Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2017 ПО ДЕЛУ N 4А-482/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего...).

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. по делу N 4А-482/2017


Заместитель председателя Саратовского областного суда Журавлев В.К., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Калининского района Саратовской области от 09.03.2017, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области",

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Калининского района Саратовской области от 09.03.2017, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.
В жалобе заявитель ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, считая его незаконным. В доводах жалобы указывает, что бывший служащий Л. осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в некоммерческой организации (бюджетном учреждении), учредителем и собственником имущества ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ, исполнение должностных обязанностей машинистом насосных установок Л. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на муниципальной службе.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в ч. 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который в соответствии с ч. 4 ст. 12 названного Федерального закона при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующее уведомление подлежит направлению согласно Правилам сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, Перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 29.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Калининского района Саратовской области 17.02.2017 была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности Калининского филиала ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз".
В ходе проверки установлено, что приказом (распоряжением) о приеме работника на работу N 3/1 от 22.01.2016 на должность машиниста насосных установок Калининского филиала ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" принят Л.
22.01.2016 между Калининским филиалом ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" в лице директора филиала Б. и Л. заключен трудовой договор N 1.
Согласно решения Совета депутатов <данные изъяты> муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области от 26.12.2013 N 09-42 Л. был назначен на должность главы администрации <данные изъяты> муниципального образования Калининского муниципального района с 26.12.2013, включенную в Перечень должностей муниципальной службы в <данные изъяты> муниципальном образовании после увольнения с которой, граждане в течение двух лет имеют право замещать на условиях трудового и гражданско-правового договора должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденный постановлением администрации <данные изъяты> муниципального образования Калининского муниципального района Саратовской области N 77-п от 27.08.2012 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, а также ст. 64.1 Трудового кодекса РФ Калининским филиалом ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" в десятидневный срок с момента заключения с Л. трудового договора от 22.01.2016 сообщение главе <данные изъяты> муниципального образования либо в Совет депутатов <данные изъяты> муниципального образования по последнему месту службы Л. не направлялось.
17.02.2017 постановлением прокурора Калининского района Саратовской области в отношении ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вместе с тем мировым судьей не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа п. 1, пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ч. ч. 2, 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
В соответствии с Уставом ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" является некоммерческой организацией (бюджетным учреждением), созданной в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 19.12.1996 N 157 "О специально уполномоченном государственном органе в области мелиорации земель в Саратовской области", целями деятельности которого является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Российской Федерации.
Учредителем и собственником имущества ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" является Российская Федерация.
Функции и полномочия учредителя ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Основные осуществляемые ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" виды деятельности перечислены в п. 3.2 Устава.
Существующие обстоятельства, что целями деятельности ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" является создание необходимых условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий, эксплуатации мелиоративных систем, переданных Учреждению в оперативное управление, реализации федеральных целевых программ на территории Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей машиниста насосных установок Л. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью на государственной службе.
Следовательно, вывод о том, что совершенное ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Калининского района Саратовской области от 09.03.2017 вынесенное в отношении ФГБУ "Управление "Саратовмелиоводхоз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Калининского района Саратовской области от 09.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя суда
В.К.ЖУРАВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)