Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12037/2016

Требование: О взыскании задолженности по компенсационным выплатам и по выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда.

Разделы:
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения
Обстоятельства: Истица уволена в связи с сокращением штата работников, при этом ответчик должен был производить ежемесячно начисление компенсационных выплат в размере 23 процентов, однако данные выплаты им произведены не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу N 33-12037/2016


Судья Уланова О.К.
А-042г

07 сентября 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску С. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о взыскании задолженности по выплате выходного пособия за нерабочие праздничные дни, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни, компенсационных выплат и денежной компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - П.
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 14 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования С. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о взыскании задолженности по выплате выходного пособия за нерабочие праздничные дни, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни, компенсационных выплат и денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу С.:
- за январь 2016 года 48013 руб. 05 коп., из которых 38503 руб. 20 коп. выходного пособия, 9509 руб. 85 коп. дополнительных компенсационных выплат;
- за февраль 2016 года 26419 руб. 28 коп., из которых 4812 руб. 90 коп. среднего заработка на период трудоустройства, 21606 руб. 38 коп. дополнительных компенсационных выплат;
- за март 2016 года 27448 руб. 16 коп., из которых 4812 руб. 90 коп. среднего заработка на период трудоустройства, 22635 руб. 26 коп. дополнительных компенсационных выплат;
- за апрель 2016 года дополнительные компенсационные выплаты в размере 21606 руб. 38 коп.;
- за май 2016 года 31232 руб. 18 коп., из которых 9625 руб. 80 коп. среднего заработка на период трудоустройства, 21606 руб. 38 коп. дополнительных компенсационных выплат;
- денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 159719 (сто пятьдесят девять тысяч семьсот девятнадцать) руб. 05 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

С. обратилась в суд с требованиями к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о взыскании задолженности по компенсационным выплатам и по выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни за период с января по июнь 2016 года, в том числе выходного пособия, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 01.01.2006 года истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность начальника Управления делами Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. 31.12.2015 года истец уволена в связи с сокращением штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
На основании распоряжения руководителя Администрации района N 413-к от 18.12.2015 года ей подлежало выплате денежное содержание в размере месячного заработка по ранее занимаемой должности на период трудоустройства в течение трех месяцев и по решению органа занятости населения в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Размер денежного содержания определен в трудовом договоре. Кроме этого, ответчик должен был производить ежемесячно начисление компенсационных выплат в размере 23%, выплата которых установлена Законом Красноярского края и муниципальными правовыми актами Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в том числе лицам, замещающим иные муниципальные должности, и муниципальным служащим. Однако данные выплаты ответчиком не были произведены. Истец полагает, что при прекращении с ней трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, она имеет право на выплату указанных компенсационных выплат на период трудоустройства. Задержку соответствующих выплат ответчиком истец считает незаконной и нарушающей ее права. Кроме этого, ответчиком не были учтены как подлежащие оплате праздничные дни: с 1 по 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, а также 12 июня. Кроме того, полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - П. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что поскольку трудовые отношения с истцом прекращены, за ней сохраняется право на получение не заработной платы пропорционально отработанному времени, а среднего заработка, при этом, расчет выходного пособия и среднего месячного заработка истца произведен ими правильно.
Проверив материалы дела, заслушав С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда.
В соответствии со статьями 178 и 318 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно ч. 4 ст. 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, С. с 01.01.2006 года состояла с ответчиком в трудовых отношениях, занимая должность муниципальной службы - начальника Управления делами Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Распоряжением Руководителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района N 413-к от 18.12.2015 года истец уволена 31.12.2015 года в связи с сокращением штата работников по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.
При увольнении истцу было начислено и выплачено путем перечисления на банковский счет:
- - за январь 2016 года выходное пособие (с учетом перерасчета среднего дневного заработка) из расчета 15 рабочих дней без учета праздничных дней с 1 по 8 января 2016 года и без учета дополнительного ежемесячного денежного поощрения (далее ЕДП) в сумме 67100 руб. 55 коп. (4473,37 x 15); ЕДП из расчета 15 рабочих дней в размере 5092 руб. 95 коп. (339,53 x 15) и дополнительные компенсационные выплаты в сумме 14154 руб. 28 коп. (4102,69 x 15 x 0,23), начисленные на сумму выходного пособия до перерасчета среднего дневного заработка;
- - за февраль 2016 года сохраняемый средний заработок на время трудоустройства из расчета 20 рабочих дней без учета праздничного дня 23 февраля 2016 года и без учета ЕДП в сумме 89467 руб. 40 коп. (4473,37 x 20); ЕДП из расчета 20 рабочих дней в размере 6790 руб. 60 коп. (339,53 x 20);
- - за март 2016 года сохраняемый средний заработок на время трудоустройства из расчета 21 рабочего дня без учета праздничного дня 8 марта 2016 года и без учета ЕДП в сумме 93940 руб. 77 коп. (4473,37 x 21); ЕДП из расчета 21 рабочий день в размере 7130 руб. 13 коп. (339,53 x 21);
- - за апрель 2016 года сохраняемый средний заработок на время трудоустройства из расчета 21 рабочий день без учета ЕДП в сумме 93940 руб. 77 коп. (4473,37 x 21); ЕДП из расчета 21 рабочий день в размере 7130 руб. 13 коп. (339,53 x 21);
- - за май 2016 года сохраняемый средний заработок на время трудоустройства из расчета 19 рабочих дней без учета праздничных дней 1 и 9 мая 2016 года и без учета ЕДП в сумме 84994 руб. 03 коп. (4473,37 x 19); ЕДП из расчета 19 рабочих дней в размере 6451 руб. 07 коп. (339,53 x 19).
Не согласившись с произведенным ответчиком расчетом, истец обратилась с иском в суд.
Разрешая исковые требования о взыскании задолженности по выплате сохраняемого среднего заработка за нерабочие праздничные дни, в том числе выходного пособия, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении данных требований частично.
При этом суд обоснованно исходил из того, что произведенный ответчиком расчет сохраняемого среднего заработка (в том числе выходного пособия) без учета нерабочих праздничных дней противоречит нормам действующего трудового законодательства, согласно которым истец имела право на получение сохраняемого при увольнении среднего заработка с учетом вышеуказанных нерабочих праздничных дней.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, при выплате С. сохраняемого среднего заработка за нерабочие праздничные дни на время трудоустройства (в том числе выходного пособия) не были учтены праздничные дни за период с января по май 2016 года.
С учетом изложенного, проанализировав полученную истцом заработную плату, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о том, что неоплата официально установленных праздничных дней, а именно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, повлекшая снижение размера входного пособия и сохраняемой за истцом на период трудоустройства заработной платы, является незаконной, в связи с чем, в ее пользу подлежит взысканию задолженность по выплате сохраняемого среднего заработка за нерабочие праздничные дни (в том числе выходного пособия) за январь 2016 года в размере 38503 руб. 20 коп., за февраль 2016 года в размере 4812 рублей 90 копеек, за март 2016 года - 4812 рублей 90 копеек, за май 2016 года - 9625 рублей 80 копеек.
Расчет указанной задолженности приведен в решении суда, судебная коллегия находит его правильным.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - П. о том, что расчет сохраняемой за истцом на период трудоустройства средний заработок за нерабочие праздничные дни (в том числе выходного пособия) произведен работодателем в соответствии с требованиями законодательства, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования С. о взыскании дополнительных компенсационных выплат, суд указывает, что заработная плата не является единственным денежным обязательством, по которому работодатель должен рассчитаться с работником, поэтому истец при прекращении трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ, имела право на получение дополнительных компенсационных выплат за январь, февраль, март, апрель и май 2016 года, поскольку целью данных компенсационных выплат является сохранение полностью или частично заработка работника и уровня социальной поддержки граждан, указанных в п. "с" ст. 42 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2660, к числу которых суд отнес истца.
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться, полагая, что судом в данной части были неправильно истолкованы и применены нормы материального права в силу следующего.
На основании ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения "Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и лиц, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправлении, муниципальных органах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района" оплата труда лиц, замещающих муниципальные должности, состоит из денежного довольствия и ежемесячного денежного поощрения.
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. В состав денежного содержания муниципального служащего включаются: должностной оклад; ежемесячная надбавка за классный чин; ежемесячная надбавка за выслугу лет; ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь (п. 6 Положения).
Согласно пункта "с" статьи 42 Закона Красноярского края от 18.12.2008 г. N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в <...>" устанавливаются следующие дополнительные меры социальной поддержки граждан, проживающих в муниципальном районе: компенсационные выплаты депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, лицам, замещающим иные муниципальные должности, и муниципальным служащим. Данные выплаты носят характер социальных выплат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 вышеуказанного Закона, порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом "с" статьи 42 настоящего Закона, и порядок определения их размера устанавливаются Правительством Красноярского края.
Порядком предоставления и определения размера компенсационных выплат депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, лицам, замещающим иные муниципальные должности, и муниципальным служащим Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 06.04.2010 г. N 157-п, муниципальным служащим Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края с 01.04.2010 года установлены компенсационные выплаты социального характера, размер которых составляет 23% от размера оплаты труда (без учета размера увеличения ежемесячного денежного поощрения), начисленного в текущем месяце.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Анализ вышеуказанных правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, позволяет судебной коллегии сделать вывод, что спорные компенсационные выплаты не могут выплачиваться истцу на весь период трудоустройства как сохраняемые, так как они являются выплатами социального характера, не включаются в состав денежного содержания муниципального служащего, не учитываются при расчете среднего заработка, и подлежат выплате только работающим муниципальным служащим, к которым С. после увольнения по сокращению штата работников, не относится.
Кроме того, в материалы дела представлены сведения о том, что оплатой денежных обязательств по расходам на предоставление вышеуказанных компенсационных выплат занимается Управление социальной защиты населения в пределах объемов финансирования.
На основании изложенного, поскольку в связи с прекращением трудовых отношений с администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, истец перестала занимать должность муниципальной службы, судебная коллегия полагает, что истец не имеет право на компенсационные выплаты, предусмотренные Порядком предоставления и определения размера компенсационных выплат депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, лицам, замещающим иные муниципальные должности, и муниципальным служащим Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 06.04.2010 г. N 157-п, в связи с чем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы в данной части.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части взыскания дополнительных компенсационных выплат отменить, приняв по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно, со ссылкой на нормы ч. 2 ст. 318 ТК РФ, отказал истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности производить расчет среднего месячного заработка за последующий месяц не трудоустройства с учетом праздничных дней, а также компенсационных выплат за июнь 2016 года, поскольку доказательств того, что в июне 2016 года за истцом сохранится право на получение среднего месячного заработка на период увольнения, либо это право будет нарушено, суду не представлено и судом не добыто, а возложение на ответчика обязанности по исполнению действующего законодательства производить расчет среднего месячного заработка за последующий месяц не трудоустройства с учетом праздничных дней и компенсационных выплат в будущем противоречит принципу гражданского судопроизводства.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований С. о взыскании компенсации морального вреда в силу положений ст. 237 ТК РФ, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое объективное подтверждение факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившийся в невыплате в полном объеме выходного пособия. Размер компенсации в 5000 рублей соответствует требованиям разумности, справедливости и характеру причиненных истцу нравственных страданий.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 14 июня 2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования С. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о взыскании задолженности по выплате выходного пособия за нерабочие праздничные дни, сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни, компенсационных выплат и денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пользу С. средний заработок на период трудоустройства (с учетом выходного пособия) за январь 2016 года в размере 38503 руб. 20 коп., за февраль 2016 года в размере 4812 рублей 90 копеек, за март 2016 года - 4812 рублей 90 копеек, за май 2016 года - 9625 рублей 80 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а всего 62754 (шестьдесят две тысячи семьсот пятьдесят четыре) рубля 80 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.".
Апелляционную жалобу представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района - П. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий
И.А.БАИМОВА

Судьи
Н.В.БЕЛЯКОВА
Е.В.СУДАРЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)