Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 12АП-12699/2017 ПО ДЕЛУ N А06-2798/2017

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А06-2798/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 сентября 2017 года по делу N А06-2798/2017 (судья Н.Н. Колмакова)
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России (ИНН 3017002851, ОГРН 1023000852676)
к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (ИНН 3015010078, ОГРН 1023000851719)
о признании недействительным п. 8 представления от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10
заинтересованное лицо: Астраханская областная организация Профсоюза (ИНН 3015012477, ОГРН 1023000825638,
при участии в судебном заседании представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России
- Утешева Р.А. по доверенности от 18.09.2017 N 330, выданной сроком на один год
- Бирюкова Е.Д. по доверенности от 09.11.17 N 895, действительной в течение 30 дней
- Тихомирова Е.Э. по доверенности от 09.11.2017 N 897, действительной в течение 30 дней
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России (далее - ФГБУ "НИИ по изучению лепры", заявитель) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным п. 8 представления от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10.
Решением суда первой инстанции от 11 сентября 2017 года признан недействительным п. 8 представления Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10.
Управлению Федерального казначейства по Астраханской области, не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФК по Астраханской области от 16.01.2017 N 17 в период с 17.01.2016 по 10.02.2017 ревизионной группой проводилась выездная ревизионная проверка использования средств федерального бюджета в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России за 2016 год.
По результатам проверки были выявлены нарушения, о чем составлен акт от 03.03.2017.
В акте проверки Управление указало, что на основании анализа штатной, списочной и фактической численности комиссией был сделан вывод, что ФГБУ "Научно-исследовательский институт по изучению лепры" Министерства здравоохранения России в нарушении п. 9.2.2 Положения об оплате труда работников (являющемся неотъемлемой частью коллективного договора) и пункта 1.3 Приложения N 5 к приказу от 28.08.2008 N 463н произведен неправомерный расход федеральных средств (завышена сумма стимулирующих выплат за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения) на общую сумму 327 462,88 руб. работникам подразделений, не связанным с противолепрозной деятельностью (изучением и лечением лепры).
По результатам проверки УФК по Астраханской области было вынесено представление от 05.04.2017 N 25-28-25-2/10, в п. 8 которого указано о неправомерном расходовании федеральных средств на общую сумму 327 462,88 руб. Срок исполнения представления установлен до 10.05.2017.
Полагая, что представление в указанной части противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, учреждение обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с вышеуказанным требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что представления органа финансового контроля в части п. 8 не соответствует требованиям закона.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
На основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Из материалов дела следует, что структура Учреждения утверждена приказом от 28.06.2016 N 85.
Оплата труда работников Учреждения проводилась в соответствии с нормами установленными:
- Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583);
- приказом Министерства от 28.08.2008 N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (далее - приказ от 28.08.2008 N 463н);
- Коллективным договором между работниками Учреждения и работодателем на 2015-2018 годы, принятым на общем собрании работниками Учреждения протоколом от 23.12.2015 N 2 (далее - Коллективный договор);
- Положением об оплате труда работников Учреждения, утвержденным Коллективным договором (далее - Положение об оплате труда);
- Положением о премировании работников Учреждения, утвержденным Коллективным договором.
Коллективным договором в соответствии с приказом от 28.08.2008 N 463н в разрезе профессиональных квалификационных групп, квалификационных уровней и наименования должностей установлены минимальные размеры окладов и повышающие коэффициенты к ним.
Согласно пункту 8.2 Положения об оплате труда выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Приложения N 4 к приказу Министерства от 28.08.2008 N 463н.
Подразделения и должности с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением минимального повышающего коэффициента 0,30. Лепрозории, противолепрозные (лепрозные) подразделения: клиники, отделения, палаты, кабинеты.
Размер указанных выплат определяется путем умножения окладов на соответствующий повышающий коэффициент.
Судебная коллегия обращает внимание подателя жалобы, что на момент введения новых систем оплаты труда указанная выплата устанавливается всем работникам, получавшим ее ранее. При этом работодатель принимает меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.
Решение о введении соответствующих норм принимается работодателем с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Согласно представленным к ревизии отчету о проведении специальной оценки условий труда в Учреждении и заключению эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 04.08.2016 N 198-16 на всех рабочих местах в Учреждении выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, а именно биологический (класс 3.2 условий труда) и микроклимат (класс 3.1 условий труда).
Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно п. 1, п. 2 (1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением от 05.08.2008 N 583, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями -главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения. Указанные примерные положения носят для федеральных бюджетных и автономных учреждений рекомендательный характер.
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Коллективным договором и Приложением N 5 к приказу от 28.08.2008 N 463н установлена стимулирующая выплата работникам Учреждения за продолжительность непрерывной работы в следующих максимальных размерах:
а) (пункт 9.2.1 Положения об оплате труда, пункт 1.1.1 Приложения N 5 к приказу от 28.08.2008 N 463н) работникам противолепрозных (лепрозных) подразделений - в размере 10 процентов оклада за каждый год работы. Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников - 50 процентов.
б) (пункт 9.2.2 Положения об оплате труда, пункт 1.3 Приложения N 5 к приказу от 28.08.2008 N 463н) всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме работников, получающих надбавку по основаниям, предусмотренным в подпункте "а" - в размере 20 процентов оклада за первые три года и 10 процентов за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Верным представляется вывод суда первой инстанции о том, что все указанные в оспариваемом представлении отделы являются структурными подразделениями Учреждения, без которых невозможно нормальное функционирование научно-исследовательского института по изучению лепры.
Довод апелляционной жалобы о том, что стимулирующая выплата за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения для не медицинских работников (работников служб обеспечения) не могут превышать 30 процентов от оклада не может быть принят во внимание.
Стимулирующие выплаты за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения для работников противолепрозных (лепрозных) подразделений (п. 1.1.1 приложения 5) предусматриваются в максимальном размере надбавки для медицинских работников 80 процентов, для других работников - 50 процентов.
Указанная норма действует при исчислении надбавки для работников противолепрозных (лепрозных) подразделений, тогда как меньшая надбавка, на которую ссылается контролирующий орган применяется для иных медицинских работников.
Согласно проведенной специальной оценки условий труда отделы ФГБУ НИИ являются структурными подразделениями института с вредными и (или) опасными производственными факторами, а работники отделов его сотрудниками.
Условия оплаты труда работников института, определенные коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 6 ст. 135 ТК РФ).
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 сентября 2017 года по делу N А06-2798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)