Судебные решения, арбитраж
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года по делу N А05-10132/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Звездина Л.В.),
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (ОГРН 1022900838168; ИНН 2902042980; место нахождения: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Водолей" (ОГРН 1022900842150; ИНН 2902011967; место нахождения: 164521, Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 39; далее - Предприятие) 7262 руб. 20 коп., из них: 5454 руб. 90 коп. страховых взносов, в том числе: 4315 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 112 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 1026 руб. 57 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 716 руб. 32 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: 533 руб. 61 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 6 руб. 43 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 176 руб. 28 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1090 руб. 98 коп. штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов, в том числе: 863 руб. 19 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 22 руб. 48 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 205 руб. 31 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление ПФР с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
От Предприятия отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 12.05.2015 N 03900615ВР0000334 в отношении Предприятия проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проведенной проверки Управление ПФР пришло к выводу о том, что Предприятие допустило нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в занижении базы для начисления страховых взносов за 2013 год на суммы компенсации морального вреда за неначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 18 000 руб.; в невключении 1378 руб. 76 коп. в базу для начисления страховых взносов за 2012 - 2014 годы расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не принятых к зачету государственным учреждением - Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС); в занижении базы для исчисления страховых взносов на оплату проездного билета для граждан на 750 руб., в связи с чем Предприятием допущена неуплата страховых взносов в общей сумме 5454 руб. 90 коп., в том числе: 4315 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 112 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 1026 руб. 57 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 01.06.2015 N 03900615АВ0000311, врученном директору Предприятия 01.06.2015.
Уведомлением от 04.06.2015 N 03900615МВ0000159 Предприятие извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам проверки Управлением ПФР принято решение от 26.06.2015 N 03900615 РВ0000149 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение от 26.06.2015), которым Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 1090 руб. 98 руб., ему начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в общей сумме 404 руб. 30 коп., а также предложено уплатить недоимку в общей сумме 5454 руб. 90 коп. Решение от 26.06.2015 направлено Предприятию по почте заказным письмом.
На основании решения от 26.06.2015 Предприятию направлено требование от 27.07.2015 N 03900640042734 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором Управление ПФР предложило Предприятию в срок до 15.08.2015 уплатить задолженность по страховым взносам, пени, штрафам.
Поскольку Предприятие указанное требование в установленный срок не исполнило, Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия 7262 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Предприятие в силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, включаются в базу для исчисления страховых взносов только тогда, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, поэтому не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из решения Управления от 26.06.2015, Предприятием допущено занижение базы для начисления страховых взносов за 2013 год на 18 000 руб. - сумма компенсации морального вреда за неначисленную и невыплаченную заработную плату.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как верно указал суд первой инстанции, возмещение морального вреда работнику в силу положений ТК РФ является видом материальной ответственности работодателя перед работником и не является элементом оплаты труда.
Из материалов дела следует, что решениями Северодвинского городского суда Архангельской области от 21.05.2013 по делу N 2-2717-13 с Предприятия в пользу работника Парыгиной Е.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб. вследствие признания незаконным увольнения, восстановлении на работе; по делу N 33-7145/213 от 18.12.2013 с Предприятия в пользу работника Кузьминой Т.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. вследствие признания незаконным увольнения и восстановления на работе; по делу N 2-1481/13 от 05.06.2013 с Предприятия в пользу работника Стрекаловской Л.В. взыскана компенсация морального вреда за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Предприятие указанные решения суда исполнило, выплатив суммы компенсации морального вреда своим работникам, но в базу для начисления страховых взносов названные суммы не включило.
Суд первой инстанции, исходя из анализа изложенных положений законодательства, пришел к обоснованному выводу, что суммы денежной компенсации морального вреда, выплаченные работодателем своим работникам на основании вступивших в законную силу судебных актов, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем у Управления ПФР не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат, а также пеней и штрафов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Управления ПФР о взыскании с Предприятия страховых взносов, пеней и штрафов в указанной части.
Из решения от 26.06.2015 следует, что Предприятие не включило в базу для начисления страховых взносов расходы в сумме 1378 руб. 76 коп., не принятые к зачету Фондом социального страхования.
Факт непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подтверждается справкой Отделения ФСС от 15.05.2015, согласно которой Отделением ФСС не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные предприятием с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, в сумме 1378 руб. 76 коп.
Однако поскольку в указанной справке не содержится сведений о том, по каким причинам спорные расходы не приняты к зачету и какие положения действующего законодательства нарушены, подтверждающие документы к справке не приложены и Управление ПФР в своем решении от 26.06.2015 не приводит доводов о невозможности зачета данных расходов, то в нарушение положений статей 65 и 200 АПК РФ Управлением не предъявлено доказательств правомерности своих выводов в указанной части.
В решении от 26.06.2015 Управление ПФР пришло к выводу, что Предприятием допущено занижение базы для исчисления страховых взносов на стоимость расходов по оплате проездного билета для граждан в размере 750 руб.
Судом первой инстанции установлено, что Предприятием приобретен проездной билет для граждан на февраль 2012 года. Из авансового отчета от 01.03.2012 N 14 следует, что Житова И.Л. занимает должность заведующей складом, и ею, помимо прочих товаров, приобретен проездной билет стоимостью 750 руб.
В отзыве на заявление Предприятие указало, что в должностные обязанности Житовой И.Л. входит закупка материалов для производственных нужд предприятия, а проездной билет приобретался для работников Предприятия для поездок по городу в производственных целях.
Доказательств обратного Управлением ПФР не предъявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Управления ПФР не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы расходов по приобретению проездного билета для граждан, в связи с чем отказал в удовлетворении требования в указанной части.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года по делу N А05-10132/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2015 ПО ДЕЛУ N А05-10132/2015
Разделы:Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2015 г. по делу N А05-10132/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 декабря 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года по делу N А05-10132/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Звездина Л.В.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (ОГРН 1022900838168; ИНН 2902042980; место нахождения: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - Управление ПФР) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Водолей" (ОГРН 1022900842150; ИНН 2902011967; место нахождения: 164521, Архангельская область, город Северодвинск, улица Полярная, дом 39; далее - Предприятие) 7262 руб. 20 коп., из них: 5454 руб. 90 коп. страховых взносов, в том числе: 4315 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 112 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 1026 руб. 57 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 716 руб. 32 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов, в том числе: 533 руб. 61 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 6 руб. 43 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 176 руб. 28 коп. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1090 руб. 98 коп. штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов, в том числе: 863 руб. 19 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 22 руб. 48 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 205 руб. 31 коп. штраф за занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление ПФР с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
От Предприятия отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 12.05.2015 N 03900615ВР0000334 в отношении Предприятия проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проведенной проверки Управление ПФР пришло к выводу о том, что Предприятие допустило нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в занижении базы для начисления страховых взносов за 2013 год на суммы компенсации морального вреда за неначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 18 000 руб.; в невключении 1378 руб. 76 коп. в базу для начисления страховых взносов за 2012 - 2014 годы расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не принятых к зачету государственным учреждением - Архангельским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС); в занижении базы для исчисления страховых взносов на оплату проездного билета для граждан на 750 руб., в связи с чем Предприятием допущена неуплата страховых взносов в общей сумме 5454 руб. 90 коп., в том числе: 4315 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии; 112 руб. 39 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на накопительную часть трудовой пенсии; 1026 руб. 57 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 01.06.2015 N 03900615АВ0000311, врученном директору Предприятия 01.06.2015.
Уведомлением от 04.06.2015 N 03900615МВ0000159 Предприятие извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам проверки Управлением ПФР принято решение от 26.06.2015 N 03900615 РВ0000149 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение от 26.06.2015), которым Предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 1090 руб. 98 руб., ему начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в общей сумме 404 руб. 30 коп., а также предложено уплатить недоимку в общей сумме 5454 руб. 90 коп. Решение от 26.06.2015 направлено Предприятию по почте заказным письмом.
На основании решения от 26.06.2015 Предприятию направлено требование от 27.07.2015 N 03900640042734 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором Управление ПФР предложило Предприятию в срок до 15.08.2015 уплатить задолженность по страховым взносам, пени, штрафам.
Поскольку Предприятие указанное требование в установленный срок не исполнило, Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Предприятия 7262 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Предприятие в силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работнику в рамках трудовых отношений.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, включаются в базу для исчисления страховых взносов только тогда, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, поэтому не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из решения Управления от 26.06.2015, Предприятием допущено занижение базы для начисления страховых взносов за 2013 год на 18 000 руб. - сумма компенсации морального вреда за неначисленную и невыплаченную заработную плату.
Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как верно указал суд первой инстанции, возмещение морального вреда работнику в силу положений ТК РФ является видом материальной ответственности работодателя перед работником и не является элементом оплаты труда.
Из материалов дела следует, что решениями Северодвинского городского суда Архангельской области от 21.05.2013 по делу N 2-2717-13 с Предприятия в пользу работника Парыгиной Е.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб. вследствие признания незаконным увольнения, восстановлении на работе; по делу N 33-7145/213 от 18.12.2013 с Предприятия в пользу работника Кузьминой Т.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб. вследствие признания незаконным увольнения и восстановления на работе; по делу N 2-1481/13 от 05.06.2013 с Предприятия в пользу работника Стрекаловской Л.В. взыскана компенсация морального вреда за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Предприятие указанные решения суда исполнило, выплатив суммы компенсации морального вреда своим работникам, но в базу для начисления страховых взносов названные суммы не включило.
Суд первой инстанции, исходя из анализа изложенных положений законодательства, пришел к обоснованному выводу, что суммы денежной компенсации морального вреда, выплаченные работодателем своим работникам на основании вступивших в законную силу судебных актов, подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем у Управления ПФР не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат, а также пеней и штрафов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Управления ПФР о взыскании с Предприятия страховых взносов, пеней и штрафов в указанной части.
Из решения от 26.06.2015 следует, что Предприятие не включило в базу для начисления страховых взносов расходы в сумме 1378 руб. 76 коп., не принятые к зачету Фондом социального страхования.
Факт непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подтверждается справкой Отделения ФСС от 15.05.2015, согласно которой Отделением ФСС не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные предприятием с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, в сумме 1378 руб. 76 коп.
Однако поскольку в указанной справке не содержится сведений о том, по каким причинам спорные расходы не приняты к зачету и какие положения действующего законодательства нарушены, подтверждающие документы к справке не приложены и Управление ПФР в своем решении от 26.06.2015 не приводит доводов о невозможности зачета данных расходов, то в нарушение положений статей 65 и 200 АПК РФ Управлением не предъявлено доказательств правомерности своих выводов в указанной части.
В решении от 26.06.2015 Управление ПФР пришло к выводу, что Предприятием допущено занижение базы для исчисления страховых взносов на стоимость расходов по оплате проездного билета для граждан в размере 750 руб.
Судом первой инстанции установлено, что Предприятием приобретен проездной билет для граждан на февраль 2012 года. Из авансового отчета от 01.03.2012 N 14 следует, что Житова И.Л. занимает должность заведующей складом, и ею, помимо прочих товаров, приобретен проездной билет стоимостью 750 руб.
В отзыве на заявление Предприятие указало, что в должностные обязанности Житовой И.Л. входит закупка материалов для производственных нужд предприятия, а проездной билет приобретался для работников Предприятия для поездок по городу в производственных целях.
Доказательств обратного Управлением ПФР не предъявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у Управления ПФР не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы расходов по приобретению проездного билета для граждан, в связи с чем отказал в удовлетворении требования в указанной части.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 октября 2015 года по делу N А05-10132/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)