Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 09.06.2017 N 4А-3032/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего...).

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N 4а-3032/2017


Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Ф. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года специалист по управлению персоналом 1-й категории Службы безопасности Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен") Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Ф. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Ф. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая, что обязанность по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим отсутствовала; судом неверно применены нормы права.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановленные судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 названного Федерального закона).
Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции, ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении с названными лицами указанных выше договоров в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствующее уведомление подлежит направлению согласно Правилам сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 29.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя ГУП "Московский метрополитен" от 01.06.2015 Т.А.А. принята с 03.06.2015 на должность инспектора дистанции в Отдел транспортной безопасности на станциях метрополитена//Дистанция 8/Чеховская (л.д. 6).
Ранее Т.А.А. до 03.04.2015 проходила службу в должности дознавателя отделения дознания ЛО МВД России на станции Москва-Белорусская (л.д. 18 - 25). Указанная должность была включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом МВД России от 31.10.2013 N 875 (действовавший на дату возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).
В нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, в установленный законом десятидневный срок ГУП "Московский метрополитен" не сообщило представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы Т.А.А. в линейный отдел МВД России на станции Москва-Белорусская о приеме ее на работу.
Согласно должностной инструкции, утвержденной Заместителем начальника метрополитена - начальником Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен" 29.04.2015, приказу N 1583/Л от 08.12.2014 должностным лицом, ответственным за выполнение требований законодательства о противодействии коррупции является специалист по управлению персоналом 1 категории службы безопасности ГУП "Московский метрополитен" Ф.
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, копией приказа о приеме работника на работу; копией трудовой книжки; копией трудового договора; копией приказа по личному составу ЛО МВД России на станции Москва-Белорусская об увольнении Т.А.А. от 03.04.2015; рапортом помощника Московско-Смоленского транспортного прокурора от 12.04.2016; сообщением начальника линейного отдела МВД России на станции Москва-Белорусская об отсутствии сведений о заключении трудового договора с Т.А.А.; сообщением Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен" от 26.05.16; положением об отделе управления персоналом Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен"; должностной инструкцией, утвержденной Заместителем начальника метрополитена - начальником Службы безопасности ГУП "Московский метрополитен" 29.04.2015; приказом N 1583/Л от 08.12.2014 о принятии Ф. на работу и иными материалами дела, которые получили оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Действия (бездействие) должностного лица Ф. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения.
Доводы заявителя об отсутствии обязанности по уведомлению о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим со ссылкой на рекомендации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята в Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция), а также на положения Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" основаны на неверном толковании норм права.
Анализ пункта 1, подпункта "е" пункта 2 статьи 12 Конвенции, частей 1, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо организации, которая выполняет его функции.
Данный подход соответствует правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлении от 26.05.2014 N 46-АД14-14, от 21.04.2017 N 45-АД17-11.
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).
В рассматриваемом случае ГУП "Московский метрополитен" в соответствии со ст. 113 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" является коммерческой организацией, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Согласно п. 2.1 Устава ГУП "Московский метрополитен" целями и предметом деятельности предприятия, учредителем которого является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы, является оказание услуг по перевозке пассажиров в целях удовлетворения потребностей города Москвы в пассажирских перевозках и получения прибыли.
Согласно п. 3.6 Устава ГУП "Московский метрополитен" источниками формирования имущества Предприятия, в том числе финансовых ресурсов, являются: имущество, переданное Предприятием его собственником или уполномоченным им органом; прибыль, полученная от выполнения работ, услуг, реализации продукции, а также от других видов хозяйственной, финансовой и внешнеэкономической деятельности; заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций, получение которых согласовано и зарегистрировано в установленном порядке; амортизационные отчисления; бюджетные ассигнования; дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует Предприятие; добровольные взносы организаций, предприятий, учреждений и граждан.
Согласно п. 4.1 Устава ГУП "Московский метрополитен" предприятие строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе хозяйственных договоров, соглашений, контрактов. Предприятие свободно в выборе форм и предмета хозяйственных договоров и обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений с другими предприятиями, учреждениями и организациями, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом.
С учетом изложенного, ГУП "Московский метрополитен", являясь коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и имеющей в качестве основного вида деятельности организацию перевозочного процесса по линиям метрополитена, не является субъектом, выполняющим функции государственного (муниципального) органа.
Изложенное выше в совокупности с учетом характера деятельности предприятия свидетельствует о том, что исполнение должностных обязанностей Т.А.А. связано с коррупционными рисками и может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой указанным лицом должностью федеральной государственной службы, связи с чем у Ф., как должностного лица ГУП "Московского метрополитена" имелась обязанность по выполнению требования ч. 4 и ч. 5 ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции.
Иные приводимые заявителем доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 29.10 и ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ.
При назначении Ф. наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 (двадцать тысяч) рублей назначено с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 19.29 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 21 сентября 2016 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 22 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении специалиста по управлению персоналом 1-й категории Службы безопасности Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" Ф. оставить без изменения, жалобу Ф. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М.БАЗЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)