Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 21АП-1514/2017 ПО ДЕЛУ N А83-5979/2016

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А83-5979/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Саматовой М.А.,
при участии:
- от заинтересованного лица, Службы финансового надзора Республики Крым - Стружинской В.Н.;
- иные лица, участвующие в деле, не явились;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2017 года по делу N А83-5979/2016 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская поликлиника N 4" (295050, ул. Лизы Чайкиной, д. 5А, г. Симферополь, Республика Крым)
к Службе финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым)
заинтересованные лица: Министерство здравоохранения Республики Крым (295034, пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым (295034, бульвар И. Франко, д. 12-14, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании частично недействительным ненормативного правового акта,
установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольская поликлиника N 4" (ОГРН 1149102171206 - л.д. 38 т. 1, далее - ГБУЗ РК "Симферопольская поликлиника N 4" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, далее - Крымфиннадзор) о признании частично незаконным пункта 1 представления N 07-14/2563 от 21 июня 2016 года в части указания о неправомерно начисленных и выплаченных стимулирующих выплат на сумму 1.830.944,47 руб., в том числе начисления на заработную плату 427.926,22 руб. (л.д. 6-9 т. 1, л.д. 28-29 т. 2).
Эти требования мотивированы тем, что локальными актами заявителя и заключенными трудовыми договорами предусмотрено начисление стимулирующих выплат; Министерством здравоохранения Республики Крым согласовано использование в 2015 году перечня показателей и критериев для осуществления выплат стимулирующего характера.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признано частично недействительным представление Крымфиннадзора по тем основаниям, что стимулирующие выплаты начислены и выплачены на основании действовавших локальных актов трудового законодательства заявителя, в полномочия которого входило утверждение размера выплат стимулирующего характера (л.д. 64-72 т. 2).
Крымфиннадзором подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что для начисления и выплаты стимулирующих выплат необходимо было их утверждение Министерством здравоохранения Республики Крым, что было сделано после проведенных выплат (л.д. 85-88 т. 2).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании с 10 по 17 августа 2017 года был объявлен перерыв. Представители Крымфиннадзора просили удовлетворить апелляционную жалобу; представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым (ОГРН 1149102012840) просил рассмотреть дело в соответствии с требованиями законодательства, после объявленного перерыва представитель этого участника в судебное заседание не явился.
Представители заявителя и Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН 1149102018504, далее - Минздрав Крыма) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены определением от 06 июля 2017 года, копии которого получили 10 июля 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 81-83 т. 2).
07 июля и 12 августа 2017 года информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены письменные доказательства (л.д. 84, 100 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся представителей участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
21 июня 2016 года начальником Службы финансового надзора Республики Крым Токаревым П.В. на основании акта проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности N 07-22/5 от 03 июня 2016 года (л.д. 49-62, 115-122 т. 1) в адрес заявителя вынесено представление N 07-14/2563 (л.д. 10-11, 78-80 т. 1), которым установлены нарушения законодательства и заявителю предложено рассмотреть представление, принять меры по устранению нарушений, соблюдать требования Трудового кодекса Российской Федерации в части начисления и выплат заработной платы, разработать план мероприятий по результатам проверки, привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения.
В том числе, в пункте 1 описательной части представления указано на нарушение заявителем требований пункта 3.5 раздела 3 Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 605, выразившееся в начислении и выплате заместителям директора и главному бухгалтеру стимулирующих надбавок в сумме 1.830.944,47 руб. (в том числе начисления составили 427.926,22 руб.).
Согласно акту проверки эти выплаты произведены в период с 01 января по 31 августа 2015 года в отсутствие установленного Министерством здравоохранения Республики Крым размера выплат стимулирующего характера (л.д. 55-58, 116-118, 122 т. 1).
Возражения заявителя на представление Крымфиннадзором не удовлетворены, о чем свидетельствуют возражения и заключение на эти возражения (л.д. 81-94, 123-134 т. 1).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ (далее - ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
23 декабря 2014 года Постановлением Совета министров Республики Крым N 605 утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, (в редакции на апрель 2015 года, далее - Положение N 605), пункт 3.5 которого предусматривал установление размера выплат стимулирующего характера Министерством здравоохранения Республики Крым.
26 апреля 2016 года на Официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru опубликовано Постановление Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года N 186 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 605", которым пункт 3.5 изложен в новой редакции, согласно которой размер и порядок выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения (организации) и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и подпунктами 6.3 - 6.8 раздела 6 настоящего Положения.
При этом, пункт 6.5 Положения N 605 (в редакции, действовавшей в 2015 году) предусматривал, что показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников учреждений (организаций) устанавливаются в локальных нормативных актах учреждения (организации) с учетом специфики их деятельности и рекомендаций (а не обязательных согласований) Министерства здравоохранения Республики Крым.
Согласно пункту 6.2 Порядка определения размера заработной платы руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного приказом Минздрава Крыма N 368 от 25 декабря 2014 года, для заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливается самостоятельный перечень выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы, учитывающие целевые показатели эффективности деятельности учреждения, который согласовывается с Минздравом Крыма; выплата надбавок за высокие результаты работы осуществляется в пределах фонда заработной платы при условии обеспечения выплат обязательного характера всем работникам учреждения (организации) (л.д. 107-114 т. 1).
Такие показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников были предусмотрены разделом VI Положения об оплате труда работников, утвержденного приказом заявителя N 185 от 25 декабря 2014 года (л.д. 12-19, 63-77 т. 1) и Положением о порядке определения размера заработной платы руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, утвержденного приказом заявителя N 16-ос от 12 января 2015 года (л.д. 21, 32-37 т. 1).
24 марта 2015 года комиссией Министерства здравоохранения Республики Крым утверждены согласия N 235-239 об использовании Перечня показателей и критериев для осуществления выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы заместителю главного врача по медицинской части Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская поликлиника N 4" (л.д. 24-31 т. 1).
Из приведенных обстоятельств и норм законодательства следует, что заявителем выплаты были произведены на основании локальных актов о критериях выплат, показатели для начисления таких выплат были согласованы с Минздравом Крыма по итогам 1 квартала 2015 года. Таким образом, выплаты за 1 квартал 2015 года были произведены без согласия Минздрава Крыма, то есть с нарушением требований пункта 3.5 Постановления Совета министров Республики Крым N 605.
Однако Крымфиннадзором не доказано того факта, что размер произведенных выплат, исходя из примененных критериев, превысил требуемый; следовательно, нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено вынесенное представление, отсутствует.
Из представленных суду первой инстанции письменных отзыва на заявление и ходатайства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Крым следует, что этот фонд не имеет к заявителю претензий по расходованию средств за счет средств обязательного медицинского страхования, если локальные акты заявителя предусматривают названные выше выплаты.
Такие обстоятельства являются основанием для признания представления Крымфиннадзора незаконным. Аналогичная позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 года N Ф10-989/2017 по делу N А83-2416/2016.
Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что на момент проведения Крымфиннадзором проверки и вынесения представления пункт 3.5 Положения N 605 изложен в новой редакции, согласно которой размер и порядок выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения (организации) и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем без согласования с Минздравом Крыма.
Таким образом, на момент проверки и вынесения представления действия, совершенные заявителем в 1 квартале 2015 года, не являются нарушением порядка определения размера выплат, что дополнительно свидетельствует об отсутствии публичного интереса, на защиту которого должно быть направлено представление.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2017 года по делу N А83-5979/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)