Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-12388/2017

Требование: О взыскании денежных средств.

Разделы:
Гражданско-правовой договор с работником; Трудовые отношения
Обстоятельства: С ответчиком был заключен договор о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым он обязался работать не менее пяти лет у работодателя с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, однако уволился до истечения указанного срока.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33-12388/2017


Судья Карачина А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Сеник Ж.Ю., Голубовой А.Ю.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области к Л.И. о взыскании денежных средств, по апелляционной жалобе Л.И. на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия,
установила:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в суд с иском к Л.И. о взыскании средств социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 916 417 рублей, сославшись в обоснование заявленных требований на то, что в соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года" ответчик получила социальную выплату в размере 916 471 рубля для приобретения жилья в сельской местности, из которых 415 264 рубля - из средств федерального бюджета и 501 153 рубля - из средств областного бюджета. 22 июня 2012 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Л.И. и МБДОУ "Ивушка", заключен трехсторонний договор о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым ответчик взяла на себя обязательство работать не менее пяти лет у работодателя с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, то есть до 22 июня 2017 года. В письме от 12 мая 2014 года Администрация Неклиновского района уведомила истца о том, что 18 октября 2013 года Л.И. уволилась из МБДОУ детский сад "Ивушка" на основании ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию), тем самым нарушив условия договора.
Истец просил суд взыскать с Л.И. 916 417 рублей, полученных в качестве социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности, из них: в счет возмещения средств федерального бюджета 415 264 рубля и в счет возмещения средств областного бюджета 501 153 рубля.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 04 апреля 2017 года для участия в деле в качестве третьего лица привлечен Л.Ю.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2017 года иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области удовлетворен.
С Л.И. взысканы денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере 916 417 рублей, из них: в счет возмещения средств федерального бюджета в размере 415 264 рублей и в счет возмещения средств областного бюджета в размере 501 153 рублей.
С данным решением суда Л.И. не согласилась, подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Апеллянт, ссылаясь на обстоятельства предоставления ей социальной выплаты, установленные судом первой инстанции, полагает, что социальная выплата не должна быть с нее взыскиваться, поскольку она была вынуждена уволиться с работы в связи с необходимостью возить детей в школу, которая находится в другом населенном пункте, так как с. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в котором апеллянт проживает с семьей в вновь купленной квартире, среднеобразовательных учреждений нет. Указывая на то, что в силу вышеназванных причин увольнение носило вынужденный характер, апеллянт полагает, что она уволилась с работы в детском саду по уважительной причине, в связи с чем социальная выплата не должна с нее взыскиваться.
Кроме того, апеллянт указывает на то, что участником Федеральной Целевой программы может быть как молодой специалист, так и молодая семья. Несмотря на увольнение самой Л.И. из МБДОУ "Ивушка", она полагает, что сохранила право на социальную выплату, поскольку ее муж на дату увольнения апеллянта работал в сельской местности в организации агропромышленного комплекса, а именно, на основании договоров подряда в период с 1.10.2013 по 31.12.2014 года у фермеров ИП ФИО14 и ИП ФИО15 которые имеют разрешенный вид деятельности выращивание зерновых культур, а с 23.04.2015 года Л.Ю. является индивидуальным предпринимателем, занимается изготовление металлопластиковых конструкций и с апреля 2015 года по настоящее время работает по заказу фермера ИП ФИО18 разбирает старое зернохранилище и возводит новый склад из металлоконструкций. Вся работа осуществлялась в сельской местности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Л.И. на основании ордера адвокат Скорикова Г.В., Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ш., Л.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам жалобы.
Согласно ст. 1 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, оно устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 26 данного Типового положения, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862;

- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодым специалистом могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.

Согласно п. 27, в настоящем Типовом положении:
а) под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
б) под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Положениями п. 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в п. 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
В целях реализации на территории Ростовской области федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", принято Постановление Правительства Ростовской области от 24.11.2001 N 153 "О порядке предоставления за счет средств областного бюджета субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с п. 3.1.1 Постановления N 153 молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 3.3 настоящего раздела (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862.
Согласно п. 3.1.2 Постановления молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
- наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.7 раздела 2 настоящего Положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 22 июня 2012 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, Л.И. и МБДОУ "Ивушка" заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о предоставлении социальных выплат для оплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья, согласно условиям которого ответчику предоставлена социальная выплата в размере 415 264 рублей - из федерального бюджета, 501 153 рублей - из областного бюджета.
Существенным условием договора является обязанность работы у работодателя в течении 5 лет с момента выдачи свидетельства.
С условиями договора Л.И. была ознакомлена, согласна с ними, в связи с чем заключила договор.
22 июня 2012 года Л.И. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Денежные средства ответчик Л.И. получила 26 июня 2012 года и 10 августа 2012 года, что никем не оспаривается.
12.02.2013 года семья Л-ных на основании договора купли-продажи приобрела квартиру с рассрочкой платежа, в равных долях, по 1\\4 доле каждый, расположенную в с. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Как следует из трудового договора и трудовой книжки ответчика, на момент получения социальной выплаты она работала в МОДУ "Ивушка" АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в должности музыкального руководителя. 18 октября 2013 года Л.И. уволена с работы по собственному желанию п. ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. 19 октября 2013 года Л.И. принята на должность воспитателя МБДОУ "Детский сад комбинированного вида второй категории НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "Светлячок", расположенного в г. Таганроге, Ростовской области, где и работала до 11 ноября 2016 года.
Таким образом, ответчик не выполнила существенное условие получения социальной выплаты на приобретение жилья, то есть нарушила принятое на себя обязательство, поскольку уволилась из МБДОУ "Ивушка" по собственному желанию до истечения 5 лет с момента выдачи свидетельства, не трудоустроилась в организации в сельской местности, что в силу закона и договора сторон дает право истцу на истребование у ответчика средств в размере социальной выплаты, в связи с чем судебная коллегия полагает, что правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату на приобретение жилья в рамках участия в программе не имеется.
Ссылка Л.И. в жалобе на вынужденное увольнение с работы не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку ответчик уволилась из МБДОУ "Ивушка" до истечения установленного договором пятилетнего срока по собственному желанию и данное обстоятельство, в силу закона, имеет правовое значение для оценки уважительности причин увольнения. После данного увольнения, как следует из жалобы, апеллянт утроилась и работала в детском саду г. Таганрога, то есть не в сельской местности. Ссылки апеллянта на обстоятельства, связанные с достижением ее детьми школьного возраста уже после подписания договора и необходимость возить детей в школу, не свидетельствуют об уважительности причин увольнения Л.И. с работы в детском саду "Ивушка" в с АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в том понимании, которое заложено законодателем, и не могут служить основанием отказа истцу в иске, поскольку такие основания законом не предусмотрены.
Кроме того, то обстоятельство, что в населенном пункте, в котором семья приобрела жилье - с АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствует школа, а так же то, что дети Л-ных с наступлением соответствующего возраста должны будут посещать школу уже после заключения договора о предоставлении социальных выплат, а таковой в населенном пункте нет, Л. было известно и на момент заключения договора на предоставление социальной выплаты, вместе с тем такой договор Л.И. был заключен.
Представленная в материалы справка муниципалитета об обратном не свидетельствует.
Следует так же отметить, что при оценке возражений ответчика следует учитывать и то, что муж ответчика, работавший по договорам подряда, а впоследствии самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, так же мог возить детей в школу, и доказательств обратного в деле нет. Работа по представленным в материалы дела договорам с индивидуальными предпринимателями предполагает выполнение определенного объема работы в течении определенного срока и договоры не содержат условие о времени ежедневной работы, ее начале и окончании. Тем более не регламентирована временными рамками в течении дня работа Л.Ю. в качестве индивидуального предпринимателя.
Соответственно, Л.Ю., при выборе режима работы мог и должен был, будучи отцом несовершеннолетних детей, зная о имеющихся обязательствах супруги и семьи по договору, осуществляя деятельность на основании договоров подряда, а впоследствии осуществляя самостоятельную хозяйственную деятельность, построить свой рабочий график исходя из необходимости посещения детьми школы. Либо оба родителя, до истечения срока работы, установленного договором о предоставлении социальных выплат, могли отрегулировать свои графики таким образом, что бы один из них возил детей в школу, а другой забирал из нее.
В противном случае, необходимо было найти иной населенный пункт в сельской местности для проживания и приобретения жилья.
В связи с этим доводы о вынужденном характере увольнения Л.И. не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении иска.
Ссылки апеллянта на то, что ее супруг работал на момент ее увольнения и продолжает работать в агропромышленном комплексе (по заказу фермеров) на основании договоров подряда, так же не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции, поскольку законом предусмотрена обязанность члена молодой семьи осуществления трудовой деятельности у работодателя по трудовому договору в течении 5 лет.
Такая обязанность не выполнена и Л.Ю. Оценив представленные доказательства суд первой инстанции так же пришел к выводу, что у него нет оснований полагать, что Л.Ю. в течении всего установленного законом пятилетнего срока осуществлял трудовую деятельность в сельской местности в соответствии с условиями социальной программы.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неисполнении ответчиком и ее мужем условий предоставления социальной выплаты судебная коллегия находит правильным. Судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены постановленного по делу решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения.
Основываясь на изложенном, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:

решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Л.И. - без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 31 июля 2017 года.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)