Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6063/2013

Требование: Об оспаривании действий должностного лица по изданию приказа об усилении ветеринарно-санитарного контроля, дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Прокурор указал, что оспариваемый приказ и принятые в соответствии с ним дополнительные соглашения являются незаконными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу N 33-6063/2013


Председательствующий: Дьяченко Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Будылка А.В., Башкатовой Е.А.,
при секретаре К.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Омский бекон" о признании приказа директора незаконным, дополнительных соглашений к трудовым договорам недействительными по апелляционной жалобе ответчика на решение Омского районного суда Омской области от 24 июня 2013 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителей ответчика А., Д., объяснения прокурора Биенко Н.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Омский бекон", в обоснование которого указал, что директор ОАО "Омский бекон" <...> издал приказ N <...> "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля". Пунктом 1 данного приказа работникам запрещено содержать свиней в личном подсобном хозяйстве; контактировать с лицами, имеющими свинопоголовье в личном подворье; оказывать услуги, связанные с обслуживанием домашнего свинопоголовья, с реализацией (утилизацией) продуктов убоя свиней. Пунктом 2 данного приказа работникам, содержащим свиней в личном подсобном хозяйстве, указано на необходимость в срок до 01 марта 2013 года произвести их убой либо реализацию. В соответствии с пунктом 3 приказа работники, не исполнившие в установленный срок указанные требования, отстраняются от работы. Во исполнение приказа с перечисленными работниками заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Поименованный приказ, а также принятые в соответствии с ним дополнительные соглашения являются незаконными.
На основании изложенного просил суд признать действия должностного лица - директора ОАО "Омский бекон" по изданию приказа от <...> N <...> "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля" и по заключению перечисленных дополнительных соглашений незаконными, как противоречащие требованиям федерального законодательства. Обязать должностное лицо - директора ОАО "Омский бекон" отменить указанный приказ, а дополнительные соглашения к трудовым договорам - признать недействительными.
Представитель ОАО "Омский бекон" просил в удовлетворении требований прокурора отказать. Указал, что издание директором предприятия <...> приказа N <...> и заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками ОАО "Омский бекон", которые перечислены в исковом заявлении, направлены на предупреждение возникновения и распространения вируса африканской чумы свиней на территории свинокомплексов ОАО "Омский бекон". Приказ был издан, а дополнительные соглашения заключены во исполнение оперативного плана мероприятий по предупреждению заноса возбудителя африканской чумы свиней на территорию ОАО "Омский бекон" на 2013 год.
Решением суда действия должностного лица - директора ОАО "Омский бекон" по изданию приказа от <...> N <...> "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля" признаны незаконными, противоречащими требованиям федерального законодательства.
Действия должностного лица - директора ОАО "Омский бекон" по заключению дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Л.В., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с П., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с В.С., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Л.П., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с В.Н., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному Ч., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с К.А., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Б., дополнительного соглашения N 1081 к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с М., дополнительного соглашения N <...> к трудовому говору N <...> от <...>, заключенному С., признаны незаконными, противоречащими требованиям федерального законодательства.
Должностное лицо - директор ОАО "Омский бекон" обязан отменить приказ от N <...> года <...> "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля".
Дополнительное соглашение N <...> трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Л.В., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с П., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с В.С., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Л.П., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с В.Н., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному Ч., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с К.А., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с Б., дополнительное соглашение N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенному с М., дополнительное соглашение N <...> к трудовому говору N <...> от <...>. заключенному С., признаны недействительными.
С открытого акционерного общества "Омский бекон" в местный бюджет взыскана государственная пошлина <...> рублей.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Омский бекон" просит решение отменить. Считает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Полагает, что действия директора ОАО "Омский бекон" по изданию приказа по текущей деятельности, а также по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам нельзя признать незаконными. Директор за пределы предоставленных ему полномочий не выходил.
Прокурор представил возражения, указав, что действия директора ОАО "Омский бекон" противоречат Конституции РФ, Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе представители ответчики ее доводы поддержали, прокурор против ее удовлетворения возражал.
Поскольку судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела: судом не был выяснен вопрос об обоснованности издания оспариваемого приказа и заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам, суд апелляционной инстанции предложил ответчику представить доказательства необходимости принятия указанных мер, прокурору - отсутствие таковой.
Определением судебной коллегии в качестве новых доказательств были приняты план мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса АЧС на территории России, сведения об эпизоотической ситуации по АЧС, справка национального союза свиноводов, свидетельские показания и переписка прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем и представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда, подлежащим отмене в части.
Из материалов дела следует, что оперативным планом мероприятий по предупреждению заноса возбудителя африканской чумы свиней на территории ОАО "Омский бекон" на 2013 год, утвержденным директором ОАО "Омский бекон" и 29 декабря 2012 года согласованным с начальником БУ "ОСББЖ по Омскому району", предусмотрен запрет посещения свинокомплексов лицам, имеющим собственное поголовье свиней в личном подсобном хозяйстве.
<...> года директор ОАО "Омский бекон" во исполнение указанного оперативного плана мероприятий издал приказ N 52-П "Об усилении ветеринарно-санитарного контроля", которым запретил работникам содержать свиней в личном подсобном хозяйстве; контактировать с лицами, имеющими свинопоголовье в личном подворье; оказывать услуги, связанные с обслуживанием домашнего свинопоголовья, с реализацией (утилизацией) продуктов убоя свиней.
Работникам, содержащим свиней в личном подсобном хозяйстве, в срок до 01 марта 2013 года необходимо произвести их убой, либо реализацию.
Согласно пункту 3 приказа работники, не исполнившие в установленный срок указанные выше требования, отстраняются от работы.
В период с 04 по 07 февраля 2013 года с работниками ОАО "Омский бекон" П., Л.В., В.С., Л.П., В.Н., Ч., К.А., Б., М., С. заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Согласно указанным соглашениям данные работники обязуются не содержать в личном подсобном хозяйстве домашних свиней, не контактировать с лицами, имеющими свинопоголовье в личном подворье; не оказывать услуги, связанные с обслуживанием домашнего свинопоголовья, с реализацией (утилизацией) продуктов убоя свиней. А также не проносить на территорию предприятии работодателя мясо свинины, мясопродукты из свинины и готовые к употреблению мясоколбасные изделия, принимать пищу в специально организованных работодателем для этого местах (столовая, комната приема пищи).
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о незаконности приказа директора ОАО "Омский бекон" об усилении ветеринарно-санитарного контроля, его противоречии федеральному законодательству, является правильным.
Статьями 17, 35, 45, 55, 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Для регулирования отношений в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных 14 мая 1993 года принят Закон РФ "О ветеринарии" (с изменениями на 18 июля 2011 года).
Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации согласно статье 1 поименованного Закона являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2).
Статьями 3, 3.1 Закона установлены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации относятся формирование и реализация на территории Российской Федерации мероприятий в области ветеринарии; установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (ограничительные мероприятия (карантин); разработка технических регламентов в области ветеринарии.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
К полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии принимает решение об установлении на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина).
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии сведений о выявленных случаях заразных болезней животных.
Разделом IV Закона РФ "О ветеринарии" установлены общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных. Данные требования установлены по отношению к планировке и строительству предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, содержанию, кормлению и водопою животных, их перевозки или перегона, к охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств, к заготовке, переработке, хранению, перевозки и реализации продуктов животноводства, к производству, внедрению и применению вакцин, других средств защиты животных от болезней.
Статья 17 названного Закона регламентирует обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных болезней животных. В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением Министерства сельского хозяйства РФ могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
В случае непринятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации ограничительные мероприятия (карантин) могут быть установлены решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин).
Для оперативного руководства деятельностью юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных болезней животных и координации указанной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в установленном порядке специальные комиссии.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию.
Минсельхоз России, реализуя предоставленные полномочия, приказом от 19 декабря 2011 года N 476 утвердил Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), указав в нем африканскую чуму свиней в категории особо опасных болезней животных.
Таким образом, установление каких-либо ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, на территории Омской области относится к компетенции губернатора Омской области, а в случае непринятия им данных мер - к компетенции Министерства сельского хозяйства РФ.
Статья 17 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", устанавливая обязанности органов исполнительной власти в случаях возникновения очагов заразных болезней животных, не определяет перечень ограничительных мероприятий, необходимых для предотвращения распространения особо опасных болезней животных. Между тем, ограничительные мероприятия не могут применяться произвольно, их перечень и характер ограничений зависит от вида заразной болезни животных и в каждом конкретном случае определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности принимаемыми федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Поименованный выше Приказ Минсельхоза России также не определяет ограничительные мероприятия, необходимые для предотвращения распространения особо опасных болезней животных, в частности африканской чумы свиней. Не имеется и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которыми был бы определен перечень мероприятий по ликвидации и недопущению распространения африканской чумы свиней. Такие мероприятия и порядок их проведения регламентированы Инструкцией, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21 ноября 1980 года, уполномоченным на тот период времени утверждать инструкции, наставления, правила по ветеринарии, вытекающие из Ветеринарного устава Союза ССР и действующего законодательства (пункт 4 Временного положения о Главном управлении ветеринарии (с Государственной ветеринарной инспекцией) Министерства сельского хозяйства СССР, утвержденного названным Министерством 26 июня 1968 года).
В силу пункта 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и данному Соглашению.
Следовательно, до принятия в Российской Федерации нормативного правового акта, определяющего правила борьбы с африканской чумой свиней, на территории Российской Федерации подлежит применению нормативный акт бывшего Союза ССР - указанная выше Инструкция.
Согласно данной Инструкции африканская чума свиней (АЧС) - контагиозная вирусная болезнь, характеризующаяся сверхострым, острым, подострым, реже хроническим течением и большой летальностью. Болеют домашние и дикие свиньи независимо от возраста и породы.
Инструкция устанавливает, что исполнительный комитет районного (городского, областного, краевого) Совета народных депутатов по получении материалов об установлении диагноза на африканскую чуму свиней создает специальную комиссию по борьбе с африканской чумой свиней; вносит решение об объявлении хозяйства (фермы), населенного пункта, района (группы районов), в зависимости от эпизоотической обстановки - области (края), автономной республики неблагополучными по африканской чуме свиней и установлении в них карантина, определяет границы эпизоотического очага и границы первой и второй угрожаемых зон, организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни.
При определении границ эпизоотического очага и угрожаемых зон руководствуются следующим: эпизоотическим очагом африканской чумы свиней считают свиноводческие фермы (при наличии больных животных в нескольких свинарниках), отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населенные пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской чумой свиньи; первая угрожаемая зона - территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней, на глубину 5 - 20 км от его границ с учетом хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом; вторая угрожаемая зона - территория, опоясывающая первую угрожаемую зону, глубиной до 100 - 150 км от эпизоотического очага.
Перечисленные в Инструкции ограничительные мероприятия, необходимые для предотвращения распространения АЧС, применяются только в границах эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон. Ни Закон РФ "О ветеринарии", ни поименованная Инструкция не устанавливают возможность введения ограничительных мероприятий на территории РФ вне очага заболевания животных и угрожаемых зон.
В то же время, статья 18 Закона РФ "О ветеринарии" в качестве общих требований по предупреждению и ликвидации болезней животных устанавливает обязанность владельцев животных и производителей продуктов животноводства осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
На территории РФ до настоящего времени действуют и применяются Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденные Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года.
Данные правила предназначены для специализированных хозяйств (ферм и комплексов) по выращиванию племенных животных, товарной репродукции, откорму свиней и определяют совокупность хозяйственных, зоотехнических и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих надлежащую санитарную культуру, сохранение здоровья животных, получение от них высокой продуктивности, охрану окружающей среды от загрязнения производственными отходами и распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие свиноводческие предприятия.
Согласно правилам специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа. Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы), запрещают.
Посещение комплекса посторонними лицами допускают в исключительных случаях только по разрешению главного государственного ветеринарного инспектора области, края, республики, не имеющей областного деления. При этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку и регистрируются в специальном журнале.
Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.
В помещении санитарного пропускника работники комплекса (фермы) снимают свою домашнюю одежду и обувь, оставляют их в гардеробной домашней одежды (в шкафу, закрепленном за каждым работником), принимают душ, надевают в гардеробной для рабочей одежды чистую продезинфицированную спецодежду и спецобувь. По окончании работы спецодежду снимают, надевают домашнюю одежду и обувь.
Для обслуживания животных закрепляют за каждой технологической (производственной) группой постоянных лиц, обученных техминимуму по содержанию, кормлению, уходу за животными и прошедших медицинское обследование в соответствии с действующей Инструкцией по проведению обязательных профилактических обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях.
Лиц, больных туберкулезом, тениаринхозом, сальмонеллезом и другими болезнями, общими для человека и животных, к работе на фермах не допускают.
Руководители, зоотехники и ветеринарные специалисты хозяйства должны обеспечить строгий контроль за наличием и движением свиней, находящихся в личной собственности граждан, работающих на ферме, а также проживающих в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от специализированного хозяйства.
В случае заболевания инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных, принадлежащих работникам, обслуживающим общественное поголовье, последние не допускаются к работе на предприятии до полной ликвидации болезни в их хозяйстве.
В зоне свиноводческих предприятий все свинопоголовье личного и общественного пользования подвергают профилактическим обработкам против инфекционных заболеваний в соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий и с учетом местной эпизоотической обстановки.
Ветеринарным специалистам свиноводческих ферм и комплексов запрещается обслуживать животных, находящихся в личном пользовании граждан. Ответственность за организацию этой работы возлагается на главного ветеринарного врача района.
Иных ограничений в отношении работников свиноводческого предприятия Ветеринарно-санитарные правила не содержат.
Таким образом, защищая собственность ОАО "Омский бекон", его директор в нарушение установленного порядка ограничил права работников данного общества. Такое право ему федеральным законодательством не предоставлено.
Решение суда первой инстанции в указанной части является правильным, доводы апелляционной жалобы к его отмене не ведут.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2013 года N 677 образована Комиссия Правительства Российской Федерации по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации (оперативный штаб), утверждено Положение о ней. Данная комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти по разработке и реализации комплекса мер по недопущению распространения и ликвидации африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.
Председателем Межведомственной комиссии 25 октября 2012 года утвержден План мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса АЧС на территории РФ. В соответствии с ним органы исполнительной власти субъектов РФ, Россельхознадзор, Минприроды России, федеральные органы исполнительной власти РФ, в ведении которых находятся юридические лица, занимающиеся содержанием и разведением свиней, должны обеспечить работу всех специализированных свиноводческих предприятий в режиме закрытого типа, обеспечить соблюдение хозяйствующими субъектами ветеринарно-санитарных правил, касающихся недопущения заноса и распространения возбудителя АЧС, в том числе, запрета на содержание свиней в ЛПХ работниками указанных предприятий.
Данный план мероприятий согласуется с поименованными выше Инструкцией и Правилами и не наделяет директора ОАО "Омский бекон" полномочиями самостоятельно вводить указанный запрет.
Опрошенные в судебном заседании свидетели, справка национального союза свиноводов не опровергают, а подтверждают приведенное выше.
Из объяснений начальника БУ "ОСББЖ" по Омскому району, данных прокурору Омского района Омской области, следует, что утвержденный им оперативный план мероприятий по предупреждению заноса возбудителя африканской чумы свиней на территории ОАО "Омский бекон" на 2013 год касался запрета посещения свинокомплексов посторонними лицам, имеющим собственное поголовье свиней в личном подсобном хозяйстве. Что полностью согласуется с указанными выше Ветеринарно-санитарными правилами.
Ссылка ОАО "Омский бекон" на Приказ Минсельхоза РФ от 23 июля 2010 года N 258 "Об утверждении правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства" в части обоснования законности приказа директора ОА "Омский бекон" не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции.
Согласно данным правилам для отнесения ОАО "Омский бекон" к III компартменту (ответчик в настоящее время отнесен ко II) в его хозяйстве должна быть исключена возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями или посещения работниками хозяйств, относящихся к компартментам I и II. Между тем, данные правила не устанавливают возможность издания директором предприятия приказа, ограничивающего права работников.
Возможность контактирования работников хозяйств с домашними и (или) дикими свиньями может быть исключена администрацией предприятия законными способами: посредством введения на предприятии системы гарантий и компенсаций работникам, не имеющим в личном хозяйстве свиней, их премирования. Указанное условие в соответствии со статьями 9, 57 Трудового кодекса РФ также может быть включено в трудовые договоры с работниками хозяйств (дополнения, изменения к ним).
Таким образом, в части, касающейся выводов суда о недействительности заключенных в период с 04 по 07 февраля 2013 года с работниками ОАО "Омский бекон" П., Л.В., В.С., Л.П., В.Н., Ч., К.А., Б., М., С. дополнительных соглашений к трудовым договорам, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, принимая решение о признании действий директора ОАО "Омский бекон" по заключению перечисленных дополнительных соглашений к трудовым договорам незаконными, противоречащими требованиям федерального законодательства, а дополнительных соглашений - недействительными, нарушил приведенные вше нормы материального права. Указанное в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в данной части в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 24 июня 2013 года в части удовлетворения требования прокурора о признании действий директора ОАО "Омский бекон" по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам незаконными, а дополнительных соглашений - недействительными отменить, в данной части принять новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Омского района Омской области о признании действий директора ОАО "Омский бекон" по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам незаконными, а дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с Л.В.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с П., дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с В.С.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с Л.П.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с В.Н.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного Ч.,; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с К.А.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с Б.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому договору N <...> от <...>, заключенного с М.; дополнительного соглашения N <...> к трудовому говору N <...> от <...> заключенного С. - недействительными, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)