Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 03.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-3334/2017

Требование: О возложении обязанности установить размер компенсации за работу с вредными условиями труда, оспаривании приказа в части, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Истец указал, что в связи со снижением размера компенсационной выплаты образовалась задолженность. Неправомерными действиями ответчика нарушены трудовые права истца, причинен моральный вред.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2017 г. по делу N 33-3334/2017


Докладчик Агеев О.В.
Судья Шопина Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Я.А.И. к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности установить размер компенсации за работу с вредными условиями труда, оспаривании приказа в части, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе ответчика БУ "РССМП" Минздрава Чувашии на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

Я.А.И. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (БУ "РССМП" Минздрава Чувашии) о возложении обязанности установить размер компенсации за работу с вредными условиями труда, оспаривании приказа в части, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Требования истцом мотивированы тем, что он работает у ответчика в должности <должность>. Ему как работнику, занятому на работах с вредными условиями труда с классом вредности 3.2, была установлена компенсационная выплата в размере 15% от должностного оклада на основании дополнительного соглашения N 312 от 1 октября 2013 года и приказа БУ "РССМП" Минздравсоцразвития Чувашии N от 1 октября 2013 года. Дополнительным соглашением от 1 февраля 2016 года компенсация за вредность в размере 15% от должностного оклада ему была сохранена. Однако после проведенной в 2016 года специальной оценки условий труда приказом от 21 июня 2016 года N 209/1 работодатель с 1 сентября 2016 года установил выездным бригадам скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации за работу с вредными условиями труда компенсацию в размере 4% от должностного оклада вместо 15%. О снижении размера компенсационной выплаты он уведомлен 27 июня 2016 года. В связи с тем, что результатами специальной оценки условий труда итоговый класс вредности повышен до 3.3, ссылаясь на часть 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 года, условия коллективного договора БУ "РССМП" Минздрава Чувашии на 2014 - 2017 годы, полагал снижение компенсационной выплаты до 4% должностного оклада незаконным, ухудшающим положение работника, учитывая установленный ранее размер в 15%. В связи со снижением размера компенсационной выплаты образовалась задолженность. Неправомерными действиями ответчика нарушены трудовые права истца, причинен моральный вред.
С учетом уточнения исковых требований истец окончательно просил признать незаконным уменьшение размера компенсации за работу с вредными условиями труда, отменить приказ N 209/1 от 21 июня 2016 года об уменьшении компенсационной выплаты в виде повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% до 4% в отношении истца, возложить на ответчика обязанность применять с 1 февраля 2017 года при начислении истцу заработной платы размер компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15% от должностного оклада, взыскать задолженность по заработной плате за период с 1 сентября 2016 года по 31 января 2017 года в сумме 8051 руб. 98 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В судебном заседании истец Я.А.И. поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика БУ "РССМП" Минздрава Чувашии Л. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в судебном заседании не участвовал.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2017 года постановлено:
"Исковые требования Я.А.И. к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности с 1 февраля 2017 года применять размер компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15% от должностного оклада, отмене приказа N 209/1 от 21.06.2016 года в части, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в отношении Я.А.И. с 1 февраля 2017 года при начислении заработной платы применять размер компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15% от должностного оклада.
Отменить приказ Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики N 209/1 от 21.06.2016 г. об уменьшении компенсационной выплаты, в виде повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с 15% до 4%, в отношении Я.А.И.
Взыскать с Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в пользу Я.А.И. задолженность по заработной плате за период с 01.09.2016 года по 31.01.2017 года в сумме 8051 (восемь тысяч пятьдесят один) руб. 98 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Я.А.И. к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в доход бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 1300 руб.".
Указанное решение суда обжаловано ответчиком БУ "РССМП" Минздрава Чувашии на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика БУ "РССМП" Минздрава Чувашии Л. просила удовлетворить апелляционную жалобу.
Истец Я.А.И. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы.
Третье лицо Государственная инспекция труда в Чувашской Республике извещено о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, представитель в суд не явился.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21 сентября 2006 года сторонами заключен трудовой договор N 312, Я.А.И. с указанной даты принят на работу к ответчику <специальность 1> на 0,5 ставки, 5 августа 2008 года был переведен <специальность 2> в том же подразделении. 1 августа 2009 года истец переведен на должность <должность 1>.
Дополнительным соглашением от 1 октября 2013 года к трудовому договору истец переведен на должность <должность>, ему установлены должностной оклад в размере 6303 руб. 70 коп., надбавка за вредность в размере 15% от оклада в сумме 945 руб. 56 коп.
Дополнительным соглашением от 1 февраля 2016 года к трудовому договору, началом действия которого указано 1 апреля 2016 года, истцу установлен должностной оклад в размере 11740 руб., повышающий коэффициент 0,20 за наличие квалификационной категории в размере 2348 руб., надбавка за вредность 15% в размере 1761 руб.
1 июля 2016 года истец уведомлен работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора, о предоставлении гарантий и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% от должностного оклада вместо 15%. При этом истец выразил несогласие с изменениями условий трудового договора.
Предложенное ответчиком дополнительное соглашение от 31 августа 2016 года, предусматривающее условие о ежемесячных выплатах в виде должностного оклада в размере 11740 руб., надбавки за квалификационную категорию в 20% - 2348 руб., за вредность в размере 4% от оклада в сумме 469 руб. 60 коп., истцом не подписано.
Примерным положением о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставлении социальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года N 348, действовавшим с 10 декабря 2008 года, и Примерным положением о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503, действовавшим с 11 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, предусматривалась повышение должностных окладов за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% для отделений (групп, палат) анестезиологии-реанимации (пункты 1.11 Приложений N 2 положений).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года N 451 утверждено Примерное положение о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг, вступившее в силу с 1 января 2016 года, признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503, предусмотрено, что выплаты работникам государственных учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4 процентов к должностному окладу, установленному для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда. Конкретные размеры компенсационных выплат устанавливаются руководителем государственного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Аттестация рабочих мест у ответчика проводилась в 2010 году, по результатам которой общая оценка условий труда <данные изъяты> соответствовала классу вредности 3.2. В 2016 году в БУ "РССМП" Минздрава Чувашии проведена специальная оценка условий труда работников, по итогам которой <должность> установлен итоговый класс условий труда 3.3.
В соответствии с условиями коллективного договора БУ "РССМП" Чувашии на 2014 - 2017 годы, Положением о порядке оплаты труда работников БУ "РССМП" Минздрава Чувашии (приложение N 5), должность <должность> включена в перечень должностей, работа на которых дает право работникам на повышение должностных окладов за работу на тяжелых работах, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 15% (приложение N 6).
Изменение условий оплаты труда работников бюджетного учреждения явилось следствием совершенствования системы оплаты труда и необходимостью приведения условий оплаты труда работников в соответствии с нормативными актами, в том числе постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.
На основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 451 от 14 декабря 2015 года БУ "РССМП" Минздрава Чувашии разработано Положение о порядке оплаты труда работников (Приложение к дополнительному соглашению к коллективному договору от 27 января 2016 года), разделом 3 которого установлено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда в размере 4% к должностному окладу, установленному для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Приказом БУ "РССМП" Минздрава Чувашии N 209/1 от 21 июня 2016 года выездным бригадам скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации с 1 сентября 2016 года установлена компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% от должностного оклада вместо 15%; предписано уведомить до 1 июля 2016 года работников об изменении условий труда.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2); Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации (часть 3).
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Исходя из положений статей 14 и 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодатель до 1 января 2014 года обязан был проводить аттестацию рабочих мест, после 1 января 2014 года компенсационные выплаты за работы с вредными и тяжелыми условиями труда производятся на основании специальной оценки условий труда, при этом результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, принимаются работодателем после 1 января 2014 года в течение пяти лет либо до проведения специальной оценки условий труда.
На основании части 1 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (часть 1); конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (часть 2).
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 года, протокол N 12, в особенностях формирования систем оплаты работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (раздел X пункт 37 подпункт "е") предусмотрено, что повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда, в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Аналогичные положения содержатся в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2016 года, протокол N 11.
Основанием компенсации по условиям труда является специальная оценка условий труда для конкретного рабочего места, в данном случае <должность>.
Вместе с тем размер компенсации истцу за вредные условия труда на рабочем месте по занимаемой им должности был установлен не по результатам аттестации либо специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте, а в соответствии с приложением N 2 к Примерному положению о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503, утратившему силу с 1 января 2016 года.
Поскольку размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате компенсационных выплат также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, поэтому при введении новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
В соответствии с положениями статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационная выплата за работу во вредных условиях труда является составной частью заработной платы. В силу части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.
Применительно к спорным трудовым отношениям порядок и размер компенсационных выплат за работу с вредными условиями труда установлен коллективным договором и Положением о порядке оплаты труда работников бюджетного учреждения с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики.
Работодатель БУ "РССМП" Минздрава Чувашии при установлении указанных компенсационных выплат ограничен в их изменении, поскольку в соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора.
Статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае когда по причинам, связанным с изменением, в том числе организационных условий труда (структурная реорганизация производства), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Однако компенсационная выплата на работу во вредных условиях труда в государственных учреждениях не является выплатой, носящей неизменный характер, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Единым рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, бюджетное учреждение вправе уменьшить ранее установленный ее размер по результатам проведения специальной оценки условий труда, предупредив работника об этом в установленном законом порядке за два месяца.
Увеличение размера должностного оклада истца с ранее установленного 6303 руб. 70 коп. до 11740 руб., в связи с введением новой системы оплаты труда постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 451 от 14 декабря 2015 года произошло изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% до 4%, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда. При изложенных обстоятельствах введение новой системы оплаты труда и применение ее к истцу в части размера компенсации за вредные условия труда с 1 сентября 2016 года не влечет удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе Я.А.И. в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% от должностного оклада, отмене приказа об уменьшении компенсационной выплаты, а также производных от них требований о взыскании недоначисленной компенсации за работу во вредных условиях труда и компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 апреля 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Я.А.И. к Бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% от должностного оклада, отмене приказа об уменьшении компенсационной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН

Судьи
О.В.АГЕЕВ
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)