Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 25.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5349/2017

Требование: О признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Истец указал, что постановлением учреждение истца привлечено к административной ответственности, выдано предписание об устранении нарушений, истец полагает предписание незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N 33-5349/2017


Докладчик Агеев О.В.
Судья Порфирьева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре И.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда, поступившее по апелляционной жалобе БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии) обратилось в суд исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда. Требования мотивированы тем, что постановлением от 30 января 2017 года N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/6 учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отмену учреждением как работодателем дополнительных отпусков среднему медицинскому персоналу в количестве 14 календарных дней, право на которые предусматривалось в коллективном договоре учреждения, и за неознакомление среднего медицинского персонала с коллективным договором на 2015-2018 годы. Выдано предписание от 30 января 2017 года N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/3 об устранении в срок до 3 марта 2017 года нарушений (предоставить работникам, в том числе среднему медицинскому персоналу отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором; признать недействительными дополнительные соглашения от 28 ноября 2016 года, исключающие из трудовых договоров условие о предоставлении ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, как ухудшающие положение работников по сравнению с условиями коллективного договора; ознакомить работников под роспись с приказом от отмене дополнительных соглашений от 28 ноября 2016 года; ознакомить всех работников с коллективным договором учреждения). Заявитель полагал предписание незаконным. По результатам специальной оценки условий труда среднего медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, данным работникам был установлен класс вредности 3.1, по которому законом не предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за вредность, в связи с чем с ними подписаны дополнительные соглашений от 28 ноября 2016 года, которыми условия о предоставлении дополнительных 14-дневных отпусков были исключены. Ранее 14-дневные дополнительные отпуска предоставлялись по результатам аттестации рабочих мест медицинскому персоналу за вредность, связанную со световой средой на рабочих местах. Все работники медицинского учреждения участвовали в принятии Коллективного договора на 2015 - 2018 годы, в трудовых договорах с работниками учреждения, в том числе средним медицинским персоналом, имеется указание об ознакомлении с условиями коллективного договора при поступлении на работу.
В судебном заседании представитель истца БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии И.В. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Е. иск не признал, полагала вынесенное предписание законным.
Представители третьего лица Первичной профсоюзной организации БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, третьего лица Министерства здравоохранения Чувашской Республики в судебном заседании не участвовали.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2017 года постановлено: в удовлетворении искового заявления Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/3 от 30.01.2017 г. отказать.
Указанное решение суда обжаловано истцом БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии на предмет отмены решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании представитель истца БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии И.В. поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Чувашской Республики, представители третьих лиц Первичной профсоюзной организации БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Чувашской Республики не явились, хотя были извещены о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, материалы проверки, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Судебная коллегия считает правильными указанные выводы суда, поскольку они основаны на законе и представленных доказательствах.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 30 декабря 2016 года N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/1 по обращению работников Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике была проведена выездная внеплановая проверка БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава.
В ходе проверки установлено, что коллективным договором БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии на 2015 - 2018 годы предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе для среднего медицинского персонала продолжительностью 14 календарных дней. Однако со средним медицинским персоналом отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, исключающие предоставление дополнительного отпуска, предусмотренного коллективным договором, то есть ухудшающие положение работников по сравнению с установленными коллективным договором. С коллективным договором ряд работников отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждения не ознакомлены. По результатам проверки составлен акт N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/2 от 30 января 2017 года.
30 января 2017 года по результатам проверки государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике в адрес БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии вынесено предписание N 7-2552-16-ОБ/21/240/108/3, которым возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства: предоставить работникам, в том числе среднему медицинскому персоналу отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с условиями коллективного договора (до внесения в него соответствующих изменений); признать недействительными дополнительные соглашения от 28 ноября 2016 года, исключающие из трудовых договоров условие о предоставлении ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска как ухудшающие положение работников по сравнению с условиями коллективного договора; ознакомить работников с приказом об отмене дополнительных соглашений под роспись; ознакомить всех работников с коллективным договором учреждения.
Коллективным договором БУ "Городская детская больница N 2" Минздрава Чувашии на 2015 - 2018 годы, утвержденным 12 марта 2015 года, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе среднему медицинскому персоналу в количестве 14 дней (пункт 4.7, Приложение N 4).
25 ноября 2016 года средний медицинский персонал отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях был уведомлен работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора - отмене дополнительного отпуска за работу вредных условиях труда в связи с проведенной специальной оценкой условий труда.
Дополнительными соглашениями к трудовым договорам от 28 ноября 2016 года, заключенными со средним медицинским персоналом (фельдшерами и медицинскими сестрами) указанного отделения, из трудовых договоров исключен абзац 2 пункта 4.6 о предоставлении в соответствии с коллективным договором ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска в количестве 14 календарных дней.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
Частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно части 8 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
По смыслу приведенных норм коллективный договор имеет большую юридическую силу по сравнению с локальными нормативными актами работодателя и условиями трудовых договоров и в случае их противоречия подлежат применению положения коллективного договора. Поэтому издание работодателем локальных актов и внесение изменений в условия трудовых договоров для среднего медицинского персонала, занятого на работах с вредными условиями труда по вопросу предоставления четырнадцатидневного дополнительного отпуска должно регламентироваться с учетом положений коллективного договора.
Таким образом, в связи с наличием в заключенных со средним медицинским персоналом, занятым на работах с вредными условиями труда, дополнительных соглашениях условий, ухудшающих их положение по сравнению с установленными коллективным договором, у государственного инспектора труда имелись основания для вынесения предписания, обязывающего медицинское учреждение устранить данное нарушение. Учитывая положения части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность работодателя знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, на медицинское учреждение обоснованно возложена обязанность ознакомить работников с коллективным договором.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров в части исключения условий о предоставлении дополнительного отпуска заключены по обоюдной воле сторон, судебная коллегия отклоняет, поскольку условия трудового договора с учетом его изменений дополнительными соглашениями не должны противоречить коллективному договору.
Доводы апелляционной жалобы о том, что коллективный договор был принят на общем собрании коллектива, в заключенных позднее принятия коллективного договора трудовых договорах имеется указание на то, что с условиями коллективного договора при поступлении на работу ознакомлены, не освобождают от предусмотренной законом обязанности ознакомить работников, не принятых на работу в медицинское учреждение на 12 марта 2015 года, с коллективным договором. В данном случае эти обязанности работодателем не были выполнены.
Доводы апелляционной жалобы, так же как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и для отмены обжалуемого им решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская детская больница N 2" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН

Судьи
О.В.АГЕЕВ
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)