Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2017 N 19АП-6453/2017 ПО ДЕЛУ N А14-19092/2016

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. по делу N А14-19092/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Донцова П.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017 по делу N А14-19092/2016 (судья Козлов В.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги" к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения и обязании возвратить 819,89 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Ситниковой Т.В., консультанта правового отдела по доверенности от 20.01.2017 N 2;
- от открытого акционерного общества "Российский железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги": Лепехиной Л.Ю., ведущего юрисконсульта по доверенности от 18.08.2016 N 420/Д-ЦДЗ,
установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российский железные дороги" (далее - общество "Российские железные дороги", акционерное общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным решения филиала N 9 отделения Фонда социального страхования от 02.11.2016 N 654н/с "О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части требования об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 647,76 руб., пеней в сумме 42,58 руб., штрафа в сумме 129,55 руб., а также об обязании фонда возвратить указанные суммы (с учетом уточнений от 07.06.2017 - т. 3 л.д. 7-8).
Определением от 31.01.2017 по делу N А14-19092/2016 суд области принял заявление общества к производству и рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, впоследствии удовлетворив ходатайство отделения Фонда социального страхования и перейдя к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предусмотренным частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017 требования акционерного общества были удовлетворены, решение от 02.11.2016 N 654н/с признано недействительным в оспариваемой части.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, отделение Фонда социального страхования обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований акционерного общества как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы отделение Фонда социального страхования ссылается на то, что компенсация стоимости санаторно-курортного лечения производится страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и, поскольку данные выплаты не поименованы в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Закон N 125-ФЗ), то они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений.
Полагая неправомерными выводы суда области в отношении начислений страховых взносов на суммы единовременного поощрения за добросовестный труд работникам при выходе на пенсию, фонд ссылается на то, что указанная выплата производится исключительно работникам общества в рамках трудовых отношений за качественное исполнение трудовых обязанностей, исходя из стажа работы и размера среднемесячного заработка, в связи с чем подлежит обложению страховыми взносами.
Как настаивает фонд, из анализа статей 15, 16 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) следует, что понятие трудовых отношений шире, чем понятие трудового договора и включает в себя, в том числе, социально-трудовые отношения.
Общество "Российские железные дороги" в представленном письменном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, полагая принятое судом области решение законным и обоснованным.
Страхователь настаивает, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), а, следовательно, не являются и объектом обложения страховыми взносами.
Доказательств, свидетельствующих о том, что компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, а также единовременные поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию являются оплатой труда работников, то есть носят систематический характер, зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, отделением Фонда социального страхования не представлено.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей отделения Фонда социального страхования и общества "Российские железные дороги", обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена документальная выездная проверка общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции здравоохранения - структурного подразделения Центральной дирекции здравоохранения - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которой был составлен акт от 29.09.2016 N 654н/с.
Рассмотрев акт и материалы проверки с учетом возражений акционерного общества, заместитель директора филиала N 9 отделения Фонда социального страхования вынес решение от 02.11.2016 N 654н/с "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Указанным решением акционерное общество было привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 129,55 руб. за занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, данным решением страхователю было предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в сумме 647,76 руб., пени в сумме 42,58 руб. и штрафные санкции, а также отразить в бухгалтерском учете и расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС недоимку в сумме 647,76 руб.
Основанием для принятия данного решения послужил, в том числе, вывод фонда о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов вследствие необоснованного невключения в нее компенсаций за санаторно-курортное лечение и выплат единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию.
На основании принятого решения фондом было направлено страхователю требование от 18.11.2016 N 654 об уплате доначисленных сумм страховых взносов 647,76 руб., пени 42,58 руб., штрафа 129,55 руб., исполненное страхователем путем перечисления указанных сумм в бюджет Фонда социального страхования платежными поручениями от 30.11.2016 NN 98128, 98135, 98136.
Вместе с тем, полагая решение фонда от 02.11.2016 N 654н/с не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с требованиями о признании его недействительным и о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней и штрафа.
Удовлетворяя решением от 21.06.2017 заявленные требования, суд области указал, что выплаты компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников акционерного общества и единовременного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию закреплены в коллективном договоре на 2014-2016 годы как носящие социальный характер и не связанные с оплатой труда, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам за труд и не подлежат обложению страховыми взносами.
Соглашаясь с выводами суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 125-ФЗ обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных названным Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно статье 5 Закона N 125-ФЗ страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (добровольное страхование).
На основании статьи 20 Закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
При этом объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в действующей редакции) предусмотрено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Из приведенных положений Закона N 125-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Также статья 164 Трудового кодекса содержит понятие гарантий, предоставляемых работникам. Под гарантиями названной нормой понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Судом области при рассмотрении настоящего дела установлено, что между трудовым коллективом (работники) и администрацией (работодатель) общества "Российские железные дороги" в 2014-2016 годах был заключен коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения работников и работодателя. В том числе, коллективным договором предусматривались меры социальной и корпоративной поддержки работников акционерного общества.
В соответствии с положениями коллективного договора на 2014-2016 годы акционерным обществом в 2014-2015 годах была произведена компенсация затрат работников на санаторно-курортное лечение в общей сумме 277 452 руб., а также выплачены единовременные поощрения при увольнении в связи с уходом работников на пенсию в сумме 152 250,84 руб.
Подтверждающие документы (положения об оплате труда, штатное расписание, приказы, сводные ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета, оборотно-сальдовые ведомости, кассовые и банковские документы и другие) были исследованы фондом в ходе проведения документальной выездной проверки, на что указано в акте от 29.09.2016 N 654н/с.
В материалы дела представлен коллективный договор общества "Российские железные дороги" на 2014-2016 годы (т. 2 л.д. 120-156), из содержания которого следует, что частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также выплата единовременного поощрения за добросовестный труд при увольнении в связи с уходом на пенсию произведены на основании положений пунктов 5.3.4 и 5.3.8 коллективного договора. Основанием выплат являлись такие обстоятельства, как выход на пенсию впервые и осуществление расходов работником на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, судом области обоснованно сделан вывод о том, что спорные выплаты не являются элементом оплаты труда, поскольку они не зависят от количества, качества труда, не предусмотрены системами оплаты труда в акционерном обществе, а направлены на социальную поддержку работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и выходящих на пенсию впервые.
В указанной связи, как обоснованно указал суд области, спорные выплаты, предусмотренные локальным нормативным актом акционерного общества, не подлежали включению в страховую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, так как они не связаны с оплатой труда работников.
Также на них не подлежали начислению пени, поскольку в силу положений статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Так как пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то, с учетом вывода суда об отсутствии оснований для начисления акционерному обществу страховых взносов, то есть, об отсутствии обязанности по уплате страховых взносов в сумме 647,76 руб., также неправомерным является и начисление пеней в сумме 42,58 руб. за несвоевременную уплату данной суммы страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Поскольку материалами дела доказано, что страхователем не занижалась база для исчисления страховых взносов и не допускалось неправильного исчисления страховых взносов, то у фонда не имелось оснований для привлечения его к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
Таким образом, решение отделения Фонда социального страхования от 02.11.2016 N 654н/с "О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обоснованно признано судом области недействительным.
Учитывая, что материалами дела доказано, что начисления, произведенные фондом, не являлись обоснованными, их уплата страхователем по требованию страховщика также является необоснованной, а уплаченные суммы подлежат возврату акционерному обществу.
Факт уплаты страхователем доначисленных решением от 02.11.2016 N 654н/с сумм страховых взносов, пеней и штрафа материалами дела доказан и фондом не оспаривается.
Рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.
Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не решается, так как на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса органы государственных внебюджетных фондов, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение арбитражного суда Воронежской области от 21.06.2017 по делу N А14-19092/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
М.Б.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)