Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 05.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33-2773/2017

Требование: О возложении обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, отмене приказа, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации, компенсации морального вреда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что работает у ответчика, как работник, занятый на работах с вредными условиями труда, он получал компенсационную выплату, после специальной оценки условий труда оспариваемым приказом, с которым истца не ознакомили, несмотря на его несогласие, работодатель установил компенсацию в меньшем размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2017 г. по делу N 33-2773/2017


Докладчик Алексеева Г.И.
Судья Порфирьева А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Агеева О.В., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску К. к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% от должностного оклада, отмене приказа об уменьшении компенсационной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия
установила:

К. обратился в суд с иском к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее БУ РССМП, учреждение) с последующим уточнением требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) о возложении обязанности применять в отношении него с 01 марта 2017 года при начислении заработной платы размер компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15% от должностного оклада, отменить приказ N 209/1 от 21 июня 2016 года об уменьшении компенсационной выплаты в виде повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15% до 4% в отношении К., взыскать задолженность по заработной плате за период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года в сумме.. руб... коп., денежную компенсацию за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере руб.
Исковые требования мотивированы тем, что К. работает у ответчика с 01 января 2005 года в должности <должность> скорой медицинской помощи (далее также СМП) выездной бригады интенсивной терапии подстанции N 1 Московского района, с 01 октября 2013 года по настоящее время - в должности <должность>... в выездной бригаде скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации подстанции скорой медицинской помощи N 1 Московского района. Как работник, занятый на работах с вредными условиями труда, в соответствии с условиями коллективного договора на 2014 - 2017 гг. он получал компенсационную выплату в размере 15% от должностного оклада, которая была установлена ему по результатам аттестации рабочего места (карта аттестации рабочего места N 073 от 04 мая 2011 года) как компенсация за работу во вредных условиях труда с классом вредности 3.2 на основании дополнительного соглашения N 145 от 01 октября 2013 года к трудовому договору и приказа БУ РССМП N 04-01/1184-лс от 01 октября 2013 года. Дополнительным соглашением к коллективному договору от 27 января 2016 года установлено, что выплаты работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда в размере 4% к должностному окладу, установленному для различных видов с нормальными условиями труда. Между тем, заключенным с ним дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 февраля 2016 года соответствующая компенсация за вредность в размере 15% от должностного оклада истцу была сохранена. До сентября 2016 года работодатель предоставлял ему в числе гарантий за работу во вредных условиях труда доплату в размере 15% от оклада. После проведенной в 2016 году специальной оценки условий труда оспариваемым приказом от 21 июня 2016 года N 209/1, с которым истца не ознакомили, и несмотря на его несогласие, работодатель с 01 сентября 2016 года установил выездным бригадам СМП анестезиологии и реанимации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда компенсацию в размере 4% от должностного оклада вместо 15%. Указывая, что условия его труда по результатам специальной оценки условий труда ухудшились (класс вредности 3.3), в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", условий коллективного договора истец считает, что уменьшение компенсации за работу с вредными условиями труда до 4% является незаконным. Условия, ограничивающие размеры компенсационных выплат до 4% и ухудшающие положение работника, применяются к работникам, которым ранее компенсация в размере 15% в соответствиями с условиями коллективного договора не устанавливалась, в связи с чем к истцу указанные условия применению не подлежат.
В судебном заседании истец К. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика БУ РССМП Л. исковые требования не признала, указав, что изменение компенсационной выплаты произведено в связи с изменением системы оплаты труда и с учетом результатов специальной оценки условий труда <должность>... в 2016 году.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2017 года постановлено:
"Обязать Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в отношении К. с 1 марта 2017 года при начислении заработной платы применять размер компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 15% от должностного оклада.
Отменить приказ Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики N 209/1 от 21.06.2016 г. об уменьшении компенсационной выплаты, в виде повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с 15% до 4%, в отношении К.
Взыскать с Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в пользу К. задолженность по зарплате за период с 01.09.2016 г. по 28.02.2017 г. в сумме.. руб... коп., денежную компенсацию в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок сумм заработной платы за каждый день задержки за сентябрь 2016 г. в размере 74 коп. в день, начиная с 08.10.2016 г. по день фактического расчета включительно; за октябрь 2016 года в размере.. руб... коп. в день, начиная с 08.11.2016 г. по день фактического расчета включительно; за ноябрь 2016 г. в размере 32 коп. в день, начиная с 09.12.2016 г. по день фактического расчета включительно; за декабрь 2016 г. в размере.. руб... коп. в день, начиная с 29.12.2016 г. по день фактического расчета включительно; за январь 2017 г. в размере.. руб... коп. в день, начиная с 09.02.2017 г. по день фактического расчета включительно; за февраль 2017 г. в размере.. руб... коп. в день, начиная с 08.03.2017 г. по день фактического расчета включительно; компенсацию морального вреда в размере руб., отказав в удовлетворении данного требования в остальной части.
Взыскать с Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики в доход бюджета г. Чебоксары госпошлину в размере руб.".
Указанное решение от 20 марта 2017 года обжаловано ответчиком БУ РССМП на предмет отмены по мотивам незаконности, необоснованности, неправильного применения норм материального права, вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что компенсация в размере 15% от должностного оклада установлена истцу с 01 октября 2013 года на основании действующей на тот момент системы оплаты труда - согласно Положению, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 348 от 12 ноября 2008 года. В 2016 году в БУ РССМП проведена специальная оценка условий труда, <должность> анестезиологу-реаниматологу установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.3. Изменение условий оплаты труда истца произведено в соответствии с Примерным положением о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года N 451, а также условиями дополнительного соглашения к коллективному договору БУ РССМП, с учетом результатов специальной оценки условий труда <должность>... и ст. ст. 74, 147 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Суд первой инстанции необоснованно принял решение о применении при начислении заработной платы истцу компенсации в размере 15% от должностного оклада руб. без учета размера должностного оклада истца по состоянию на 01 января 2014 года, что не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ. Суд не принял во внимание положения ст. 135 ТК РФ о том, что принципами системы оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений являются обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Поскольку выплаты в размере 15% от должностного оклада для анестезиологов-реаниматологов в новом Положении об оплате труда, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года N 451, не предусмотрены, решение суда о сохранении истцу размера компенсации 15% по условиям труда, установленного отмененным Примерным положением об оплате труда, не основано на законе, противоречит требованиям ст. ст. 135 и 147 ТК РФ.
Истец К. представил письменные возражения на апелляционную жалобу БУ РССМП, указав на необоснованность приведенных в ней доводов, возражал против ее удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции надлежаще извещенный представитель ответчика не явился.
Истец К. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции установил, что с 01 января 2005 года К. работал в БУ РССМП <должность> скорой медицинской помощи подстанции N 1 Московского района, с 01 октября 2013 года по настоящее время работает в должности <должность>... выездной бригады СМП анестезиологии и реанимации подстанции скорой медицинской помощи N 1 Московского района.
Стороны не оспаривали, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июля 2013 года по делу N 2-1810/2013 на БУ РССМП возложена обязанность установить <должность> СМП К. доплату за вредные условия труда в размере 4% к тарифной ставке (окладу).
Дополнительным соглашением от 01 октября 2013 года к трудовому договору при переводе на должность <должность>... выездной бригады СМП анестезиологии и реанимации подстанции скорой медицинской помощи N 1 Московского района истцу установлена надбавка за вредность в размере 15% оклада.
Дополнительным соглашением от 01 февраля 2016 года к трудовому договору, которое согласно его п. 3 вступает в силу с 01 апреля 2016 года, истцу установлен должностной оклад в размере руб., надбавка за вредность в размере 4% в сумме.. руб... коп. (л.д. 166). Истец подписал дополнительное соглашение с указанием даты 01 апреля 2016 года.
Также в материалы дела представлено и дополнительное соглашение от 01 февраля 2016 года к трудовому договору, которым истцу установлен должностной оклад в размере руб., надбавка за вредность в размере 15% в сумме руб. (л.д. 167).
Исходя из расчетных листков выплаты истцу фактически производились из расчета 15% к должностному окладу. Установление выплаты в таком размере подтверждается и письмом главного врача учреждения от 07 апреля 2016 года в адрес истца (л.д. 199).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503 "Об утверждении Примерного положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг", вступившим в силу 11 января 2015 года, предусматривалась компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% для отделений (групп, палат) анестезиологии-реанимации (п. 1.11 Приложения N 2).
Ранее аналогичное положение было предусмотрено Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 ноября 2008 года N 348 "О порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2015 года N 451 "Об утверждении Примерного положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг", вступившим в силу с 01 января 2016 года (п. 6), признано утратившим силу Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503 "Об утверждении Примерного положения о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг", предусмотрено, что выплаты работникам государственных учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4 процентов к должностному окладу, установленному для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда. Конкретные размеры компенсационных выплат устанавливаются руководителем государственного учреждения с учетом мнения выборного профсоюзного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии с условиями коллективного договора БУ ЧР РССМП на 2014 - 2017 гг. и Положением о порядке оплаты труда работников БУ ЧР РССМП, согласно приложению N 6 должность <должность>... выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации включена в перечень должностей, работа на которых дает право работникам на повышение должностных окладов за работу на тяжелых работах, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 15%.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 января 2005 года N 8, заключенным с К. 01 февраля 2016 года, ему установлены должностной оклад в размере руб., а также коэффициент к должностному окладу за наличие квалификационной категории 0,3 в сумме руб., выплата за вредность в размере 15% от оклада в сумме руб., прочие условия трудового договора остались неизменными.
Дополнительным соглашением от 27 января 2016 года внесены изменения в коллективный договор БУ РССМП на 2014 - 2017 гг., в том числе в положения о выплатах работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 451 от 14 декабря 2015 года в учреждении изменилась система оплаты труда.
На основании данного постановления в учреждении разработано Положение о порядке оплаты труда работников БУ РССМП (Приложение к дополнительному соглашению к коллективному договору от 27 января 2016 года), разделом 3 которого установлено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда в размере 4% к должностному окладу, установленному для различных видов работ с нормальными условиями труда.
В 2016 году в БУ РССМП проведена специальная оценка условий труда работников. Согласно карте специальной оценки условий труда <должность>... от 28 декабря 2015 года установлен итоговый класс условий труда 3.3.
Приказом N 209/1 от 21 июня 2016 года работодатель установил с 01 сентября 2016 года выездным бригадам скорой медицинской помощи анестезиологии и реанимации компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 4% от должностного оклада вместо 15%.
В соответствии ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
С 01 января 2014 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"), цель которого - регламентация, установление порядка проведения и критериев специальной оценки труда (СОУТ) - единого комплекса последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При этом введенный указанным Законом порядок оценки условий труда является отличным от ранее установленного.
Согласно правовому регулированию, действующему с 01 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций является различным в зависимости от установленной степени вредности, тогда как ранее для всех работников, условия труда которых были определены как вредные, устанавливались компенсации, предусмотренные ст. ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2014 года).
Как указано в ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Федерального закона, в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести СОУТ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, законодатель определил, что при реализации компенсационных мер в переходный период порядок и условия осуществления таких мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не может быть ухудшен.
Материалы дела подтверждают, что с момента перевода истца на должность <должность>... выездной бригады СМП анестезиологии и реанимации подстанции скорой медицинской помощи N 1 Московского района 01 октября 2013 года, а также после проведения в 2016 году в БУ РССМП специальной оценки условий труда работников условия труда истца на рабочем месте остались прежними.
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для начисления К. заработной платы с учетом уменьшенной до 4% выплаты компенсационного характера работнику, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и опасными и иными особыми условиями труда, поскольку в отсутствие согласия истца и неподписания им дополнительного соглашения к трудовому договору от 31 августа 2016 года трудовой договор продолжает действовать в прежнем виде, в связи с чем уменьшение работодателем компенсационной выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с 15 до 4 процентов в отношении К. является незаконным.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2015 года (протокол N 12), определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Основанием для установления компенсации по условиям труда является специальная оценка условий труда для конкретного рабочего места, в данном случае <должность>... выездной бригады СМП анестезиологии и реанимации подстанции СМП N 1 Московского района.
Из материалов дела следует, что аттестация рабочих мест в учреждении проводилась в 2010 году. Сторонами не оспаривалось, что общая оценка условий труда <должность> скорой медицинской помощи по результатам аттестации рабочего места <должность> скорой медицинской помощи БУ РССМП соответствует классу вредности 3.2.
По результатам проведенной в 2016 году специальной оценки условий труда условия труда <должность>... выездной бригады СМП анестезиологии и реанимации соответствуют классу 3.3.
Вместе с тем, размер компенсации истцу за вредные условия труда на рабочем месте по занимаемой им должности был установлен не по результатам аттестации либо специальной оценки условий труда на конкретном рабочем месте, а в соответствии с приложением N 2 к Примерному положению о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2014 года N 503, утратившему силу с 01 января 2016 года.
Минимальный размер повышения оплаты труда за работу во вредных условиях установлен ст. 147 ТК РФ с 01 января 2014 года - 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Ранее до 11 августа 2014 года Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 также устанавливались компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, в том числе повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца (который увеличен по сравнению с ранее установленным с.. руб... коп. до руб.) до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 451 от 14 декабря 2015 года, которое распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, в том числе в части недопустимости уменьшения установленных этим постановлением размеров повышения оплаты труда без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года (протокол N 11), определено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать в том числе, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях рекомендуется совершенствование порядка установления размеров должностных окладов работников путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение должностных окладов (пп. "д" п. 38).
На 01 января 2014 года размер фактических компенсационных выплат истцу в соответствии с переходными положениями ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ был сохранен, изменение произошло в связи с введением новой системы оплаты труда с 01 сентября 2016 года.
Ст. 2 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 26 "Об упорядочении оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики" установлено, что отраслевые положения об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Отраслевые положения об оплате труда включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, устанавливаемые по профессиональным квалификационным группам, перечни видов, размеры и порядок установления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Утвержденным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 451 от 14 декабря 2015 года Примерным положением о порядке оплаты труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг, произведено перераспределение средств в структуре заработной платы на увеличение (за счет оптимизации иных видов доплат и надбавок) должностных окладов, которые в свою очередь, устанавливаются с учетом финансирования этих расходов соответствующими бюджетами и их возможностей.
Учитывая, что размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств, обязанность ответчика по выплате стимулирующей части оплаты труда также ограничена лимитом бюджетных обязательств на эти цели, в связи с чем с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены.
При изложенных обстоятельствах введение новой системы оплаты труда и применение ее к истцу в части размера компенсации за вредные условия труда с 01 сентября 2016 года не влечет удовлетворения его (истца) исковых требований. В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе К. в удовлетворении иска к ответчику о возложении обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% от должностного оклада, отмене приказа об уменьшении компенсационной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 марта 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований К. к бюджетному учреждению Чувашской Республики "Республиканская станция скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности применять при начислении заработной платы компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% от должностного оклада, отмене приказа об уменьшении компенсационной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда.
Председательствующий
О.В.АГЕЕВ
Судьи
Г.И.АЛЕКСЕЕВА
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)