Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 25.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3890/2017

Требование: Об оспаривании предписания должностного лица.

Разделы:
Должностная инструкция; Документирование трудовых отношений
Обстоятельства: В адрес истца поступило предписание о выявленных недостатках трудового законодательства по результатам проведенной внеплановой документарной проверки, его обязали в установленный срок устранить нарушение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N 33а-3890/17


Судья Макаров М.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Игнатьевой А.Р.,
секретаре Г.,
с участием представителя административного истца М., специалиста П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 15 августа 2017 года по делу по административному иску Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Алмазик" к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписания N... от 07 февраля 2017 года, которым,
постановлено:
В административном исковом заявлении отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия

установила:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что 10.04.2017 г. в адрес истца поступило предписание главного государственного инспектора труда от 07.02.2017 г. N... о выявленных недостатках трудового законодательства по результатам проведенной внеплановой документарной проверки. Административного истца обязали в срок до 07.10.2017 г. устранить нарушение в соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте работников В., К., Л., Д., и с момент получения предписания устранить нарушение в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, на момент проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте указанных работников, до утверждения отчета о ее проведении, предоставлять гарантии и компенсации по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона. В ходе проверки установлено, что при проведении специальной оценки условий труда не учтен биологический фактор. Тем самым нарушен п. 29 Приказа Минтруда России от 24.01.2014 г. N 33н.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, указывает, что обнаружение патогенных микроорганизмов в помещениях детских садов АН ДОО "Алмазик", противоречит требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10, а также, что в должностных инструкциях медицинских работников отсутствует упоминание о том, что они работают на рабочих местах с наличием патогенных микроорганизмов. При этом указывают, что Государственная инспекция труда в PC (Я) не имеет права разрешать разногласия между работником и работодателем по поводу предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, на основании обращения работников административного истца и распоряжения врио руководителя Государственной инспекции труда в РС (Я) N... от 11.01.2017 г. 25 января 2017 года и 07.02.2017 г. была проведена внеплановая документарная проверка истца и 07.02.2017 г. было выдано предписание N... о выявленных недостатках трудового законодательства по результатам проведенной внеплановой документарной проверки.
Так, административному истцу предписано 8 пунктов, а именно в срок до 07 октября устранить нарушение в соответствии с пп. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, провести внеплановую специальную оценку условий труда на рабочем месте работников В., К., Л., Д., и с момента получения предписания устранить нарушение в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, на момент проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте указанных работников, до утверждения отчета о ее проведении, предоставлять гарантии и компенсации по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание Государственной трудовой инспекции является законным и обоснованным, ссылаясь на то, что оценка биологического фактора на рабочих местах медицинских работников дошкольных детских учреждений является обязательной.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда ввиду следующего.
Так, отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
Между АН ДОО "Алмазик" и ООО "********" был заключен договор от 16.05.2016 N... о проведении работ по специальной оценке условий на рабочих местах, отчет о проведенной специальной оценки условий труда подписан 3 августа 2017 года. В соответствии с техническим заданием ООО "********" должен был провести оценку биологического фактора на рабочих местах медицинских работников, однако по мнению экспертной организации измерение и оценка содержания патогенных микроорганизмов в воздухе рабочей зоны необходимо проводить только при работе с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащихся в бактериальных препаратах.
В соответствии с п. 29 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика), отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением N 9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений, в том числе в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Выявление наличия на конкретных рабочих местах указанной категории работников работ с патогенными микроорганизмами различных групп патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности. Чтобы отнести условия труда к вредному классу (подклассу) условий труда биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) необходимо предоставить документы, подтверждающие контакт медицинских работников, содержащие наименования ПБА в соответствии с Классификатором биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 64 "Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил".
Согласно трудовому договору N... от 01.02.2013, Л. принята ********, путем заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работает в должности ********.
Согласно трудовому договору N... от 01.02.2013, А. принята ********, путем заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работает к должности ********.
Согласно трудовому договору N... от 04.03.2013, В. принята ********, путем заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работает в должности ********.
Согласно трудового договора N... от 01.02.2013, Д. принята ******** на 0,5 ставки, ******** на 0,5 ставки, путем заключения дополнительных соглашений к трудовому договору работает в должности ********.
Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) выдана Лицензия N... от 18.11.2015 г. АН ДОО "Алмазик" один из видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) согласно выданной лицензии является оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи, организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации (проведению профилактических прививок), сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии.
В должностных инструкциях медицинских работников отсутствует упоминание о том, что они работают на рабочих местах с наличием патогенных микроорганизмов.
В рамках государственных гарантий силами медицинских работников АН ДОО "Алмазик" проводится только вакцинация воспитанников возрастной категории от 2 до 7 лет инактивированными и живыми (ослабленными) видами вакцин.
Между АН ДОО "Алмазик" и АО "Клинский институт охраны и условий труда" (АО "КИОУТ" был заключен договор от 05.06.2017 N... о проведении работ по специальной оценке условий на 6 рабочих местах, в том числе оценка рабочих мест медицинских работников Д., В., Л., К., отчет о проведенной специальной оценки условий труда подписан 24 июля 2017 года. Оценка рабочих мест производилась без оценки воздействия биологического фактора в связи с отсутствием сведений у работников возможного контакта с патогенными микроорганизмами.
При этом указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что экспертными учреждениями не рассматривался вопрос о биологическом факторе, поскольку из выводов вышеуказанных экспертных учреждений следует, что оценка биологического фактора производится в том случае, если имеются сведения о фактически выполняемых видах работ, связанных с должностными обязанностями работника в соответствии с классификацией СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" и СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней". Таких оснований в отношении работников дошкольного учреждения осуществляющих медицинскую деятельность, нет. Таким образом, отчет о проведенной специальной оценки условий труда аналогичен отчету ООО "********". Это подтверждает тот факт, что АН ДОО "Алмазик" провела СОУТ с соблюдением требований законодательства.
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями специалиста, привлеченного к участию в деле в порядке ст. 50 КАС РФ. Специалист Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский информационно-аналитический центр мониторинга условий труда - Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда" П. суду апелляционной инстанции дал разъяснение о том, что обязательное измерение содержания патогенной микрофлоры в воздухе рабочей зоны должно проводиться только в том случае, если рабочий цикл предполагает возможность вовлечения микроорганизмов-продуцентов, живых клеток и спор, которые содержат бактериальные препараты (изменения, внесенные Минздравом РФ в Методику проведения СОУТ и закрепленные Приказом Минтруда России от 20.01.2015 N 24н "О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н"). С такими штаммами работают закрытые организации, институты, научно-исследовательские лаборатории и лаборатории по производству вакцин, бакпрепаратов, токсинов и т.п., в том числе подразделения, относящиеся к категории военных и военизированных (ФМБА). Во всех остальных случаях оценка условий труда не предполагает проведение измерений.
Между тем, последствия, связанные с потенциальной возможностью контакта персонала с ПБА при проведении оценки биологического фактора не учитываются. Предметом оценки является только фактически выполняемые виды работ, связанные с должностными обязанностями работника в соответствии с классификацией СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)" и СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней.
При таких обстоятельствах предписание главного государственного инспектора труда от 07.02.2017 г. N... нельзя признать законным.
Выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда в соответствии со ст. 310 КАС РФ подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда от 15 августа 2017 года по делу по административному иску Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Алмазик" к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписания N... от 07 февраля 2017 года отменить.
Принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора труда в РС (Я) от 07 февраля 2017 года N....
Председательствующий
В.В.НОЕВА

Судьи
С.Н.СЫРЕНОВА
А.Р.ИГНАТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)