет, на котором М.А.Н. был установлен стаж в 07 л. 02 м. 16 дн. для выплаты надбавки за выслугу лет в размере 15% (л.д. 85) и на заседании Комиссии от 16.06.2016, на котором муниципальный стаж истицы установлен в 10 л. 01 м. 07 дн. и установлена надбавка за выслугу лет в 20%.
Кроме того, истица ежемесячно получала расчетные листки с указанием размера надбавок, в том числе и надбавки за выслугу лет. Несмотря на это, до 14.11.2016 по вопросу включения в стаж муниципальной службы периода работы с 22.11.1994 по 28.06.1996 и за взысканием спорной надбавки, увеличением продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска она не обращалась, указанные решения Комиссии и определенный в них стаж истица в установленном порядке не обжаловала. Соответственно, исходя из положений ст. 392 Трудового кодекса РФ, при заявлении ответчиком о применении срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора, взыскание недоплаченной надбавки возможно в течение указанного срока. Вместе с тем, в связи с установлением комиссией 16.05.2016 стажа муниципальной службы истицы в размере, превышающей 10 лет, и надбавки за выслугу лет в размере 20%, недоплаты надбавки за период с мая 2016 по день увольнения не имеется. За период по апрель 2016 года срок давности, подлежащий исчислению с ежемесячной даты выплаты заработной платы, истек.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания задолженности нет.
Согласно положениям ст. 10 Закона Чувашской Республики от 05.10.2007 N 62, в редакции, действовавшей на момент увольнения истицы, ежегодный оплачиваемый отпуск муниципального служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей, старшей и младшей групп должностей муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы.
Аналогичные положения изложены в трудовом договоре истицы от 10.04.2006 и дополнительном соглашении к нему от 05.11.2014.
Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Исходя из включенного в специальный стаж М.А.Н. спорного периода, ее стаж на день увольнения превышает 12 лет, в связи с чем она имеет право на дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 2 календарных дней и компенсацию за данный отпуск при увольнении.
Согласно расчету задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск за 2016 год, представленному ответчиком, недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет 2286,22 руб., которая подлежит взысканию.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Учитывая, что судебной коллегией установлено нарушение трудовых прав истицы на выплату компенсации за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, требования истицы о взыскании процентов, начисленных на сумму задолженности, подлежат удовлетворению.
С 17.11.2016 по 26.03.2017 сумма процентов составляет 199,66 руб. (2286,22 x 10% : 150 x 131).
С 27.03.2017 по 01.05.2017 сумма процентов составляет 53,50 руб. (2286,22 x 9,75% : 150 x 36).
С 02.05.2017 по 18.06.2017 сумма процентов составляет 67,67 руб. (2286,22 x 9,25% : 150 x 48).
С 19.06.2017 по 21.06.2017 сумма процентов составляет 4,12 руб. (2286,22 x 9% : 150 x 3).
Итого за период с 17.11.2016 по 21.06.2017 сумма процентов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 324,95 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ неправильное применение судом норм материального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке. Поскольку судебной коллегией установлено неправильное применение норм материального права при рассмотрении требований, что привело к необоснованному отказу в их удовлетворении, решение суда в указанных выше частях подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 марта 2017 года в части отказа в удовлетворении требований М.А.Н. к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным ответа администрации города Новочебоксарска, изложенного в письме от 29.12.2016 N, возложении обязанности включить в стаж муниципальной службы период работы в <суде> с 22.11.1994 по 28.06.1996 в должности "секретаря судебного заседания", взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск и процентов за несвоевременную выплату указанной компенсации отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Отказ администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 29.12.2016 в перерасчете стажа муниципальной службы М.А.Н. и выплате компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха признать незаконным.
Обязать администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики включить в стаж муниципальный службы М.А.Н. период работы в должности секретаря судебного заседания <суда> с 22.11.1994 по 28.06.1996.
Взыскать с администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики в пользу М.А.Н. денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 2286 (две тысячи двести восемьдесят шесть) руб. 22 коп.; проценты за задержку выплаты денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 17.11.2016 по 21.06.2017 в размере 324 (триста двадцать четыре) руб. 95 коп. и далее, начиная с 22.06.2017 по день возврата суммы основного долга в размере 2286,22 руб. исходя из одной сто пятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
В остальной части апелляционную жалобу М.А.Н., ее представителя К. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 марта 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН

Судьи
О.В.АГЕЕВ
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)