Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 09.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3300/2017

Требование: О возложении обязанности начислять заработную плату исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: В результате неправильного применения нормы рабочего времени ответчик недоначислил истице причитающуюся ей заработную плату, которая подлежит выплате с процентами, незаконными действиями ответчика по занижению оплаты труда истице причинен моральный вред.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N 33-3300/2017


Докладчик: Алексеева Г.И.
Судья: Порфирьева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Шумилова А.А.,
судей Лысенина Н.П., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску В. к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности начислять заработную плату исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за ее несвоевременную выплату, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее БУ РССМП, Учреждение) с последующим уточнением требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) о возложении обязанности начислять заработную плату с 01 апреля 2017 года исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 января 2016 года по 30 марта 2017 года в размере 40283 руб. 03 коп., компенсации за ее несвоевременную выплату за период с 01 января 2016 года по 26 марта 2017 года в размере 4447 руб. 62 коп. и далее по день вынесения решения, компенсации морального вреда в размере 30000 руб., а также взыскании судебных расходов в размере 5000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что В. работает у ответчика в должности врача скорой медицинской помощи (далее также врач СМП). По степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, общим условиям оценки труда ее рабочее место аттестовано по классу вредности 3.2. В связи с этим в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 в отношении истца подлежит применению сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и повышение оплаты труда в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада), что не было сделано работодателем. Во исполнение представления прокуратуры с 01 декабря 2013 года работодатель повысил ей оплату труда в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада), а с 01 января 2014 года установил сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Однако с февраля 2014 года работодатель в нарушение действующего законодательства изменил продолжительность рабочего времени, установив ей 39-часовую рабочую неделю, с апреля 2014 года по август 2016 года - 38,5-часовую рабочую неделю, с сентября по декабрь 2016 года - 39-часовую рабочую неделю, с января 2017 года - 38,5-часовую рабочую неделю, сохранив при этом выплату в размере 4% тарифной ставки (оклада).
В 2016 году в учреждении проведена специальная оценка условий труда (далее также СОУТ), по результатам которой на ее рабочем месте установлены вредные условия труда с итоговым классом 3.2. Однако в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года работодатель не применяет в отношении истца компенсацию за работу во вредных условиях труда в виде сокращенной продолжительности рабочей недели 36 часов, установленную ей на 01 января 2014 года, что повлекло неверное исчисление нормы рабочего времени и, соответственно, неверное начисление заработной платы, исчисление нормы рабочего времени 39 и 38,5 часов в неделю нарушает действующее трудовое законодательство и ограничивает уровень гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, уровень оплаты труда по сравнению с ее коллегами, в отношении которых работодатель применяет сокращенную продолжительность рабочего времени. В результате неправильного применения нормы рабочего времени ответчик не доначислил истцу причитающуюся ей заработную плату, которая подлежит выплате с процентами, начисленными в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), незаконными действиями ответчика по занижению оплаты труда истцу причинен моральный вред.
В судебном заседании истец В., ее представитель Р.О. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика БУ РССМП Л. исковые требования не признала, полагая установление истцу 38,5-часовой рабочей недели соответствующим локальным актам работодателя и не противоречащим нормам действующего трудового законодательства, указала, что продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю истцу работодателем не устанавливалась.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований В. к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности с 01.04.2017 г. начислять заработную плату исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.01.2016 г. по 30.03.2017 г. в размере 40283 руб. 03 коп., компенсации за ее несвоевременную выплату за период с 01.01.2016 г. по 26.03.2017 г. в размере 4447 руб. 62 коп. и далее по день вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 руб. и судебных расходов в размере 5000 руб. отказать".
Указанное решение от 25 апреля 2017 года обжаловано В. на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и вынесения решения об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец полагает, что суд первой инстанции незаконно не применил подлежащее применению Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в соответствии с которым в отношении истца подлежит применению сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Суд не принял во внимание представление прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 05 ноября 2013 года об обязании установить сокращенную продолжительность рабочего времени до 36 часов в неделю и произвести доплаты 4% к тарифной ставке, являющееся обязательным для исполнения в силу п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 и ч. 2 ст. 22, 357 ТК РФ. Суд не принял во внимание график работы истца на январь 2014 года, согласно которому ей установлена норма рабочего времени 122,4 час., что соответствует 36-часовой рабочей неделе, в то время как продолжительность рабочей недели с марта 2013 года по апрель 2014 года истцу установлена в размере 39 часов в неделю. Полагает, что дело рассмотрено без учета сведений о сокращенной продолжительности рабочей недели, что следует из расчетного листка за январь 2014 года, ответа главного врача БУ РССМП прокуратуре от 05 декабря 2013 года, ответа прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары от 16 января 2014 года, ответа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 06 февраля 2014 года, ответа председателя Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2014 года, которые не приняты во внимание судом. Суд незаконно не применил подлежащие применению положения ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее также Федеральный закон N 426-ФЗ), ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее также Федеральный закон N 421-ФЗ) и пришел к необоснованному выводу о том, что отношении истца сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю не применялась. Постанавливая решение по делу, суд необоснованно сослался на коллективный договор МУЗ "ГСМП" на 2009-2012 гг., коллективный договор на 2014-2017 гг. от 05 марта 2014 года и дополнительное соглашение к нему от 30 сентября 2014 года, Правила внутреннего трудового распорядка БУ РССМП, незаконно применил приказ N 52 БУ РССМП от 06 февраля 2014 года, предписание прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары от 25 апреля 2014 года, не имеющие отношения к настоящему спору, приказ N 156 БУ РССМП от 05 мая 2014 года, противоречащий ч. 4 ст. 27 N 426-ФЗ и ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ. Выводы суда об отсутствии у истца права на сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю на основе локальных актов ввиду неисполнения ответчиком трудового законодательства и противоречий норм локальных нормативно-правовых актов федеральным законам не являются основанием для отказа в реализации права. Реализация права истца на сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю подтверждена представлением прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары от 05 ноября 2013 года. При рассмотрении дела по существу подлежали применению положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ, поскольку на день вступления в силу указанного Федерального закона - 01 января 2014 года - в отношении истца компенсационная мера в виде сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю реализовывалась.
Ответчик БУ РССМП представил письменный отзыв на апелляционную жалобу истца, указав на необоснованность ее доводов, возражал против ее удовлетворения.
В дополнении к апелляционной жалобе истец указала, что из совокупности представленных по делу доказательств следует, что компенсационная мера в виде сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю по состоянию на 01 января 2014 года в отношении нее была реализована в результате такого способа защиты нарушенных прав как коллективное обращение в органы прокуратуры и иные органы власти. Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.
В судебном заседании истец В., ее представители Н., Р.В., адвокат Васильев С.И. апелляционную жалобу поддержали, представитель ответчика БУ РССМП Л. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, представила письменное дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
Заслушав истца, ее представителей, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что В. работает в БУ РССМП в должности врача скорой медицинской помощи по трудовому договору N 43 от 01 января 2005 года с дополнительными соглашениями к нему, в которых особенности режима работы и продолжительность рабочего времени истца не указаны, также истец работает в БУ РССМП по внутреннему совместительству до 0,5 ставки.
Согласно карте аттестации рабочего места врача СМП по условиям труда от 12 мая 2011 года, составленной по результатам проведенной в 2010 году аттестации рабочих мест, оно аттестовано по факторам производственной среды и трудового процесса с классом 3.2. Строка 040 "гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда" по результатам оценки условий труда предусматривает продолжительность рабочей недели 38,5 часов, дополнительный отпуск 12 рабочих или 14 календарных дней.
Согласно карте специальной оценки условий труда врача СМП от 17 марта 2016 года итоговый класс условий труда 3.2. По результатам СОУТ необходимость в установлении сокращенной продолжительности рабочего времени не установлена.
Таким образом, условия труда по должности истца не изменились.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 ТК РФ).
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Принимавшимися в учреждении локальными актами (в том числе признанным, как указано в апелляционной жалобе истца, недействительным судебным решением коллективным договором БУ "Городская станция скорой медицинской помощи" Минздравсоцзразвития Чувашской Республики от 21 мая 2012 года), 36-часовая рабочая неделя истцу установлена не была.
Так, Коллективным договором МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" (правопредшественник БУ РССМП, которое согласно его уставу создано путем реорганизации в форме слияния в том числе БУ "Городская станция скорой медицинской помощи") на 2009-2012 гг. предусматривался суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц; месячная норма рабочего времени отдельным категориям работников устанавливалась из нормы рабочего времени, определяемой в соответствии с действующим законодательством.
При этом продолжительность ежедневной работы (смены) устанавливалась в соответствии с ТК РФ (ст. ст. 94, 103).
Перечнем работ и профессий, дающих право работникам на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день за работу с вредными и опасными условиями труда (приложение N 4 к коллективному договору) продолжительность рабочей недели врачу СМП выездной бригады СМП, за исключением фельдшеров выездных психиатрических бригад, устанавливалась в 38,5 час.
08 августа 2013 года в Учреждении утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, которыми продолжительность рабочего времени для врачей скорой медицинской помощи, кроме врачей-психиатров выездных психиатрических бригад скорой медицинской помощи, установлена 39 часов в неделю.
Введенными в последующем приказом N 92/1 от 06 апреля 2015 года с названной даты Правилами внутреннего трудового распорядка также предусмотрено, что в соответствии с законодательством различным категориям работников устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю) или сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. ст. 91, 92 ТК РФ). Должности, для которых предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не поименованы.
Приказом N 214 от 27 июня 2016 года названные правила дополнены Перечнем профессий и должностей, которые дают право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени (приложение N 1). Перечнем врачу СМП установлена продолжительность рабочего времени 39 часов в неделю.
Аналогичные положения о суммированном учете рабочего времен и продолжительности ежедневной работы (смены) предусматривались Коллективным договором БУ "Городская станция скорой медицинской помощи" на 2012-2015 гг. Пунктом 3.8 предусматривалось, что в соответствии с действующим законодательством для отдельных категорий работников и для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 350 ТК РФ). Продолжительность рабочей недели исчисляется для врачей, фельдшеров, санитаров, врачей и фельдшеров оперативного отдела, заведующих структурных подразделений, старших фельдшеров и медицинского дезинфектора 38,5 часов по расчетному графику пятидневной рабочей недели.
Правилами внутреннего трудового распорядка (приложение N 1 к коллективному договору) предусматривалось, что в соответствии с законодательством различным категориям работников устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю) или сокращенная продолжительность рабочего времени.
Перечнем работ и профессий, дающих право работникам на дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день за работу с вредными и опасными условиями труда (приложение N 4 к коллективному договору), продолжительность рабочей недели врачу СМП выездной бригады СМП, за исключением фельдшеров выездных психиатрических бригад, устанавливалась также 38,5 час.
Как указала истец в апелляционной жалобе, коллективный договор на 2012-2015 гг. от 21 июня 2012 года был признан недействительным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 октября 2012 года по делу N 2-3570/2012. Названное решение суда в материалах дела отсутствует, однако представитель ответчика этот довод жалобы истца не оспаривала.
Вместе с тем, на Коллективный договор на 2012-2015 гг. суд первой инстанции не ссылался, а привел положения Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных 08 августа 2013 года.
Согласно в последующем принятому на конференции трудового коллектива 05 марта 2014 года коллективному договору БУ РССМП на 2014-2017 гг. (после введения в действие 01 января 2014 года Федерального закона N 421-ФЗ) также устанавливался суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один месяц; месячная норма рабочего времени отдельным категориям работников определяется в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 6.8 предусмотрено предоставление работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, льгот, установленных законодательством, в том числе сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92 ТК РФ, Постановление Правительства РФ N 101 от 14 февраля 2003 года, карты аттестации рабочего места, ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ). Конкретные должности и продолжительность рабочего времени в п. 6.8 не упомянуты.
Перечнем профессий и должностей в соответствии с продолжительностью рабочей недели (приложение 1 к коллективному договору) предусмотрена продолжительность рабочей недели для медицинских работников 39 часов, а также без указания продолжительности и должностей - на основании ст. 92 ТК РФ, карты аттестации рабочего места, штатного расписания. 36-часовая рабочая неделя прямо предусмотрена названным приложением только для врачей психиатров выездной психиатрической бригады СМП и водителей автомобиля скорой медицинской помощи, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени.
Дополнительным соглашением к названному коллективному договору на 2014-2017 гг. от 30 сентября 2014 года внесены изменения в приложение 1 "Перечень профессий и должностей в соответствии с продолжительностью рабочей недели" и для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ), имеющим право на сокращенную рабочую неделю - 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, карта аттестации рабочего места, ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ). 36-часовая рабочая неделя прямо предусмотрена также только для врачей психиатров выездной психиатрической бригады СМП и для водителей автомобиля скорой медицинской помощи, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени.
Дополнительным соглашением к названному коллективному договору на 2014-2017 гг. от 27 февраля 2015 года предусмотрено раздел 5 коллективного договора и приложения NN 5-13 к разделу 5 коллективного договора 2014-2017 гг., а также подпункт 2 пункта 1 дополнительного соглашения о внесении изменений в коллективный договор 2014-2017 гг. от 30 сентября 2014 года считать утратившими силу, приложением 5 Положение о порядке оплаты труда в разделе 10 предусмотрены порядок и условия установления выплат компенсационного характера для медицинских работников. Однако сокращенная продолжительность рабочей недели в Положении не указана.
Кроме того, приказом N 52 от 06 февраля 2014 года продолжительность рабочей недели врачей СМП с 01 февраля 2014 года ответчик установил в 39 часов, а приказом N 156 от 05 мая 2014 года продолжительность рабочей недели врачей СМП г. Чебоксары с 01 мая 2014 года ответчик установил в 38,5 часов. Судом установлено, что на основании данного приказа (от 05 мая 2014 года) работодатель произвел истцу перерасчет заработной платы из продолжительности рабочей недели в 38,5 часов.
Таким образом, из материалов дела следует, что приведенными актами сокращенная продолжительность рабочей недели в 36 часов истцу работодателем ни до 01 января 2014 года, ни после этой даты не устанавливалась. 36-часовая рабочая неделя Учреждением устанавливалась врачам СМП только индивидуально во исполнение вступивших в законную силу решений, о чем представлены приказы, изданные в период с сентября 2013 года по март 2014 года (л.д. 228-245 т. 1). Истец с соответствующими требованиями в суд не обращалась, в отношении нее такой приказ не издавался.
Постанавливая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что установленная истцу продолжительность рабочего времени в 38,5 часов в неделю полностью соответствует нормам ст. 350 ТК РФ как урегулированная локальным актом работодателя, а положения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку на день его вступления в силу (01 января 2014 года) компенсационная мера в виде сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю в отношении истца не реализовывалась, расчетный листок за январь 2014 года сам по себе без соответствующего локального правоприменительного акта работодателя этот факт не подтверждает, при этом ответчик отрицает факт установления истцу сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю в январе 2014 года.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об установлении ей сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю и, соответственно, для взыскания задолженности по заработной плате в связи с неприменением такой сокращенной продолжительности рабочего времени за период с 01 января 2016 года по 30 марта 2017 года, денежной компенсации (процентов), компенсации морального вреда, а также взыскании судебных расходов являются правильными.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года N 101 в соответствии со ст. 350 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности, в том числе 36 часов в неделю по перечню согласно приложению N 1. Названный перечень в разделе 9 "Станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения скорой и неотложной медицинской помощи, отделения выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц" предусматривал только определенный перечень должностей: "старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. г. Москвы и Санкт-Петербурга"; "фельдшер или медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи г. г. Москвы и Санкт-Петербурга", "врач-психиатр; средний и младший медицинский персонал" при работе по оказанию медицинской помощи и эвакуации граждан, страдающих психическими заболеваниями, "средний и младший медицинский персонал" при работе непосредственно по эвакуации инфекционных больных.
Должность истца в перечне отсутствует.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу 01 января 2014 года, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения. Статьями 92, 117, 147 ТК РФ определены виды и объем гарантий и компенсаций для работников, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда.
Статья 92 ТК РФ в редакции до введения в действие Федерального закона N 421-ФЗ (до 01 января 2014 года) предусматривала сокращенную продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 01 января 2014 года отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным в целях, предусмотренных трудовым законодательством, осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда согласно требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
До введения в действие указанных законов предусматривалось предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870, которое признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 года N 726.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливались компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 ТК РФ; ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - не менее 7 календарных дней; повышения оплаты труда - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (п. 1).
Статьей 15 Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрены переходные положения: при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Законодатель, таким образом, предусмотрел сохранение фактически достигнутого до 01 января 2014 года уровня предоставляемых таким работникам (занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) гарантий при неизменности условий их труда. Уменьшение гарантий и компенсаций возможно только при улучшении условий труда (уменьшении итогового класса) по результатам специальной оценки условий труда работника.
Поскольку на 01 января 2014 года истцу фактически компенсационная мера в виде сокращенной продолжительности рабочей недели 36 часов работодателем не устанавливалась, оснований для установления ей такой компенсации после 01 января 2014 года не имеется.
Статьей 92 ТК РФ в редакции Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Итоговый класс условий труда истца - 3.2 - согласно положениям ст. 14 Федерального закона N 426-ФЗ отнесен к вредным условиям труда 2 степени, а не к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, при работе в которых продолжительность рабочей недели согласно ст. 92 ТК РФ в новой редакции не может быть более 36 часов.
Выводы суда о том, что компенсация за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в виде сокращенной продолжительности рабочей недели, не реализовывалась в отношении истца на 01 января 2014 года, доводами апелляционной жалобы истца и материалами дела не опровергаются.
Поскольку сторона истца, полагая, что ответчик удерживает доказательства, заявила ходатайство об истребовании документов, то судебной коллегией были обозрены журналы регистрации приказов по основной деятельности за 2013 и 2014 гг., журналы приказов по основной деятельности за 2013 год, за октябрь - декабрь 2013 года, за январь - март 2014 года, том 2 надзорного производства N 7-190-2007 прокуратуры Чувашской Республики, том 5 надзорного производства N 845ж-2005 прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики, приняты и исследованы приказы ответчика N 293 от 21 ноября 2013 года "О графике работы бригад скорой медицинской помощи" (на январь 2014 года), N 316 от 12 декабря 2013 года "О внесении изменений в приказе N 293 от 21 ноября 2013 года "О графике работы бригад скорой медицинской помощи", заключение от 15 января 2014 года о результатах рассмотрения обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики М., представленные Министерством здравоохранения материалы по рассмотрению обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики М. от 10 декабря 2013 года N 12-04 и материалы по рассмотрению обращения работников БУ РССМП.
Однако из анализа перечисленных документов не следует, что всем врачам СМП Учреждения, в том числе истцу, установлена сокращенная продолжительность рабочей недели 36 часов.
Не следует этого и из ответа главного врача БУ РССМП прокуратуре Ленинского района г. Чебоксары от 05 декабря 2013 года, в котором указано, что при расчете бюджета Учреждения на 2014 и плановый 2015, 2016 год повышение оплаты труда не менее 4% тарифной ставки (оклада) и сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю были учтены, и из сообщения прокуратуры Чувашской Республики от 16 января 2014 года на обращение работников БУ РССМП, и из сообщений Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 06 февраля 2014 года и Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 февраля 2014 года.
Действительно, прокуратура Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики внесла в адрес Учреждения представление от 05 ноября 2013 года N 03-03-2013 о необходимости установления работникам, чьи рабочие места аттестованы и отнесены к классам 3.2 и 3.3, сокращенной продолжительности рабочего времени - 36 часов в неделю, доплаты за вредные условия труда в размере 4% к тарифной ставке (окладу).
Между тем, из материалов дела следует, что сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю фактически была установлена в учреждении только тем работникам, по искам которых имелись вступившие в законную силу решения суда об установлении им такой сокращенной продолжительности рабочего времени.
С учетом этого обстоятельства перечисленные сообщения и ответы органов прокуратуры, главного врача Учреждения, Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики не подтверждают принятия в Учреждении локального нормативного акта, устанавливающего всем врачам СМП (а не только обращавшимся в суд) такой сокращенной продолжительности рабочего времени.
В связи с этим отклоняются доводы истца о подтверждении реализации ее права на сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю представлением прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары от 05 ноября 2013 года и иными вышеперечисленными документами.
Кроме того, органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, не отнесены к органам по рассмотрению трудовых споров.
В последующем той же районной прокуратурой вносились представления от 25 апреля 2014 года N 03-03-2014 и от 20 декабря 2016 года N 03-03-2016 относительно незаконного увеличения в Учреждении продолжительности рабочего времени. Работодателем были произведены перерасчеты заработной платы истца исходя из 38,5-часовой рабочей недели.
График работы истца на январь 2014 года с указанием рабочего времени 122,4 часа (то есть из расчета 36 часов в неделю) и расчетный листок истца за тот же месяц (отработано 17 дней/122,4 часа, норма 17 дней/132,6 часа, заработная плата начислена в полном объеме) сами по себе в отсутствие иных доказательств не свидетельствуют о реализации в отношении истца на 01 января 2014 года компенсационной меры в виде сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю. Эти документы подтверждают однократное начисление истцу заработной платы по 36-часовой рабочей неделе, оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу, ни одним из которых (за исключением названных графика и расчетного листка) не подтверждается установление истцу 36-часовой рабочей недели.
Истец также полагает, что по состоянию на 01 января 2014 года в силу ст. ст. 92, 147 ТК РФ в редакции, действовавшей на 01 января 2014 года, Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 ответчик обязан был по результатам аттестации рабочего места с классом 3.2 установить истцу сокращенную продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, доплату за вредные условия труда в размере 4% к тарифной ставке.
Однако Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870, помимо установления указанных компенсаций, в пункте 2 предписывалось Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления его в силу установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Такой нормативный акт, устанавливающий виды и размеры компенсаций в зависимости от вредности и (или) опасности условий труда не принят.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 28 марта 2013 года N АПЛ13-102 изложил правовую позицию, согласно которой для реализации поручения, названного в п. 2 Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870, работодатель, руководствуясь ст. ст. 92, 117, 147, 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Истцу работодателем предоставлялись компенсации в виде дополнительного оплачиваемого отпуска и доплата в размере 4% от оклада.
При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных принимавшихся в Учреждении локальных актов работодателя, в том числе по состоянию на 01 января 2014 года, работодатель установил продолжительность рабочего времени истца 38,5 часов в неделю, а также установил в связи с работой во вредных условиях труда доплату и дополнительный оплачиваемый отпуск. Локальный нормативный акт, устанавливающий иные дополнительные компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, в учреждении не издавался, в заключенном с истцом трудовом договоре такого условия не имеется. Доводы истца о дискриминации отклоняются.
Приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней доводы основанием к отмене обжалуемого решения суда не являются, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ШУМИЛОВ

Судьи
Н.П.ЛЫСЕНИН
Г.И.АЛЕКСЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)