Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.08.2017 ПО ДЕЛУ N 44А-956/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего...).

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2017 г. по делу N 44а-956/2017


Мировой судья - Корепанова О.А.

Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу начальника профессионального образовательного учреждения "Березниковский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Б. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Березниковского судебного района Пермского края от 20 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Березниковский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",
установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Березниковского судебного района Пермского края от 20 марта 2017 года образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Березниковский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ОУ ДПО "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" либо ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" в соответствии с текущим наименованием данного юридического лица) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 189-191).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 5 июля 2017 года, начальник ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" Б. просит постановление мирового судьи отменить. В обоснование своей позиции ссылается на ответ ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" от 17 апреля 2017 года N <...>, отмечая, что ранее занимаемая В. должность не относится к должностям государственной гражданской службы, следовательно, на представляемое им учреждение не была возложена обязанность по уведомлению предыдущего нанимателя о факте трудоустройства В.
Дело об административном правонарушении было истребовано 7 июля 2017 года и поступило в Пермский краевой суд 14 июля 2017 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100000 до 500000 рублей.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующее уведомление подлежит направлению согласно утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29 Правилам сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2016 года между ОУ ДПО "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" и В. заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого В. принимает на себя обязанности ведущего специалиста отдела ВТП и СМТП (л.д. 10-12).
В соответствии с приказом исполняющего обязанности начальника ОУ ДПО "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" от 24 октября 2016 года N 21/к, В. принята на работу в качестве ведущего специалиста отдела ВТП и СМТП данной организации (л.д. 17).
Ранее В. осуществляла трудовую деятельность в Отделе военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району: с 1 июня 2011 года до 1 ноября 2011 года на должности инспектора по воинскому учету и бронированию; с 1 ноября 2011 года до 1 декабря 2014 года на должности помощника начальника отделения; с 1 декабря 2014 года до 20 октября 2016 года на должности помощника начальника отделения (планирования, переназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) (по воинскому учету) (л.д. 19-22).
17 февраля 2017 года по постановлению заместителя военного прокурора Пермского гарнизона в отношении ОУ ДПО "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, по факту нарушения требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", выразившемся в том, что данная организация не направила уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим В. в десятидневный срок с момента заключения данного договора в Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району (л.д. 3-6).
Совокупность данных обстоятельств послужила основанием для привлечения мировым судьей ОУ ДПО "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Однако состоявшееся по делу судебное решение нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ограничения, связанные с установлением специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", ст. 64.1 ТК РФ, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 года Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Настоящая Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Конвенции, каждое Государство - участник принимает меры, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.
В силу пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Из взаимосвязи п. 1, пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции, ч. 1, 5 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.
Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Таким образом, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо организации, которая выполняет его функции.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", под федеральной государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны.
В силу п. 5 данного Указа, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года N 1609 утверждено Положение о военных комиссариатах, из содержания п. 9 которого следует, что в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. В соответствии с п. 12 данного Положения наименование, местонахождение, организационно-штатная структура, а также критерии и нормы содержания военных комиссариатов определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 175 утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Разделом III данного Перечня предусматриваются должности работников, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п. 10 указанного раздела к числу специалистов отнесена должность помощника военного комиссара или начальника отдела (отделения).
Совокупность изложенного позволяет сделать вывод о том, что должность помощника военного комиссара или начальника отдела (отделения) относится к должностям федеральной государственной службы, поскольку профессиональная служебная деятельность гражданина, замещающего такую должность, связана с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий Министерства обороны Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности в данном органе исполнительной власти.
Применительно к настоящему делу необходимо отметить, что ранее замещаемая В. должность помощника начальника отделения (планирования, переназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) (по воинскому учету) в отделе военного комиссариата Пермского края по г. Березники и Усольскому району относится к должностям федеральной государственной службы.
Вместе с тем в настоящее время В. осуществляет трудовую деятельность в ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России", которое выполняет государственные функции (задачи), о чем объективно свидетельствует следующее.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России), ДОСААФ России выполняет ряд государственных задач, в числе которых патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан и их подготовка по военно-учетным специальностям, подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе, развитие авиационных и технических видов спорта, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта, летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Аналогичные положения закреплены и в п. 2.2 устава ДОСААФ России.
Выполнение данных и связанных с ними государственных задач в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 отнесено к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации (пп. 32, 33.4, 34, 42 п. 7 данного Указа).
Также в соответствии с п. 2.1 Устава ДОСААФ России, к числу основных целей данной организации отнесены: организация патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, содействие органам государственной власти в проведении молодежной политики, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, подготовка граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществление иной образовательной деятельности; содействие органам государственной власти в проведении мероприятий по мобилизационной подготовке в интересах обороны страны.
В силу пунктов 3 - 5 вышеуказанного Постановления федеральные органы исполнительной власти, в том числе и Министерство обороны Российской Федерации, обязаны оказывать содействие ДОСААФ России в реализации поставленных перед данной организацией государственных задач путем предоставления субсидий из федерального бюджета и имущества, относящегося к федеральной собственности, а также иными средствами. Высшим представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления также рекомендовано оказывать содействие и поддержку ДОСААФ России в реализации возложенных на эту организацию государственных задач.
Исходя из содержания пунктов 3.2, 3.5 Устава ДОСААФ России, в структуру ДОСААФ России входят региональные (межрегиональные), местные и первичные отделения, филиалы и представительства ДОСААФ России. Некоммерческие организации, учредителями которых являются региональные отделения ДОСААФ России, созданные для подготовки граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, оценки выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, входят в структуру ДОСААФ России.
В соответствии с приобщенной к жалобе начальника ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" Б. копией протокола общего собрания учредителей от 29 мая 2017 года следует, что учредителями данного юридического лица являются ДОСААФ России и его региональное отделение в Пермском крае.
Согласно информации из Единого государственного реестра юридических лиц, ДОСААФ России осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности: подготовка кадров высшей квалификации, образование профессиональное дополнительное, деятельность в области спорта, деятельность в области отдыха и развлечений. Аналогичные виды деятельности осуществляет и ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России".
Совокупность изложенного свидетельствует о том, что исполнение должностных обязанностей ведущего специалиста отдела ВТП и СМТП в ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" - должности, на которую принята В., не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой данным лицом должностью федеральной государственной службы, поскольку деятельность организации, в которой В. в настоящее время осуществляет трудовую деятельность, связана с выполнением государственных функций (задач), ряд из которых отнесен к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации.
Следовательно, вывод мирового судьи о том, что вмененное ПОУ "Березниковский региональный центр ДОСААФ России" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, является необоснованным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является основанием для отмены постановления мирового судьи судебного участка N 2 Березниковского судебного района Пермского края от 20 марта 2017 года и прекращения производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:

жалобу начальника профессионального образовательного учреждения "Березниковский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Б. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Березниковского судебного района Пермского края от 20 марта 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Березниковский региональный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)