Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2016 N Ф06-4898/2015 ПО ДЕЛУ N А65-11279/2015

Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ доначислил страховые взносы, ссылаясь на то, что общество неправомерно занизило базу для начисления страховых взносов на сумму компенсации физическим лицам затрат на прохождение ими медицинского осмотра.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. N Ф06-4898/2015

Дело N А65-11279/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.
судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ищенко О.М., доверенность от 13.05.2015 N 1014/15,
Минуллина А.Р., доверенность от 13.05.2015 N 1015/15,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2015 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., Холодная С.Т., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-11279/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТТС-Альметьевск" (ОГРН 1031608000621, ИНН 1644017044) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан о признании недействительным решения в части, третье лицо - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТТС-Альметьевск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан (далее - Пенсионный фонд, фонд) от 25.12.2014 N 01307114РВ0001800/69 в части занижения обществом базы для начисления страховых взносов на сумму 6895 рублей, привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), начисления соответствующих сумм пеней (с учетом уточнения заявленных требований и частичного отказа, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2015 заявленное требование удовлетворено, в части отказа производство по делу прекращено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 28.11.2014 N 013 071 14 АВ 0002141/68.
Решением фонда от 25.12.2014 N 013 071 14 РВ 001800/69 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде взыскания 605 рублей 20 копеек штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. Кроме того, указанным решением обществу предложено уплатить 3025 рублей 97 копеек недоимки по страховым взносам и 38 рублей 02 копеек пени по состоянию на 31.12.2013.
Основанием для начисления страховых взносов в сумме 3025 рублей 97 копеек, соответствующих сумм пени и штрафа явилось непринятие в 2011 году к зачету в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию расходов общества по выплате пособий по временной нетрудоспособности в сумме 3721 рублей 64 копеек и неправомерное не включение обществом в 2013 году в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд оплату оказанных работникам организации медицинских услуг на общую сумму 6895 рублей.
Решение фонда было обжаловано обществом в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, которое оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением Пенсионного фонда в оспариваемой части, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества в обжалуемой части суды исходили из того, что суммы возмещения организацией расходов физическим лицам в связи с прохождением ими медицинского осмотра при приеме на работу не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку носят компенсационный характер.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Как усматривается из материалов дела, обществом при осуществлении в 2013 году компенсационных выплат физическим лицам Хайруллину Р.Р., Алдошину А.В. и Насибуллину А.А. в сумме 6895 рублей в счет понесенных расходов по оплате обязательного предварительного медицинского осмотра не включило данные выплаты в базу для обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
По мнению Пенсионного фонда, указанные работники общества приняты на работу в качестве "продавцов-консультантов", тогда как профессия "продавец-консультант" не включена в перечень профессий, подлежащих обязательному медосмотру, и не связана с вредными и опасными производственными факторами, в связи с чем необходимо включение в объект обложения страховыми взносами оплаты стоимости медицинских услуг за 2013 год в сумме 6895 рублей.
Между тем, как установлено судами, работа вышеназванных продавцов-консультантов связана с движением транспортных средств, в силу чего медицинские осмотры необходимы для определения пригодности работников для выполнения должностных обязанностей, связанных, в том числе с управлением автомобилем.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). При этом предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Таким образом, если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя.
Поскольку в определенных случаях прохождение медицинского осмотра для исполнения трудовых обязанностей необходимо в силу закона, оплата медицинского осмотра возложена на работодателя, то возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра является компенсацией в целях применения подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Судами обоснованно отмечено, что последующее заключение трудовых договоров общества с физическими лицами и выплата компенсации даже в период наличия трудовых отношений не имеют правового значения, поскольку события, с которыми связана выплата компенсации, имели место при отсутствии трудовых отношений между обществом и физическими лицами, и соответственно, компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение фонда в части доначисления страховых взносов в размере 1868 рублей 54 копеек на суммы возмещения работникам расходов, связанных с прохождением медосмотров при трудоустройстве на работу, начисления соответствующих сумм пени и штрафных санкций, является незаконным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.08.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 по делу N А65-11279/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)