Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2017 N 07АП-9234/2017 ПО ДЕЛУ N А02-804/2017

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2017 г. по делу N А02-804/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.09.2017 по делу N А02-804/2017 (судья Кулакова Л.А) по заявлению Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, место нахождения: пр-т Коммунистический, д. 18, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Государственному учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (ОГРН 1020400733990, ИНН 0411004749, место нахождения: ул. Чаптынова, д. 20, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании недействительным решения от 18.05.2017 N 12 о привлечении плательщика взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
установил:

Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрация города Горно-Алтайска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 18.05.2017 N 12 о привлечении плательщика взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение от 18.05.2017 N 12).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 07.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Алтай отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в рассматриваемом случае Администрация производит выплаты на оздоровление в пользу своих работников на основании нормативного правового акта в целях повышения эффективности и качества труда лиц, занимающих должности муниципальной службы, размер которых зависит от занимаемой должности муниципального служащего и от времени замещения должности муниципальной службы в текущем финансовом году, следовательно, данные выплаты отнесены к оплате труда; на денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным и муниципальным служащим, не распространяется действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ); суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренные коллективным договором, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества и условий выполнения работы, с 1 января 2011 года подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
Администрация в представленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) письменных возражениях на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 27.02.2017 по 24.03.2017 главным специалистом - ревизором Фонда социального страхования проведена выездная проверка Администрации на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в ходе которой установлено, что в проверяемом периоде Администрацией производились ежегодные выплаты на оздоровление муниципальным служащим, которые не облагались страховыми взносами. По результатам проверки Фондом социального страхования сделан вывод о занижении Администрацией базы для начисления страховых взносов на сумму 2 662 846 руб., в которую не были включены ежегодные выплаты на оздоровление муниципальным служащим. В акте выездной проверки N 10 от 19.04.2017 проверяющим также сделан вывод о недоначислении Администрацией страховых взносов на сумму 77 222,55 руб. 55 коп.
18.05.2017 заместителем управляющего ГУ-РО ФСС РФ по РА принято решение N 12 о привлечении Администрации к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Администрацией требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения Фонда социального страхования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ оговорено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения об определении базы для начисления страховых взносов содержатся в статье 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Законодатель выделяет два вида компенсационных выплат, а именно: компенсации, связанные с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ, являющиеся элементами оплаты труда; компенсации, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Согласно части 2 статьи 164 ТК РФ компенсациями признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 165 названного Кодекса помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статьи 169 ТК РФ, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона N 25-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Согласно статье 7 Закона Республики Алтай от 18.04.2008 N 26-РЗ "О муниципальной службе в Республике Алтай" к ежемесячным и дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь.
Аналогичные ежемесячные и дополнительные выплаты установлены положением об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании "город Горно-Алтайск", утвержденном решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 01.11.2007 N 49-10.
Постановлением Мэра города Горно-Алтайска от 29.12.2008 N 106 утверждено положение о дополнительных гарантиях муниципальным служащим муниципального образования "Город Горно-Алтайск", которым предусмотрено, что ежегодная выплата на оздоровление не зависит от квалификации муниципального служащего, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в проверяемом периоде ежегодные выплаты на оздоровление производились Администрацией муниципальным служащим в фиксированном размере, на основании коллективного договора, по решению Горно-Алтайского совета депутатов. Данные выплаты не включены в трудовые договоры и коллективный договор как составная часть оплаты труда муниципальных служащих.
С учетом изложенного, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные компенсационные выплаты на оздоровление носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений между Администрацией и муниципальными служащими, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Фондом социального страхования в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании Фондом социального страхования вышеприведенных норм материального права, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 07.09.2017 по делу N А02-804/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
С.Н.ХАЙКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)