Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 07.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2222/2016

Требование: О взыскании задолженности по оплате труда.

Разделы:
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обстоятельства: Истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности кастелянши, размер ее должностного оклада меньше установленного минимального размера оплаты труда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. по делу N 33-2222/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Стракатовой З.Е., Евтушенко Д.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица администрации Сортавальского муниципального района на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2016 года по иску З. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района РК Детский сад N 31 "Сказка" о взыскании денежных сумм.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
установила:

З. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад N 31 "Сказка" о взыскании задолженности по оплате труда по тем основаниям, что с <...> г. состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности кастелянши. Указала, что размер ее должностного оклада составляет 3420 руб., что меньше установленного минимального размера оплаты труда. З., ссылаясь на ст. ст. 234, 237, 391 ТК РФ, просила взыскать с ответчика имеющуюся задолженность по заработной плате за период октябрь - декабрь 2015 г. в общей сумме 12597 руб. 75 коп.
Определением судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 01 марта 2016 г. в качестве третьего лица привлечен Комитет образования Сортавальского муниципального района.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района РК Детский сад N 31 "Сказка" в пользу З. недоплаченную заработную плату за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года в сумме 9985 руб. 44 коп. В остальной части иска отказал. Взыскал с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района РК Детский сад N 31 "Сказка" госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме 50 руб. Суд указал, что решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
С решением суда не согласно третье лицо администрация Сортавальского муниципального района.
В апелляционной жалобе представитель администрации Сортавальского муниципального района К., действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Ссылаясь на положения ст. 135 ТК РФ, указывает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В соответствии с п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации Сортавальского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Сортавальского муниципального района от 30 октября 2008 г. N 115 (в редакции постановления от 27 июня 2012 г. N 69), системы оплаты труда муниципальных учреждений и структурных подразделений администрации Сортавальского муниципального района включают в себя размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия, нормативными правовыми актами местного самоуправления Сортавальского муниципального района, а также настоящим Положением. Отмечает, что Положение о системе оплаты труда работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад N 31 "Сказка" утверждено приказом по Учреждению от 31 января 2013 г. N 10. Указывает, что согласно трудовому договору от <...> г. (в редакции дополнительных соглашений от <...> г., от <...> г.) истцу установлен должностной оклад - 3420 руб. в месяц, а также ежемесячная доплата в размере 300 руб. за напряженный характер труда. Данная выплата носит постоянный характер и обоснованно включена судом в общий размер заработной платы работника. В соответствии с п. 3.2.2. Положения установлены единовременные выплаты стимулирующего характера. Отмечает, что критерии оценки результативности профессиональной деятельности кастелянши установлены п. 14 раздела 2 Приложения N 1 к Положению и определены в твердой сумме. Расчет единовременной выплаты производится по итогам работы за месяц. Согласно п. 3.16 указанного Положения единовременные стимулирующие выплаты производятся к окладу и учитываются при начислении районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Карелии. В связи с изложенным, полагает, что нельзя согласиться с выводами суда в той части, что единовременная выплата в сумме 500 руб., произведенная истцу в декабре 2015 года, не подлежит включению в размер заработной платы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица - администрации Сортавальского муниципального района, истец З., представитель ответчика МКДОУ Сортавальского муниципального района Детский сад N 31 "Сказка", Комитета образования Сортавальского муниципального района не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 21 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда в России с 01 января 2015 г. установлен в размере 5965 руб.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу указанной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Действующей в настоящее время ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Изменения, внесенные в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <...> г. З. состоит в трудовых отношениях с МКДОУ Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад N 31 "Сказка" в должности кастелянши.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от <...> г. З. установлен следующий оклад: 3420 руб. + 15% районный коэффициент +50% северная надбавка + 300 руб. постоянная доплата на основании Положения о стимулирующих выплатах, заработная плата в месяц составляет 6138 руб.
Приказом ответчика от <...> г. N "Об установлении ставок и постоянных доплат", с <...> г. истцу установлен оклад 3420 руб., постоянная стимулирующая выплата 300 руб. за напряженный характер труда.
Согласно справке ответчика от <...>, расчетных листков, З. начислена заработная плата за октябрь 2015 г., ноябрь 2015 г. в сумме по 6138 руб., из которых - оклад по должности - 3420 руб., постоянные стимулирующие выплаты - 300 руб., районный коэффициент - 558 руб., кадровая надбавка - 1860 руб.; за декабрь 2015 г. - 5094 руб. 90 коп., из которых оклад по основной должности - 2379 руб. 13 коп., постоянные стимулирующие выплаты - 208 руб. 69 коп., единовременные стимулирующие выплаты - 500 руб., районный коэффициент - 463 руб. 17 коп., кадровая надбавка - 1543 руб. 91 коп.
Установив, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы, исходя из оклада, с учетом доплаты в размере 300 руб., без учета районного коэффициента и процентной надбавки, ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации, суд первой инстанции, проверив расчет задолженности, представленный истцом, пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований о взыскании заработной платы из расчета оклада, доплаты в размере 300 руб. в размере, равном минимальному размеру оплаты труда.
При этом судом обоснованно не включена в расчет стимулирующая единовременная выплата за декабрь 2015 г. в размере 500 руб.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с данными мотивированными выводами суда, подробно изложенными в решении, полагая их основанными на представленных сторонами доказательствах.
Решение суда в части взыскания судебных расходов соответствует требованиям процессуального законодательства.
Доводы третьего лица - администрации Сортавальского муниципального района, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного рассмотрения, основаны на ошибочном понимании норм материального права и направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем они не могут являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, соответствует доказательствам, имеющимся в деле, а также требованиям ст. ст. 56, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 30 марта 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица - администрации Сортавальского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)