Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2017 N 44Г-58/2017

Требование: Об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, признании незаконной выписки из приказа в части формулировки увольнения и ее замене на формулировку об увольнении в порядке перевода.

Разделы:
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Истцу было отказано в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, что, по мнению истца, является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. N 44Г-58/2017


1 инстанция: Бахарева Е.Е.
2 инстанция: Образцов О.В. - председательствующий,
Теплов И.П. - докладчик,
Белозерова Л.В.

Президиум Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г.,
членов президиума Ягодиной Л.Б., Швецовой М.В., Охапкиной Г.А.,
с участием заместителя прокурора Вологодской области Ашурбекова Т.А.
при секретаре Д.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Р.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области о возложении обязанности принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, признании приказа в части формулировки увольнения незаконным и изменении формулировки на увольнение в порядке перевода по определению судьи Вологодского областного суда Король И.Н., внесенному в президиум Вологодского областного суда по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области Р.А., Р.В., заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, президиум

установил:

Р.В. с <ДАТА> проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков России по Вологодской области в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела.
13 мая 2016 года Р.В. подан рапорт на имя начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области (далее - УМВД России по Вологодской области) о принятии его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В ходе рассмотрения материалов о возможности трудоустройства сотрудников Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков России по Вологодской области, подавших рапорты о приеме на службу в органы внутренних дел, комиссией УМВД России по Вологодской области рекомендовано отказать в приеме на службу Р.В. в связи с его несоответствием морально-деловым требованиям, предъявляемым к кандидатам на службу в органы внутренних дел (протокол заседания комиссии УМВД России по Вологодской области от <ДАТА> N...).
Приказом начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Вологодской области (далее - УФСКН России по Вологодской области) N...-л/с от 31 мая 2016 года Р.В. уволен со службы в органах наркоконтроля по подпункту 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), и с 15 июня 2016 года исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 27 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 23 ноября 2016 года, признан незаконным отказ начальника УМВД России по Вологодской области от 31 мая 2016 года в приеме на службу в органы внутренних дел Р.В.
После судебного разбирательства Р.В. на имя начальника УМВД России по Вологодской области вновь подан рапорт о принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"; <ДАТА> в адрес руководства УМВД России по Вологодской области направлено обращение с просьбой восстановить его на службе с 16 июня 2016 года и проинформировать о результатах рассмотрения рапорта, поданного <ДАТА>.
Письмами УМВД России по Вологодской области от <ДАТА>, <ДАТА> Р.В. в приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а также в восстановлении на службе с 16 июня 2016 года отказано. Разъяснено право на поступление на службу в органы внутренних дел в общем порядке.
Полагая отказ незаконным, Р.В. <ДАТА> обратился в суд с иском к УМВД России по Вологодской области.
Уточнив исковые требования, просил: принять его на службу в УМВД России по Вологодской области в порядке перевода с 16 июня 2016 года на основании рапорта от 13 мая 2016 года; признать выписку из приказа УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 года N...-лс в части формулировки основания увольнения - по организационно-штатным мероприятиям (подпункт 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) незаконной; заменить формулировку увольнения на увольнение в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (подпункт 7 пункта 142 данного Положения).
В судебном заседании истец Р.В. и его представитель Ч. исковые требования поддержали. Полагали, что признание незаконным отказа начальника УМВД России по Вологодской области от <ДАТА> в приеме на службу в органы внутренних дел Р.В. влечет за собой принятие истца на службу в порядке перевода с даты его увольнения, то есть с 16 июня 2016 года. Пропущенный срок для обращения в суд просили восстановить.
Представитель ответчика УМВД России по Вологодской области по доверенности Р.А. исковые требования не признала, заявив о пропуске истцом срока для обращения в суд и отсутствии уважительных причин для восстановления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ликвидационная комиссия УФСКН России по Вологодской области - о времени и месте судебного разбирательства извещено, представитель в судебное заседание не явился.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 29 марта 2017 года Р.В. в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с исковыми требованиями к УМВД России по Вологодской области о возложении обязанности принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, о признании выписки из приказа в части формулировки увольнения незаконной и ее замене на формулировку об увольнении в порядке перевода отказано.
В удовлетворении исковых требований Р.В. к УМВД России по Вологодской области о возложении обязанности принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, о признании выписки из приказа в части формулировки увольнения незаконной и ее замене на формулировку об увольнении в порядке перевода отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 07 июня 2017 года решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 марта 2017 года отменено, принято по делу новое решение.
Признан незаконным приказ УФСКН России по Вологодской области N...-лс от 31 мая 2016 года в части формулировки основания увольнения Р.В. со службы в органах наркоконтроля "в связи с проведением организационно-штатных мероприятий".
На УМВД России по Вологодской области возложена обязанность принять Р.В. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с 16 июня 2016 года.
В кассационной жалобе, поступившей в Вологодский областной суд 26 сентября 2017 года, УМВД России по Вологодской области со ссылкой на существенное нарушение норм материального и процессуального права просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 07 июня 2017 года и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает на пропуск истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора; на то, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением ФСКН России осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с учетом исключений, определенных Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", которые допускают возможность руководителю органа внутренних дел по итогам проверки соответствия такого сотрудника требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 342-ФЗ к кандидатам на службу в органы внутренних дел, в случае несоответствия данным требованиям отказать в принятии такого сотрудника на службу; на то, что нормы Федерального закона N 305-ФЗ о возможности приема Р.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в отношении истца неприменимы.
По запросу судьи Вологодского областного суда от 28 сентября 2017 года дело истребовано в Вологодский областной суд для проверки в кассационном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Вологодского областного суда находит их обоснованными.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушения норм материального права допущены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, приняв во внимание факт прекращения производства по гражданскому делу N 2-12758/2016 ввиду отказа Р.В. от аналогичных требований, а также указав на пропуск истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, исходил из того, что истец может быть принят на службу в органы внутренних дел на общих основаниях по правилам, определенным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Признавая незаконным приказ начальника УФСКН России по Вологодской области от 31 мая 2016 года N...-лс в части формулировки основания увольнения Р.В. со службы в органах наркоконтроля и возлагая на УМВД России по Вологодской области обязанность принять Р.В. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с 16 июня 2016 года, суд апелляционной инстанции, указав на соблюдение истцом трехмесячного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора ввиду того, что предметом настоящего дела являются повторные отказы руководителя органа внутренних дел в принятии истца на службу, со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", исходил из того, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации без каких-либо ограничений.
Действительно, Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156), упразднившим Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, предусмотрено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации (подпункт "б" пункта 4).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ).
Однако при этом правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам, выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьей 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ определен перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
Приказом МВД России от 18 июля 2014 года N 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 июня 1995 года N 7-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О и от 03 июля 2014 года N 1405-О).
Из приведенных выше нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 и статьей 33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ, наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
Учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения, оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приеме на службу таких лиц, однако приведенные положения нормативных правовых актов, а также позиция Конституционного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции во внимание приняты не были, апелляционное определение не может быть признано законным и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, выводы которого по существу спора об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности принять Р.В. на службу в органы внутренних дел в порядке перевода являются правильными.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Вологодского областного суда

постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 07 июня 2017 года отменить, оставить в силе решение Вологодского городского суда Вологодской области от 29 марта 2017 года.
Председательствующий
И.Г.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)