Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что учреждение неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на сумму выплаченного единовременного пособия молодым специалистам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-8135/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (ОГРН 1023000848419) к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.07.2015 N 325 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.08.2015 N 325 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в сумме 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб.,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать недействительными решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Астраханское РО ФСС, фонд) от 28.07.2015 N 325 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.08.2015 N 325 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в сумме 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Астраханское РО ФСС обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции по основаниям, указанным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, фондом на основании решения заместителя управляющего Пахомова В.П. от 12.05.2015 N 52417 в период с 12.05.2015 по 30.06.2015 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам выездной проверки составлен акт от 30.06.2015 N 390, в котором указано, что выявлено необоснованное занижение в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 850 000 руб. (заявитель не начислял страховые взносы на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта в сумме 340 000 руб. (в 2012 году), на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам в сумме 270 000 руб. (в 2013 году), 240 000 руб. (в 2014 году).
На заниженную облагаемую базу заявителю доначислены страховые взносы по установленному страховому тарифу в сумме 7 830 руб., 6 960 руб. (на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам), в сумме 9 869 руб. (на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта).
Решением заместителя управляющего фонда от 28.07.2015 N 325 учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения, выраженного в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ. Страхователю предложено перечислить выявленную недоимку в сумме 24 968,89 руб., штраф в размере 4 993,78 руб.
Фонд считает, что спорные выплаты произведены учреждением в рамках трудовых отношений, поэтому они являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Не согласившись с вынесенным решением в части начисления страховых взносов в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., учреждение обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" (далее - Постановление Правительства Астраханской области N 361-П) в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области установлены меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30 000 руб. и 50 000 руб. на одного медицинского работника.
Также Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта" (далее - Постановление Правительства Астраханской области N 229-П), предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 000 000 и 500 000 руб. соответственно.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, установленным Постановлением Правительства Астраханской области N 361-П финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели. Медицинское учреждение в течение 10 дней со дня зачисления денежных средств на лицевой счет перечисляет их на банковский счет молодого специалиста по реквизитам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка (пункт 6.2).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области N 229-П министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривает документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении в форме правового акта министерства.
Как установлено судами, в 2012 - 2014 гг. вышеуказанным работникам учреждения производились выплаты на основании постановления Правительства Астраханской области N 361-П, постановления Правительства Астраханской области N 229-П.
Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Предоставление указанных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Астраханской области N 361-П, постановлением Правительства Астраханской области N 229-П, относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Как правомерно указано судами, указанные выше спорные выплаты носят единовременный и исключительно компенсационный характер, и не могут быть квалифицированы как часть оплаты труда (трудовых затрат) работников.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования учреждения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу N А06-8135/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2016 N Ф06-11226/2016 ПО ДЕЛУ N А06-8135/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что учреждение неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на сумму выплаченного единовременного пособия молодым специалистам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. N Ф06-11226/2016
Дело N А06-8135/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-8135/2015
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (ОГРН 1023000848419) к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.07.2015 N 325 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.08.2015 N 325 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в сумме 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб.,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Наримановская районная больница" (далее - учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать недействительными решение Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Астраханское РО ФСС, фонд) от 28.07.2015 N 325 в части доначисления недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 19.08.2015 N 325 в части взыскания недоимки по страховым взносам в сумме 24 650 руб., штрафа в сумме 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Астраханское РО ФСС обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции по основаниям, указанным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, фондом на основании решения заместителя управляющего Пахомова В.П. от 12.05.2015 N 52417 в период с 12.05.2015 по 30.06.2015 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам выездной проверки составлен акт от 30.06.2015 N 390, в котором указано, что выявлено необоснованное занижение в нарушение статей 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 850 000 руб. (заявитель не начислял страховые взносы на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта в сумме 340 000 руб. (в 2012 году), на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам в сумме 270 000 руб. (в 2013 году), 240 000 руб. (в 2014 году).
На заниженную облагаемую базу заявителю доначислены страховые взносы по установленному страховому тарифу в сумме 7 830 руб., 6 960 руб. (на выплаты молодым специалистам, произведенные в рамках дополнительных соглашений к трудовым договорам), в сумме 9 869 руб. (на выплаты единовременных пособий молодым специалистам - медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта).
Решением заместителя управляющего фонда от 28.07.2015 N 325 учреждение привлечено к ответственности за совершение правонарушения, выраженного в неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ. Страхователю предложено перечислить выявленную недоимку в сумме 24 968,89 руб., штраф в размере 4 993,78 руб.
Фонд считает, что спорные выплаты произведены учреждением в рамках трудовых отношений, поэтому они являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Не согласившись с вынесенным решением в части начисления страховых взносов в сумме 24 650 руб., штрафа в размере 2 796,56 руб., штрафа в размере 1 972 руб., учреждение обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о страховых взносах и подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" (далее - Постановление Правительства Астраханской области N 361-П) в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области установлены меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30 000 руб. и 50 000 руб. на одного медицинского работника.
Также Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта" (далее - Постановление Правительства Астраханской области N 229-П), предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 000 000 и 500 000 руб. соответственно.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, установленным Постановлением Правительства Астраханской области N 361-П финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели. Медицинское учреждение в течение 10 дней со дня зачисления денежных средств на лицевой счет перечисляет их на банковский счет молодого специалиста по реквизитам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка (пункт 6.2).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области N 229-П министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривает документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении в форме правового акта министерства.
Как установлено судами, в 2012 - 2014 гг. вышеуказанным работникам учреждения производились выплаты на основании постановления Правительства Астраханской области N 361-П, постановления Правительства Астраханской области N 229-П.
Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Предоставление указанных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Астраханской области N 361-П, постановлением Правительства Астраханской области N 229-П, относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Как правомерно указано судами, указанные выше спорные выплаты носят единовременный и исключительно компенсационный характер, и не могут быть квалифицированы как часть оплаты труда (трудовых затрат) работников.
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования учреждения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 01.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу N А06-8135/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)