Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-206/2015

Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.

Разделы:
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В связи с увольнением истца уполномоченный орган прекратил производить ему денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работнику образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2015 г. по делу N 33-206/2015


Судья Виноградова Л.А.
Докладчик Зиновьева Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Трофимовой Т.М., Черных С.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 января 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2014 г., которым суд удовлетворил исковые требования РМА к Отделу пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области о признании решения о прекращении предоставления социальной услуги незаконным.
Суд признал отказ Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области в предоставлении РМА социальной услуги в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.
Суд обязал Отдел пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области предоставить РМА льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, включив в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, обязал производить РМА выплаты компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 сентября 2014 г.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного Зиновьевой Е.Ю., объяснения РМА, судебная коллегия судебная коллегия

установила:

РМА обратился в суд с иском к Отделу пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области о признании решения о прекращении предоставления ему социальной услуги незаконным; об обязании ответчика предоставить ему льготу, включив в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, об обязании ответчика производить истцу выплату компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 сентября 2014 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 17 июля 1986 г. по настоящее время проживает в <...> и имеет трудовой стаж в качестве педагогического работника более 10 лет.
Приказом от 28 августа 2014 г. N 183л о прекращении трудового договора, он был уволен из ГБОУ СПО НСО "Новосибирский аграрный техникум" на основании ст. 81 ТК РФ.
В связи с указанным обстоятельством Отдел пособий и социальных выплат Новосибирского района прекратил с 01 сентября 2014 г. производить ему денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как работнику образования.
При обращении к ответчику по вопросу прекращения предоставления мер социальной поддержки истцу было отказано в их предоставлении и разъяснено, что право на данные меры в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за ним не сохраняются.
РМА считает решение отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района о прекращении денежной выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг незаконным, так как в соответствии с Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" право на денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг распространяется на педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области и сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик, представитель Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что "Новосибирский аграрный колледж" с 1983 г. по январь 2012 г. являлся федеральным государственным образовательным учреждением, и РМА пользовался мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник техникума, финансирование которого производилось из федерального бюджета Новосибирской области. Основной педагогический стаж работы РМА приходится на федеральное государственное образовательное учреждение с 1983 г. по январь 2012 г.
Согласно пенсионному удостоверению РМА вышел на пенсию в июле 2010 г. из федерального государственного образовательного учреждения, а потому право на меры социальной поддержки за ним сохраняется, но выплаты истцу должны производиться распорядителями средств из федерального бюджета.
В силу п. 8 ст. 4 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ финансирование расходов по предоставлению денежной выплаты педагогическим работникам Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области, а педагогический стаж РМА в областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский аграрный техникум" составляет менее 10 лет (с февраля 2012 г. по сентябрь 2014 г.).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела, истец РМА с 30 августа 1974 г. по 23 декабря 1974 г. работал преподавателем зоотехнологических дисциплин в Новосибирском сельскохозяйственном техникуме; с 28 сентября 1983 г. по 02 декабря 1985 г.- заместителем директора по производственному обучению в данном учреждении; с 01 июля 1986 г. по 28 ноября 1996 г. - преподавателем зоотехнологических дисциплин в Новосибирском сельскохозяйственном техникуме (Совхоз-техникум "Новосибирский") <...>.
С 10 августа 2002 г. по 31 августа 2009 г. истец занимал должность заведующего отделением механизации с совмещением должности преподавателя зоотехнических и ветеринарных дисциплин в Новосибирском аграрном колледже с. Раздольное; с 01 сентября 2009 г. по 30 августа 2014 г. являлся преподавателем в Новосибирском аграрном колледже (Новосибирский аграрный техникум) с. Раздольное Новосибирского района.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от 14 мая 1993 г. N 403 совхоз-техникум "Новосибирский" перерегистрирован в совхоз-колледж "Новосибирский".
Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства РФ N 953 от 24 ноября 2000 г. совхоз-колледж "Новосибирский" приобрел статус федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования и был переименован в ФГОУ СПО "Новосибирский аграрный колледж".
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Новосибирский аграрный колледж" впоследствии было переименовано в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский аграрный колледж", что подтверждается приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области N 88 от 24 января 2012 г.
ГБОУ СПО НСО "Новосибирский аграрный колледж" 22 октября 2012 г. на основании приказа N 371 от 22 октября 2012 г. переименован в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирской аграрный техникум, что следует из справки от 10 апреля 2014 г. N 28, выданной ГБОУ СПО НСО "Новосибирский аграрный техникум".
РМА с 17 июля 1986 г. по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Истец имеет стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности на педагогических должностях более 24 лет.
Постанавливая решение по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того, что РМА приобрел право на получение льгот по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 г. N 493-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", тогда как отказ ответчика в предоставлении истцу мер социальной поддержки нарушает конституционный принцип равенства граждан по реализации приобретенных социальных прав, что недопустимо.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их верными, основанными на представленных доказательствах, которым дана надлежащая оценка, а также на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности. Кроме того, жалоба основана на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Так, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положениями п. 8 ст. 47 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работникам образования, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления, установлены Законом Новосибирской области N 493-ОЗ от 27 апреля 2010 г. "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Действие настоящего Закона распространяется на педагогических работников государственных образовательных организаций Новосибирской области, муниципальных образовательных организаций и частных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области (далее - работники образования), а также на проживающих совместно с ними членов их семей (ст. 2).
В соответствии со ст. 3 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ работникам образования предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставкам бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставкам твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 3 ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию работниками образования, относящимися к категории, указанной в ч. 1 ст. 3, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Судом установлено, что РМА имеет стаж работы в педагогической должности более 10 лет, проработал педагогическим работником сельской местности более 24 лет, во время работы на педагогических должностях проживал (и проживает) в сельской местности, в связи с чем, приобрел право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период работы на педагогических должностях.
Поскольку Закон Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" предусматривает сохранение мер государственной поддержки за работниками образования, ушедшими на пенсию, действия ответчика по снятию (прекращению) денежной выплаты РМА по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 сентября 2014 г. в связи с увольнением является незаконными.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право истца на предоставление мер социальной поддержки не может быть ограничено в связи с теми обстоятельствами, что РМА вышел на пенсию из федерального государственного образовательного учреждения, а его педагогический стаж в областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский аграрный техникум" составляет менее 10 лет, в связи с чем, выплаты истцу должны производиться распорядителями средств из федерального бюджета, а отказ в предоставлении заявителю мер социальной поддержки как бывшему работнику образования ухудшает его права.
В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Закон РФ "Об образовании" не содержит ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений в зависимости от территориального исполнения ими профессиональных обязанностей, от формы собственности образовательного учреждения: государственной, собственности субъекта РФ либо муниципальной.
Несоответствие норм законодательства субъекта Российской Федерации о мерах социальной поддержки педагогических работников федеральному законодательству, не может ограничивать права и законные интересы гражданина в сфере социальной поддержки, поскольку иное противоречило бы Конституции РФ (ч. 2 ст. 7, ст. 39) и Закону РФ "Об образовании".
При указанных обстоятельствах доводы апеллянта основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не влияют на права истца на получение указанных мер социальной поддержки, а потому отклоняются судебной коллегией.
Таким образом, разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, которым дал соответствующую правовую оценку, основанную на нормах материального права, в полной мере исследовал доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 30 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела пособий и социальных выплат Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)