Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 08.09.2016 N 4А-529/2016

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего...).

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. N 7-529/16


Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 29.04.2016, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 29.06.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 29.04.2016 Федерального казенного учреждения здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора) признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 29.06.2016 постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 29.04.2016 оставлено без изменений.
Заявитель в жалобе просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить как принятые с нарушением норм материального права. Считает, что суд необоснованно отклонил ходатайство о признании правонарушения малозначительным. Указывает, что судом не были учтены доводы о том, что нарушение закона носило кратковременный характер, вред обществу не причинен.
Изучив дело об административном правонарушении, нахожу, что судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции).
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который в соответствии с ч. 4 ст. 12 названного Федерального закона при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующее уведомление подлежит направлению работодателю по последнему месту службы государственного или муниципального служащего в соответствии с Правилами сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещающим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29, в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы.
Как усматривается из материалов дела, Саратовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора, в ходе которой установлено, что У.И.Л. уволен с федеральной государственной службы из Саратовской таможни с должности начальника отдела тылового обеспечения Саратовской таможни с 28.05.2015 на основании приказа от 27.04.2015 N 785-к.
В соответствии с приказом о назначении на должность от 21.10.2015 N, трудовым договором от 20.10.2015 N У.И.Л. назначен на должность ведущего инженера отдела капитального строительства ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора.
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора не сообщил в Саратовскую таможню в десятидневный срок о заключении трудового договора с У.И.Л., замещающим ранее должность государственной гражданской службы.
31.03.2016 постановлением и.о. заместителя Саратовского транспортного прокурора в отношении ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора виновным в совершении указанного правонарушения, судебные инстанции не учли, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства - участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа п. 1, пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ч. 2, 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Статьей 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно ч. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии со ст. 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Частью 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (часть 2 указанной статьи).
Как следует из системного анализа положений ст. 123.22 ГК РФ, ст. 6 БК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", государственные казенные учреждения субъектов учреждаются решением органа государственной власти субъекта для осуществления деятельности по оказанию государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.
В соответствии с п. 8 Устава ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора казенное учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарной охраны территории и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации по чуме и другим особо опасным, зоонозным, природно-очаговым инфекционным болезням.
Функции и полномочия учредителя ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а собственником имущества является Российская Федерация.
Данное государственное казенное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных субъектом Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта, его деятельность связана с предоставлением государственных услуг, что позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей ведущего инженера отдела капитального строительства не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на государственной гражданской службе.
Следовательно, вывод о том, что несообщение ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора о принятии на работу бывшего государственного гражданского служащего образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей ст. 19.29 КоАП РФ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 29.04.2016, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 29.06.2016, вынесенные в отношении ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 29.04.2016, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 29.06.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя суда
О.М.ЛЯПИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)