Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 10.11.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4218/2015

Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 ноября 2015 г. по делу N 33-4218/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Савина А.И.,
при секретаре Б.Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Петрозаводска на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2015 г. по иску прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к главе Петрозаводского городского округа и Н.И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору.
Заслушав доклад Стракатовой З.Е., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к главе Петрозаводского городского округа и Н.И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору по тем основаниям, что в результате проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, проведенной в администрации Петрозаводского городского округа, установлено, что <...> г. между администрацией Петрозаводского городского округа и Н.И.А. заключен трудовой договор, согласно которому Н.И.А. принята на работу на должность муниципальной службы <...> аппарата администрации Петрозаводского городского округа, а в соответствии с распоряжением администрации Петрозаводского городского округа Н.И.А. с <...> г. она назначена на должность <...>. Прокурор указал, что согласно поступившей в прокуратуру г. Петрозаводска информации от Председателя Петрозаводского городского Совета Б.Г.П. назначение Н.И.А. на должность <...> не согласовывалось с Петрозаводским городским Советом. Таким образом, прокурор полагал, что при назначении Н.И.А. на указанную должность главой Петрозаводского городского округа нарушены положения Устава Петрозаводского городского округа, в том числе, п. 28 ст. 19 Устава, в силу которого к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета отнесено согласование назначения кандидатур на должности <...>. Поскольку такого согласования в отношении ответчика Н.И.А. не проведено, то назначение ее на указанную должность без соответствующего согласования противоречит основополагающим принципам и нормам организации местного самоуправления в Российской Федерации, которые строятся на началах законности (легитимности) власти, обязательного учета волеизъявления народа. Кроме того, прокурор считал, что назначение Н.И.А. на указанную должность проведено с нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в силу которой запрещено устанавливать преимущества при поступлении на муниципальную службу и прохождении муниципальной службы, не связанные с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Прокурор указал, что действия главы администрации Петрозаводского городского округа по назначению Н.И.А. на данную должность нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку создали препятствия по реализации права иных лиц, претендующих на данную должность, которые могли бы занимать ее на законных основаниях. С учетом изложенного, прокурор г. Петрозаводска просил обязать главу Петрозаводского городского округа расторгнуть с Н.И.А. дополнительное соглашение N к трудовому договору N от <...> г. по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и ст. 84 ТК РФ по должности муниципальной службы <...>
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2015 г. иск прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного круга лиц к главе Петрозаводского городского округа и Н.И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору удовлетворен. Суд обязал главу Петрозаводского городского округа расторгнуть дополнительное соглашение N к трудовому договору от <...> г. N, заключенному с Н.И.А. по должности муниципальной службы <...>
С решением суда не согласна администрация Петрозаводского городского округа.
В апелляционной жалобе представитель администрации Петрозаводского городского округа З.И.А., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что ни одна норма Устава в действующей редакции не содержит требование, обязывающее главу администрации Петрозаводского городского округа согласовывать назначение на должности своих заместителей. Полагает, что при назначении на должность Н.И.А. главой администрации Петрозаводского городского округа исполнены в полной мере требования пунктов 12, 26 Устава. Отмечает, что глава администрации не оспаривала наличие возможности регулирования трудовых отношений нормами Устава, в этой части позиция сводится только к тому, что Устав не содержит требований согласования кандидатур заместителей. Полагает, что данный правовой пробел является устранимым путем внесения соответствующих изменений в Устав. Считает, что суд не привел в решении нормы Федерального закона, содержащие прямое указание на невозможность продолжения работы Н.И.А. в занимаемой должности в связи с нарушением порядка приема на работу - отсутствием согласования. При этом, суд не сделал вывод об отсутствии нормы права, регулирующей данные правоотношения, как о правовом пробеле. Указывает, что в ст. 84 ТК РФ содержится перечень случаев, когда исключается возможность продолжения работы, при этом отсутствие согласования кандидатуры в данной статье не содержится, в связи с чем, применить аналогию права или закона в данном случае невозможно. Ссылаясь на п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа, ч. 2 ст. 3, ч. 6 ст. 16 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", указывает, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Полагает, что вопросы назначения на должность муниципальной службы и увольнения регулируются исключительно нормами трудового законодательства, с учетом особенностей Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". В связи с чем, указывая на ст. 72 ТК РФ, считает, что основания для расторжения дополнительного соглашения N к трудовому договору N от <...> г. отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Петрозаводского городского округа З.И.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик Н.И.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокурор Иовлев Д.С., представитель третьего лица Петрозаводского городского округа - Б.В.А., действующая на основании доверенности, не согласились с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагали, что решение суда является законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителя администрации Петрозаводского городского округа З.И.А., ответчика Н.И.А., прокурора Иовлева Д.С., представителя третьего лица Петрозаводского городского округа - Б.В.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34); при этом, полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35); структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (пункт 4 части 1 статьи 44).
Согласно ст. 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Частью 2 ст. 43 указанного Федерального закона установлено, что Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
В силу п. 1, 9 ч. 10 ст. 35 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Таким образом, положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что порядок назначения на муниципальную должность определяется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <...> г. между администрацией Петрозаводского городского округа и Н.И.А. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым Н.И.А. с <...> г. назначена на должность муниципальной службы <...>. Трудовой договор с ней заключен на неопределенный срок.
Распоряжением главы Петрозаводского городского округа от <...> г. N -рк Н.И.А. с <...> г. назначена на должность муниципальной службы <...>. Также между главой Петрозаводского городского округа Ш.Г.И. и Н.И.А. заключено дополнительное соглашение N к трудовому договору от <...> г. N, в соответствии с которым Н.И.А. с <...> г. назначена <...>.
Вместе с тем, согласно ст. 33 Устава Петрозаводского городского округа глава Петрозаводского городского округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, осуществлению контрольных функций, за исключением отнесенных законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и настоящим Уставом к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета.
В соответствии с п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19 октября 1999 г. N XXIII-XXVI/418, к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета относится согласование назначения кандидатур на должности заместителей главы администрации Петрозаводского городского округа.
В силу п. 1.4 Положения "Об аппарате администрации Петрозаводского городского округа", утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 27 января 2011 г. N 154, аппарат возглавляет заместитель главы администрации - руководитель аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением администрации Петрозаводского городского округа по согласованию с Петрозаводским городским Советом.
Постановлением главы Петрозаводского городского округа от 05 июня 2015 г. N 2828 внесены изменения в вышеуказанное Положение, п. 1.4 которого изложен в следующей редакции: "аппарат возглавляет заместитель главы администрации - руководитель аппарата, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением администрации Петрозаводского городского округа".
Однако указанные изменения в Устав Петрозаводского городского округа не внесены.
Положения Устава Петрозаводского городского округа, устанавливающие необходимость согласования назначения заместителей главы администрации Петрозаводского городского округа с представительным органом муниципального образования, соответствуют требованиям ст. 12 Конституции РФ, п. 1 ч. 1 ст. 17, ст. ст. 34, 44 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Закона Республики Карелия 24 июля 2007 г. N 1107 -ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" занимаемая Н.И.А. должность является главной муниципальной должностью.
Частью 3 ст. 67 ТК РФ предусмотрено, что при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, назначение Н.И.А. заместителем главы администрации Петрозаводского городского округа - руководителем аппарата произведено главой Петрозаводского городского округа в нарушение положений п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа, без согласования с Петрозаводским городским Советом.
Учитывая изложенные обстоятельства, принятие главой Петрозаводского городского округа вышеуказанного распоряжения в нарушение положений Устава Петрозаводского городского округа, являющегося актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов муниципального образования - без согласования с представительным органом, то есть без учета мнения населения Петрозаводского городского округа, интересы которого представляет Петрозаводский городской Совет, противоречит основополагающим принципам и нормам организации местного самоуправления в Российской Федерации, которые строятся на началах законности (легитимности) обретения власти, обязательного учета волеизъявления народа.
При таких обстоятельствах Н.И.А., как лицо, замещающее главную муниципальную должность, не наделена в установленном порядке публично-властными полномочиями по решению вопросов местного значения и вопросам по реализации переданных государственных полномочий обязательных для неопределенного круга лиц, что, как полагает судебная коллегия, исключает возможность дальнейшего замещения ею данной муниципальной должности.
Также судебная коллегия находит, что назначение Н.И.А. на должность <...> является нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, в соответствии с которой устанавливать преимущества при поступлении на муниципальную службу и прохождении муниципальной службы, не связанные с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего, запрещено.
Учитывая обстоятельства, дав оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, принимая во внимание, что назначение Н.И.А. на главную муниципальную должность <...> произведено в нарушение порядка, установленного Уставом Петрозаводского городского округа, что является достаточным основанием для освобождения ответчика от занимаемой в настоящее время муниципальной должности, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором г. Петрозаводска требований об обязании главы Петрозаводского городского округа расторгнуть с Н.И.А. указанное дополнительное соглашение к трудовому договору.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их соответствующими имеющимся в деле доказательствам и обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее требованиям норм материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что ни одна норма Устава в действующей редакции не содержит требование, обязывающее главу администрации Петрозаводского городского округа согласовывать назначение на должность своих заместителей, не соответствуют вышеизложенным обстоятельствам.
Ссылку в жалобе на то, что основания для расторжения дополнительного соглашения N к трудовому договору N от <...> г. отсутствуют, нельзя признать состоятельной, поскольку, как следует из материалов дела, Н.И.А. назначена на главную муниципальную должность <...> в нарушение п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа.
При этом расторжение с Н.И.А. дополнительного соглашения не повлечет прекращение с ней трудовых отношений по муниципальной должности, на которую она назначена <...> г.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного с учетом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно постановлено с учетом требований ст. ст. 56, 195, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа- без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)