Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2660/15

Требование: О взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на строительство жилья.

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Согласно положениям заключенного сторонами трехстороннего договора орган исполнительной власти субъекта предоставляет ответчику социальную выплату, а в обязанности последнего входит работать в учреждении здравоохранения не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N 33-2660/15


Судья Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Давыдова О.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А., Усовой Н.М.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Иркутской области к С.А.С. о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на строительство жилья, с апелляционной жалобой представителя С.А.С. (данные изъяты) на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 января 2015 года,

установила:

Министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось в суд с иском, в обоснование которого указало, что в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся приложением N 1 к приложению N 16 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", в мае 2010 года выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности молодому специалисту С.А.С. в размере (данные изъяты). за счет средств областного бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета. С.А.С. выбран способ улучшения жилищных условий путем строительства объекта индивидуального жилищного строительства. Социальная выплата на строительство жилья в сельской местности предоставлена С.А.С. министерством сельского хозяйства Иркутской области в Дата изъята путем перечисления денежных средства ее счет в ОАО "Россельхозбанк", что подтверждается платежными поручениями от Дата изъята. На момент предоставления социальной выплаты С.А.С. был заключен трудовой договор с МУЗ "Аларская центральная районная больница" от Дата изъята, а также договор с Министерством сельского хозяйства Иркутской области и МУЗ "Аларская центральная районная больница" от Дата изъята
Согласно положениям трехстороннего договора Министерство сельского хозяйства Иркутской области предоставляет социальную выплату, а в обязанности С.А.С. входит работать в МУЗ "Аларская центральная районная больница" не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты, в противном случае министерство вправе истребовать в судебном порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты. Однако С.А.С. расторгла трудовые отношения по собственной инициативе с МУЗ "Аларская центральная районная больница" Дата изъята и сменила место жительства, выехав из п. Кутулик Аларского района. Факт расторжения трудового договора с МУЗ "Аларская центральная районная больница" подтверждается приказом МУЗ "Аларская центральная районная больница" Дата изъята. Таким образом, С.А.С. не выполнила условия получения социальной выплаты, условия трехстороннего договора. Просит взыскать с С.А.С. денежные средства в размере предоставленной Министерством сельского хозяйства Иркутской области социальной выплаты в сумме (данные изъяты).
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22 января 2015 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил взыскать с С.А.С. в пользу Министерства сельского хозяйства Иркутской области социальную выплату в размере (данные изъяты) Взыскать с С.А.С. в пользу бюджета г. Иркутска государственную пошлину в размере (данные изъяты)
В апелляционной жалобе представитель С.А.С. (данные изъяты) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что в обоснование заявленных требований истцом представлены трудовой договор, заключенный между С.А.С. и МУЗ "Аларская ЦРБ" от Дата изъята, приказ об увольнении от Дата изъята, трехсторонний договор от Дата изъята, заключенный между министерством сельского хозяйства Иркутской области, МУЗ "Аларская ЦРБ" и С.А.С. Ответчик утверждает, что подпись на указанных документах не ее, в связи с чем ходатайствовал о представлении надлежащих и достаточных доказательств истцом в суд (поскольку у ответчика указанных документов не было, истцом в материалы дела представлены копии письменных документов, заверенные ненадлежащим образом). Указанные обстоятельства суд не принял во внимание и не стал исследовать как доказательство позицию ответчика, хотя даже при первичном визуальном сравнении образца почерка ответчика С.А.С. на копии паспорта, доверенности, и образцов почерка на копни трудового договора от Дата изъята, трехстороннего договора от Дата изъята можно сделать вывод об отсутствии идентичности. Однако суд предпочел полностью проигнорировать позицию ответчика. Таким образом, судом первой инстанции не доказано обстоятельство, имеющее значение для дела, а именно подлинность подписи ответчика на документах, представленных в материалах дела.
Позицию ответчика о том, что истцом не были представлены доказательства получения и использования по назначению С.А.С. денежных средств (социальной выплаты) суд отверг, поскольку судом было установлено, что социальная выплата органом исполнительной власти в соответствии с порядком предоставления не может быть выдана участнику программы, в связи с чем деньги перечислены на расчетный счет, и впоследствии банком подлежали перечислению подрядчику. Таким образом, за счет данной выплаты осуществлялось строительство жилого дома по заказу С.Л. При этом указывая на то, что "за счет данной выплаты осуществлялось строительство жилого дома", суд не выяснял, выстроен дом, какой адрес, имеется ли собственность у С.А.С. на территории Аларского района. Согласно представленным документам, показаниям истца, ответчик денежных средств не получал, контролировать их не мог, поскольку денежные средства передаются третьему лицу застройщику для строительства жилья. Таким образом, разумнее всего обязать ответчика возместить денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты на строительство жилья за счет выстроенного жилья.
Суд не доказал установленные судом обстоятельства, и при реализации решения Кировского районного суда складывается ситуация, при которой на ответчика возложена двойная ответственность: с одной стороны - у С.А.С. нет имущества, на строительство которого выделялись денежные средства в виде субсидии, с другой - на нее возложена обязанность вернуть денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты на строительство жилья. Таким образом, решение суда нарушает баланс интересов сторон, поскольку сторона должна вернуть то, что получила и пользовалась; в данном случае ответчик ничего не получил, а ответственность возместить предоставленную субсидию возникла.
Судом неправильно оценены доказательства и истолкована позиция ответчика. С.А.С. не ссылается на отсутствие записи в трудовой книжке, а указывает на наличие записи о том, что в период с Дата изъята она являлась ординатором и обучалась в клинической ординатуре на кафедре неврологии ГОУ ДПО Иркутского государственного института усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. С.А.С. в Дата изъята окончила ГОУ ВПО "Иркутский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", что подтверждается дипломом, Дата изъята зачислена ординатором в клиническую ординатуру на кафедре неврологии ГОУ ДНО Иркутского государственного института усовершенствования врачей Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. В соответствии с действующим законодательством выпускникам медицинского ВУЗа для работы в медицинских учреждениях не достаточно диплома. Помимо высшего медицинского образования выпускник должен обладать сертификатом специалиста. Не получив сертификат, он не имеет права заниматься самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельностью. Он может работать лишь на должностях младшего и среднего медицинского персонала и под руководством сертифицированных врачей- специалистов или заниматься другими видами деятельности, не связанными с непосредственным ведением пациентов. Чтобы получить данный сертификат, необходимо отучиться на очной основе. На основании изложенного следует вывод о том, что в указанный период ответчик не могла работать в МУЗ "Аларская ЦРБ" на постоянной основе (очное обучение), более того не имела права занимать должность врача (особенно заведующего отделением), поскольку на указанный период не имела сертификата специалиста. Ответчик указала, что подпись в договоре не ее. При совокупности указанных обстоятельств суд отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, МУЗ "Аларская ЦРБ" и сделал соответствующие выводы о наличии трудовых отношений, что не соответствует обстоятельствам дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд ссылается исключительно на п. 2.3.1 трехстороннего договора Дата изъята, игнорируя утверждение ответчика о том, что она данный договор не подписывала. Удовлетворяя исковые требования и возлагая на нее обязанность возместить денежные средства, суд должен ссылаться на нормы действующего гражданского законодательства РФ и применить норму закона, а не ссылаться на договор, который не был подписан стороной. Кроме того, при исследовании письменных доказательств, суд не учел, что после вынесения заочного решения Братским городским судом в отношении С.А.С. возбуждено исполнительное производство. В ходе исполнительных действий были вынесены постановления о распределении денежных средств согласно, которым на счет министерства сельского хозяйства Иркутской области в счет погашения долга были перечислены средства в размере (данные изъяты). Учитывая данное обстоятельство, суд должен был уменьшить заявленную сумму.
В решении суда указано, что ответчик С.А.С. ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, однако такого ходатайства не поступало. При рассмотрении дела по существу, суд отказал представителю ответчика представлять интересы ответчика, поскольку не представила доверенности, хотя в материалах дела копия доверенности была приобщена.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства Иркутской области (данные изъяты) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения представителя С.А.С. (данные изъяты) поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства Иркутской области (данные изъяты)., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009, действовавшей на момент выдачи С.А.С. свидетельства Дата изъята о предоставлении социальной выплаты) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих, в том числе, предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению N 1.
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 04.10.2006 N 24/41-ЗС (ред. от 16.12.2009) "Об областной государственной целевой программе "Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года", улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации программы осуществляется в порядке, установленном федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 (далее - федеральная целевая программа).
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам в порядке и на условиях, предусмотренных приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся приложением N 16 к федеральной целевой программе.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия по выдаче свидетельств участникам мероприятий по улучшению жилищных условий, является Министерство сельского хозяйства Иркутской области.
Предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - граждане), в 2010 году на период выдачи истцу свидетельства о предоставлении социальной выплаты Министерством осуществлялось на основании федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, и постановления Правительства Иркутской области от 26 декабря 2011 года N 415-пп "Об утверждении порядка формирования и утверждения сводного списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, по Иркутской области и порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Иркутской области". Для участия в Программе граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляют в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по утвержденной форме.
Как следует из заявления от Дата изъята в адрес мэра МО Аларского района, С.А.С. просила включить ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". Жилищные условия планировала улучшить путем строительства жилого дома в п. Кутулик Аларского района.
На момент предоставления социальной выплаты С.А.С. состояла в трудовых отношениях с МУЗ "Аларская Центральная районная больница", о чем свидетельствует трудовой договор от Дата изъята. в котором указано, что С.А.С. принята на работу в неврологическое отделение на должность заведующей - врача невролога.
Согласно трехстороннему договору Дата изъята Министерство сельского хозяйство Иркутской области обязалось осуществить С.А.С., работающей в МУЗ "Аларская центральная районная больница", выдачу свидетельства, подтверждающего право на получение социальной выплаты для строительства жилья, и предоставить данную социальную выплату. Договор подписан сторонами
Свидетельством Министерства сельского хозяйства Иркутской области Дата изъята подтверждается, что С.А.С. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" и областной государственной программы "Социальное развитие села Иркутской области". Расчетная стоимость строительства жилья, расположенного в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области (данные изъяты), дата оплаты Дата изъята сумма перечислений (данные изъяты), том числе: (данные изъяты) - средства федерального бюджета, (данные изъяты) - средства бюджета Иркутской области. Получатель средств ООО ПКФ "Пионер", поскольку как следует из договора подряда от Дата изъята, заключенного С.А.С. с ООО ПКФ "Пионер", последний обязался на основании рабочего проекта и технического задания смонтировать жилой дом по адресу: Иркутская область, п. Кутулик.
Платежными поручениями Дата изъята подтверждается перечисление Министерством сельского хозяйства Иркутской области на расчетный счет С.А.С. в ОАО "Россельхозбанк" денежных средств в общей сумме (данные изъяты) рублей.
С.А.С. уволена с работы по собственному желанию с (данные изъяты), что подтверждается Приказом МБУЗ "Аларская Центральная районная больница" Дата изъята
В соответствии с п. п. 31, 33 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (в редакции N 8 от 31.01.2009, действовавшей на момент выдачи С.А.С. свидетельства Дата изъята о предоставлении социальной выплаты) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Согласно п. 2.1.3 трехстороннего договора N 33 от 12.05.2010 орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от Получателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе Получателя (молодого специалиста, члена молодой семьи (если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением Получателем положений трудового законодательства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расторжение трудового договора от Дата изъята С.А.С. по собственному желанию с МБУЗ "Аларская Центральная районная больница" является основанием для взыскания с нее как получателя предоставленной социальной выплаты в размере (данные изъяты) в связи с нарушением условий трехстороннего договора и порядка предоставления социальной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия трудовых отношений С.А.С. с МБУЗ "Аларская Центральная районная больница", участия ответчицы в программе, получения ею социальной выплаты, правомерно отклонены судом, поскольку опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе трудовым договором от Дата изъята, трехсторонним договором, платежными поручениями на перечисление денежных средств с банковского счета получателя социальной выплаты подрядчику в соответствии с п. 20 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (ред. от 31.01.2009) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".
Доводы жалобы о наличии в трудовой книжке иной записи в спорный период обоснованно отклонены судом, поскольку не исключают возможность трудовых отношений по трудовому договору с МБУЗ "Аларская Центральная районная больница" и получение ответчиком социальной льготы.
Доводы ответчицы о том, что ею документы не подписывались, являются голословными, о назначении почерковедческой экспертизы сторона ответчика не ходатайствовала, в судебное заседание суда первой инстанции С.А.С. не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается имеющейся в деле телефонограммой.
Нарушений норм процессуального права, на которые указывается в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, нарушений, предусмотренных п. 4 ст. 330 ГПК РФ и являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.
Учитывая, что юридически значимые обстоятельства по делу были установлены верно, подтверждены исследованными и оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствами, в том числе и показаниями представителя ответчика, не опровергающего ни факта трудовых отношений с больницей, ни факта написания соответствующего заявления, ни факта открытия расчетного счета ответчиком и перечисления на него денежных средств, нормы материального права применены правильно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 января 2015 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА

Судья
Н.А.БЫКОВА
Н.М.УСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)