Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-1711/2015

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. по делу N А60-1711/2015


Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л. Дегонской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Э.С. Исмаиловым рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "АКВАТЕХ" (ИНН 6639020763)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 (ИНН 6660013279)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании
от заявителя: Крюкова Ю.Я., представитель по доверенности N 05/15 от 03.03.2015,
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Ходатайство открытого акционерного общества "АКВАТЕХ" о приобщении к материалам дела дополнительных документов судом удовлетворено, дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Ходатайство ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено, ходатайство приобщено к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ОАО "АКВАТЕХ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) о признании недействительным решения N 207д от 22.10.2014 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Кроме того, заявитель просит взыскать с заинтересованного лица расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Мотивирует заявитель тем, что учреждение основывается на ошибочных выводах.
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (далее - заинтересованное лицо, филиал N 5) отзыв в материалы дела не представило.
В судебное заседание 03.03.2015 представитель заинтересованного лица не явился.
Суд, с учетом мнения заявителя, руководствуясь ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о достаточности имеющихся в деле доказательств и, соответственно, о готовности дела к рассмотрению по существу в первой инстанции. Учитывая изложенное, суд предварительное судебное заседание завершил и открыл судебное заседание по рассмотрению настоящего дела в суде первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Филиалом N 5 проведена выездная проверка ОАО "АКВАТЕХ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки N 207д от 30.09.2014.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя учреждением принято решение N 207д от 22.10.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данным решением ОАО "Акватех" привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 статьи 47 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ" N 212-ФЗ от 24.07.2009 года, ему начислены пени по состоянию на 31.12.2013 года в размере 1 229 руб. 68 коп. и штраф в размере 4149 руб. 34 коп., также ОАО "АКВАТЕХ" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 20 746 руб. 68 коп., начисленные пени и штраф; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
На основании решения N 207н/с от 22.10.2014 года страхователю выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам N 207д от 10.11.2014 года.
В связи с неисполнением требования от 10.11.2014 года, Филиалом N 5 вынесено решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках N 207д от 11.12.2014 года.
Не согласившись с принятым заинтересованным лицом решением N 207д от 22.10.2014 года, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Общество, являясь страхователем наемных работников, согласно ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона N 165-ФЗ является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" ФСС РФ компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Согласно п. 10 Постановления Минтруда РФ N 26, ФСС РФ N 34 от 04.04.2000 г. "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" такая оплата производится за счет средств ФСС РФ.
Пунктом 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ установлено, что, начиная с 01.01.2010 г. года, финансовое обеспечение вышеназванных расходов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам, имеющим детей-инвалидов, дополнительные выходные дни, и оплата указанных дней производится не за счет собственных средств работодателя, как оплата иных выходных дней, предусмотренных трудовым законодательством, а за счет средств, предоставляемых работодателю ФСС РФ, т.е. фактически работодатель в данном случае является лишь связующим звеном между своим работником и государством в лице ФСС РФ, которое таким образом осуществляет поддержку своих работающих граждан, имеющих на попечении детей-инвалидов.
Из изложенного следует, что оплата дополнительных выходных дней работнику, имеющему детей-инвалидов, не должна облагаться страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со следующим:
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей с 01.01.2011 г.), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии со ст. 20.1 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", введенной в действие с 01.01.2011 года, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Исходя из ст. 3 данного Федерального закона страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику, а страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса, исчисленную исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.
Статьей 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами по своей правовой природе не могут быть отнесены к выплатам, начисляемым в рамках трудовых отношений, поскольку трудовые отношения предусматривают выполнение работником трудовой функции, оплату работодателем выполненной работником трудовой функции, а также обеспечение условий труда.
Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, общество не платит за выполненный труд и не обеспечивает условий труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями. Оплату дополнительных выходных работникам, имеющим детей-инвалидов, работодатель производит в силу прямого указания закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Следовательно, такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых отношений, а в рамках исполнения работником своих семейных обязанностей, а работодателем - социальных обязательств, установленных нормами ТК РФ.
Исходя из системного анализа вышеперечисленных правовых норм законодательства РФ, можно сделать вывод, что подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплаты в пользу работника за осуществление им своих трудовых обязанностей и за достижение им определенного трудового результата. При этом производить выплаты работодатель обязан. Иное толкование приводит к ситуации, когда работодатель относит оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в состав расходов по обязательному социальному страхованию, которые возмещает ФСС РФ, и начисляет страховые взносы в ФСС РФ на сумму этих расходов. В свою очередь, с одной стороны, ФСС РФ компенсирует работодателю подобные выплаты, а с другой - пополняет свой бюджет за счет страховых взносов с этой выплаты.
Кроме того, следует учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ о квалификации указанных выплат, изложенную в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10. В данном Постановлении ВАС РФ отметил, что выплаты родителям детей-инвалидов, установленные ТК РФ, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, составной частью которой является федеральный бюджет. Следовательно, оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только осуществляется вне рамок трудовых правоотношений, как это было указано выше, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством РФ (ТК РФ), не подлежащего обложению страховыми взносами (пп. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; п. 1 ч. 1 ст. 20.2 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Учитывая вышеизложенное, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не должна облагаться страховыми взносами в ФСС РФ, в связи с чем ОАО "АКВАТЕХ" правомерно не начислялись и не уплачивались суммы страховых взносов по выплатам за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами.
Кроме того, как следует из материалов дела, в декабре 2013 года работодателем, на основании первого абзаца п. 10.1. раздела 10 "Другие вопросы, определенные сторонами коллективного договора общества" Коллективного договора ОАО "Акватех" на 2014 - 2017 годы, в целях повышения престижа общества, начислена разовая денежная выплата работникам в размере 4600 рублей.
Основание выплаты указано в Приказе N 246 от 24.12.2013 года "О разовой денежной выплате" - первый абзац пункта 10.1 раздела 10 "Другие вопросы, определенные сторонами" коллективного договора общества.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Однако сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально - трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выплаченная работникам ОАО "Акватех" сумма 561 200 рублей по своей природе не являлась денежной премией за выполнение трудовых успехов, не носила характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, в связи с чем ОАО "Акватех" обоснованно не включило ее в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Решение учреждения N 207д от 22.10.2014 подлежит признанию недействительным, заявленные требования следует удовлетворить.
Поскольку заявителю предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, с заинтересованного лица в пользу федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 N 207д от 22.10.2014 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Акватех".
3. Взыскать с Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 5 в доход федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины по делу.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.Л.ДЕГОНСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)