Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Максимовым С.С., с участием:
от открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Рубин" - представителя Егорова М.М. (доверенность от 21 ноября 2013 года N 8905),
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - представителя Улиткиной Т.С. (доверенность от 07.04.2014 года N 09/6671)
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2014 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года по делу N А49-112/2014 (судья Петрова Н.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Рубин" (ОГРН 1035802518531), г. Пенза, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области, г. Пенза,
о признании частично незаконными решения от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013, требования от 13 ноября 2013 года N 68,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Рубин" (далее - заявитель, общество, ОАО "НПП "Рубин") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области, Управление ПФР) о признании недействительными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 068/035/272-2013 от 11 октября 2013 года в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2012 годы в размере 62768 руб. 00 коп., пени в размере 7138 руб. 09 коп., а также привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 12553 руб. 60 коп. и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 68 от 13 ноября 2013 года в указанной части.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года требования заявителя удовлетворены, решение ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области о привлечении ОАО "НПП "Рубин" (ОГРН 1035802518531) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2012 годы в сумме 62768 руб. 00 коп., пеней в сумме 7138 руб. 09 коп., а также в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 12553 руб. 69 коп. и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.11.2013 N 68 в указанной части признаны недействительными как несоответствующие нормам Федерального закона N 212-ФЗ. На ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения Управления ПФР. По мнению Управления ПФР, производимые обществом выплаты не могут быть отнесены к государственным пособиям, поскольку предусмотрены локальными актами организации. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, прямо предусмотрены в законе. Приведенный в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "НПП "Рубин" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управлении ПФР поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПП "Рубин" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1035802518531. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда за регистрационным номером 068-002-000152.
В период с 19 июня 2013 года по 16 августа 2013 года Управлением ПФР проведена выездная проверка в отношении ОАО "НПП "Рубин" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010-2012 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 20 августа 2013 года N 068/035/272-2013.
По результатам рассмотрения акта, представленных обществом письменных возражений, заместителем начальника Управления ПФР вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013. Данным решением ОАО "НПП Рубин" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010-2012 годы в размере 133232 руб. 50 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, в размере 13040 руб. 29 коп., а также общество привлечено к финансовой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 32761 руб. 05 коп.
Одним из оснований для вынесения указанного решения послужил вывод Управления ПФР о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов за 2011-2012 годы на суммы выплат единовременного пособия (материальной помощи) работникам общества, предусмотренного коллективным договором, в том числе в 2011 году (140000 руб.) в 2012 году (68000 руб.).
В связи с изложенным обществу начислены страховые взносы за 2011 год в сумме 43540 руб. (на страховую часть пенсии - 28000 руб., на накопительную часть пенсии - 8400 руб., в ФФОМС - 4340 руб., в ТФОМС - 2800 руб.), за 2012 год в сумме 19228 руб. (на страховую часть пенсии - 11680 руб., на накопительную часть пенсии - 4080 руб., в ФФОМС - 3468 руб.), соответствующие им пени в размере 7138 руб. 09 коп., штрафы в размере 12553 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ Управлением ПФР в адрес заявителя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 68 от 13 ноября 2013 года.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 9.1.2 раздела 9 коллективного договора, заключенного между работодателем - ОАО "НПП "Рубин" и работниками на 2010-2013 годы, для обеспечения социальной защищенности работников, членов их семей работодатель обязуется выплачивать по согласованию с профкомом работникам предприятия единовременное пособие: при вступлении в брак впервые в размере 10000 руб.; при наличии в семье 3-х и более детей (в возрасте до 18 лет) в размере 10000 руб. один раз в год ко Дню знаний; при наличии в семье ребенка-инвалида (в возрасте до 18 лет) в размере 10000 руб. один раз в год по заявлению работника; при рождении ребенка в семье в размере 12000 руб.
Исходя из положений коллективного договора обществом в 2011-2012 годах были осуществлены единовременные выплаты работникам предприятия по их заявлениям об оказании материальной помощи по 140000 руб. и 68000 руб. Указанные суммы не включены обществом в объект обложения страховыми взносами за спорные периоды.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями).
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Своевременная уплата страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (части 2, 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 3 названной статьи Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, содержащей перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе: суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов, работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (подпункт "в" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11).
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовым законодательством установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24-28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В силу статьи 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей.
Таким образом, коллективный договор в отличие от трудового договора, который регулирует трудовые отношения, регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 года N 17744/12.
Указанные выплаты, произведенные обществом своим работникам, не подлежат обложению страховыми взносами и в силу пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ как суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Довод ответчика о том, что указанные выплаты являются единовременным пособием, предусмотренным коллективным договором, а не материальной помощью, оказанной работодателем своим работникам, не меняет существа данных выплат.
Наименование выплат в данном случае не имеет правового значения, поскольку выплаты носят социальный характер и в любом случае подлежат исключению из базы для начисления страховых взносов.
Значение имеет лишь документальное подтверждение указанных выплат, как то указание их в коллективном договоре, заявление работника о выплате материальной помощи с приложением соответствующих документов, подтверждающих его право на получение такой выплаты, и сумма выплаты, которая не должна превышать установленный законом размер (в данном случае 4000 руб.).
Претензий по указанному обстоятельству у Управления ПФР к заявителю не имеется. Спор по суммам доначисленных страховых взносов, пеней и штрафов также отсутствует.
На основании вышеизложенного требования заявителя судом первой инстанции правомерно удовлетворены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Ссылка на закрытый характер перечня, приведенного в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, несостоятельна. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определен в ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, который к нему относит выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Между тем в данном случае спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением трудовых функций, носят социальную направленность.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление ПФР не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 09 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление ПФР, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года по делу N А49-112/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А49-112/2014
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А49-112/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Максимовым С.С., с участием:
от открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Рубин" - представителя Егорова М.М. (доверенность от 21 ноября 2013 года N 8905),
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - представителя Улиткиной Т.С. (доверенность от 07.04.2014 года N 09/6671)
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 июня 2014 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года по делу N А49-112/2014 (судья Петрова Н.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Рубин" (ОГРН 1035802518531), г. Пенза, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области, г. Пенза,
о признании частично незаконными решения от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013, требования от 13 ноября 2013 года N 68,
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Рубин" (далее - заявитель, общество, ОАО "НПП "Рубин") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области, Управление ПФР) о признании недействительными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 068/035/272-2013 от 11 октября 2013 года в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2012 годы в размере 62768 руб. 00 коп., пени в размере 7138 руб. 09 коп., а также привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 12553 руб. 60 коп. и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 68 от 13 ноября 2013 года в указанной части.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года требования заявителя удовлетворены, решение ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области о привлечении ОАО "НПП "Рубин" (ОГРН 1035802518531) к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011-2012 годы в сумме 62768 руб. 00 коп., пеней в сумме 7138 руб. 09 коп., а также в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 12553 руб. 69 коп. и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.11.2013 N 68 в указанной части признаны недействительными как несоответствующие нормам Федерального закона N 212-ФЗ. На ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения Управления ПФР. По мнению Управления ПФР, производимые обществом выплаты не могут быть отнесены к государственным пособиям, поскольку предусмотрены локальными актами организации. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, прямо предусмотрены в законе. Приведенный в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "НПП "Рубин" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управлении ПФР поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПП "Рубин" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1035802518531. Общество зарегистрировано в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда за регистрационным номером 068-002-000152.
В период с 19 июня 2013 года по 16 августа 2013 года Управлением ПФР проведена выездная проверка в отношении ОАО "НПП "Рубин" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010-2012 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 20 августа 2013 года N 068/035/272-2013.
По результатам рассмотрения акта, представленных обществом письменных возражений, заместителем начальника Управления ПФР вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 11 октября 2013 года N 068/035/272-2013. Данным решением ОАО "НПП Рубин" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010-2012 годы в размере 133232 руб. 50 коп., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, в размере 13040 руб. 29 коп., а также общество привлечено к финансовой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 32761 руб. 05 коп.
Одним из оснований для вынесения указанного решения послужил вывод Управления ПФР о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов за 2011-2012 годы на суммы выплат единовременного пособия (материальной помощи) работникам общества, предусмотренного коллективным договором, в том числе в 2011 году (140000 руб.) в 2012 году (68000 руб.).
В связи с изложенным обществу начислены страховые взносы за 2011 год в сумме 43540 руб. (на страховую часть пенсии - 28000 руб., на накопительную часть пенсии - 8400 руб., в ФФОМС - 4340 руб., в ТФОМС - 2800 руб.), за 2012 год в сумме 19228 руб. (на страховую часть пенсии - 11680 руб., на накопительную часть пенсии - 4080 руб., в ФФОМС - 3468 руб.), соответствующие им пени в размере 7138 руб. 09 коп., штрафы в размере 12553 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 212-ФЗ Управлением ПФР в адрес заявителя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 68 от 13 ноября 2013 года.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 9.1.2 раздела 9 коллективного договора, заключенного между работодателем - ОАО "НПП "Рубин" и работниками на 2010-2013 годы, для обеспечения социальной защищенности работников, членов их семей работодатель обязуется выплачивать по согласованию с профкомом работникам предприятия единовременное пособие: при вступлении в брак впервые в размере 10000 руб.; при наличии в семье 3-х и более детей (в возрасте до 18 лет) в размере 10000 руб. один раз в год ко Дню знаний; при наличии в семье ребенка-инвалида (в возрасте до 18 лет) в размере 10000 руб. один раз в год по заявлению работника; при рождении ребенка в семье в размере 12000 руб.
Исходя из положений коллективного договора обществом в 2011-2012 годах были осуществлены единовременные выплаты работникам предприятия по их заявлениям об оказании материальной помощи по 140000 руб. и 68000 руб. Указанные суммы не включены обществом в объект обложения страховыми взносами за спорные периоды.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями).
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Своевременная уплата страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (части 2, 3 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 3 названной статьи Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, содержащей перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в том числе: суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов, работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка (подпункт "в" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11).
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовым законодательством установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24-28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В силу статьи 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей.
Таким образом, коллективный договор в отличие от трудового договора, который регулирует трудовые отношения, регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 года N 17744/12.
Указанные выплаты, произведенные обществом своим работникам, не подлежат обложению страховыми взносами и в силу пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ как суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.
Довод ответчика о том, что указанные выплаты являются единовременным пособием, предусмотренным коллективным договором, а не материальной помощью, оказанной работодателем своим работникам, не меняет существа данных выплат.
Наименование выплат в данном случае не имеет правового значения, поскольку выплаты носят социальный характер и в любом случае подлежат исключению из базы для начисления страховых взносов.
Значение имеет лишь документальное подтверждение указанных выплат, как то указание их в коллективном договоре, заявление работника о выплате материальной помощи с приложением соответствующих документов, подтверждающих его право на получение такой выплаты, и сумма выплаты, которая не должна превышать установленный законом размер (в данном случае 4000 руб.).
Претензий по указанному обстоятельству у Управления ПФР к заявителю не имеется. Спор по суммам доначисленных страховых взносов, пеней и штрафов также отсутствует.
На основании вышеизложенного требования заявителя судом первой инстанции правомерно удовлетворены.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Ссылка на закрытый характер перечня, приведенного в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, несостоятельна. Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определен в ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, который к нему относит выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Между тем в данном случае спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением трудовых функций, носят социальную направленность.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление ПФР не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 09 апреля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Управление ПФР, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 апреля 2014 года по делу N А49-112/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)