Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-6878/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" (ИНН 6626016720)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области (ИНН 6626012170)
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: М.А. Ананьева, представитель по доверенности от 06.05.2013 N 70-14/397, паспорт;
- от заинтересованного лица: А.Ю. Коноплева, представитель по доверенности от 24.02.2014, паспорт; А.Г. Кашина, главный специалист-эксперт (юрисконсульт), доверенность от 09.01.2014, паспорт;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о признании недействительным решения от 27.01.2014 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с предъявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области на основании решения от 26.08.2013 N 16 проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование плательщиком страховых взносов - Обществом с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в ходе которой сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов за 2011 год по выплатам, сохраняемым за работником на время прохождения военных сборов в сумме 10761 руб. 15 коп., по выплатам работникам-донорам в сумме 348635 руб. 42 коп., по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в сумме 285815 руб. 40 коп., по оплате за работников стоимости путевок на базу отдыха "Трубник" в сумме 77818 руб.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 16 от 20.12.2013 и вынесено решение N 1 от 27.01.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 224864 руб., пени в сумме 9363 руб. 17 коп., общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 44972 руб. 80 коп. на основании п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Полагая, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о признании недействительным решения от 27.01.2014 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах является незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Основанием для доначисления сумм страховых взносов за 2011 год в размере 4689 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на выплату среднего заработка работникам во время прохождения ими военных сборов (пункты 2.1.2, 2.1.5 решения).
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенном в ст. 9 указанного Закона, не указан.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2012 N ВАС-13062/12.
Следовательно, выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, доначисление страховых взносов по данному основанию, начисление соответствующих сумм пеней и штрафов является правомерным. Требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов проверки (пункты 2.1.3, 2.1.5 решения), основанием для доначисления сумм страховых взносов за 2011 год в размере 108427 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на сумму выплат работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Законодательное закрепление положения о том, что работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11.
Учитывая изложенное, доначисление управлением страховых взносов по данному основанию, начисление соответствующих сумм пеней и штрафов является правомерным. Требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
Основанием для доначисления сумм страховых взносов в размере 88887 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа (пункты 2.1.1, 2.1.5 решения) послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
При этом управление считает, что суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По мнению заявителя, у заинтересованного лица отсутствовали основания для начисления страховых взносов на суммы выплат, выплачиваемых организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации за дополнительные выходные дни, представляемые для ухода за детьми-инвалидами, поскольку указанные выплаты носят компенсационный характер.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон о страховых взносах, Закон 212-ФЗ) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) определено, что не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, что исключает начисление страховых взносов, пеней и штрафа.
Учитывая изложенное, оснований для доначисления страховых взносов в сумме 88887 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа, не имелось. Требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
В ходе проверки сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму расходов по оплате стоимости путевок на базу отдыха "Трубник". Сумма страховых взносов составила 22861 руб.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, произведенные предприятием выплаты в виде оплаты стоимости путевок относятся к выплатам социального характера, основаны на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" требования суд удовлетворяет частично. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области N 1 от 27.01.2014 подлежит признанию недействительным в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 111748 руб., начисления пеней в сумме 4709 руб. 02 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 22349 руб. 60 коп. Расчет штрафных санкций и пеней содержится в сводной таблице по результатам выездной проверки в пункте 2.1.5 решения.
Оснований для удовлетворения остальной части заявленных требований не имеется.
Доводы заявителя о допущенных заинтересованным лицом процессуальных нарушениях (нарушение срока проведения проверки, отсутствие документального подтверждения сумм выплат, на которые были доначислены взносы), не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Содержащаяся в акте выездной проверки от 20.12.2013 N 16 ссылка на то, что выездная проверка проведена на основании решения о проведении выездной проверки от 26.08.2012 N 16, является опечаткой, фактически решение N 16 датировано 26.08.2013. Как опечатки суд расценивает и ошибки, допущенные в акте проверки при указании фамилий и инициалов отдельных работников, цифр в N СНИЛС (например: в акте указано Соломина Н.В., тогда как с таким СНИЛСом в обществе работает Соломина Н.Б., в акте указаны Сысоев В.А., Соломатин А.В., фактически - Сысоев Е.А., Саломатин А.В., в отношении Бознак В.Э. содержится ошибка при указании номера СНИЛСа должно быть указано <...>, фактически <...>, в акте указан Ивакин С.И., фактически должно быть Иванкин С.И., в акте - Антонов Ю.В., фактически должно быть Антонова Ю.В.).
Проверка проводилась на основании представленных заявителем в ходе проверки документов, в том числе бухгалтерских, налоговых регистров, первичных документов, что нашло отражение в акте проверки (пункт 1.4 акта), в связи с чем ссылка на нарушение прав плательщика страховых взносов является несостоятельной.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области N 1 от 27.01.2014 в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 111748 руб., начисления пеней в сумме 4709 руб. 02 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 22349 руб. 60 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-6878/2014
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N А60-6878/2014
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А. Мальгиновым
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-6878/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" (ИНН 6626016720)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области (ИНН 6626012170)
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: М.А. Ананьева, представитель по доверенности от 06.05.2013 N 70-14/397, паспорт;
- от заинтересованного лица: А.Ю. Коноплева, представитель по доверенности от 24.02.2014, паспорт; А.Г. Кашина, главный специалист-эксперт (юрисконсульт), доверенность от 09.01.2014, паспорт;
- Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о признании недействительным решения от 27.01.2014 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Заинтересованное лицо представило отзыв, с предъявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области на основании решения от 26.08.2013 N 16 проведена выездная плановая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование плательщиком страховых взносов - Обществом с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в ходе которой сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов за 2011 год по выплатам, сохраняемым за работником на время прохождения военных сборов в сумме 10761 руб. 15 коп., по выплатам работникам-донорам в сумме 348635 руб. 42 коп., по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в сумме 285815 руб. 40 коп., по оплате за работников стоимости путевок на базу отдыха "Трубник" в сумме 77818 руб.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки N 16 от 20.12.2013 и вынесено решение N 1 от 27.01.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в общей сумме 224864 руб., пени в сумме 9363 руб. 17 коп., общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 44972 руб. 80 коп. на основании п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Полагая, что решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области о признании недействительным решения от 27.01.2014 N 1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах является незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Основанием для доначисления сумм страховых взносов за 2011 год в размере 4689 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на выплату среднего заработка работникам во время прохождения ими военных сборов (пункты 2.1.2, 2.1.5 решения).
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
В период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающего гражданина медицинского освидетельствования при подготовке к военной службе, призыву на военную службу, призыву на военные сборы, в перечне выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенном в ст. 9 указанного Закона, не указан.
Аналогичные выводы содержатся в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.10.2012 N ВАС-13062/12.
Следовательно, выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Учитывая изложенное, доначисление страховых взносов по данному основанию, начисление соответствующих сумм пеней и штрафов является правомерным. Требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов проверки (пункты 2.1.3, 2.1.5 решения), основанием для доначисления сумм страховых взносов за 2011 год в размере 108427 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на сумму выплат работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха.
При этом при сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Указанные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Законодательное закрепление положения о том, что работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11.
Учитывая изложенное, доначисление управлением страховых взносов по данному основанию, начисление соответствующих сумм пеней и штрафов является правомерным. Требования заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
Основанием для доначисления сумм страховых взносов в размере 88887 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа (пункты 2.1.1, 2.1.5 решения) послужил вывод о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.
При этом управление считает, что суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По мнению заявителя, у заинтересованного лица отсутствовали основания для начисления страховых взносов на суммы выплат, выплачиваемых организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации за дополнительные выходные дни, представляемые для ухода за детьми-инвалидами, поскольку указанные выплаты носят компенсационный характер.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон о страховых взносах, Закон 212-ФЗ) предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) определено, что не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, имеют компенсационный характер, подлежат возмещению страхователю и обоснованно не включены обществом в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, что исключает начисление страховых взносов, пеней и штрафа.
Учитывая изложенное, оснований для доначисления страховых взносов в сумме 88887 руб., начисления соответствующих сумм пеней, привлечения к ответственности в виде штрафа, не имелось. Требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
В ходе проверки сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму расходов по оплате стоимости путевок на базу отдыха "Трубник". Сумма страховых взносов составила 22861 руб.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12.
Таким образом, произведенные предприятием выплаты в виде оплаты стоимости путевок относятся к выплатам социального характера, основаны на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" требования суд удовлетворяет частично. Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области N 1 от 27.01.2014 подлежит признанию недействительным в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 111748 руб., начисления пеней в сумме 4709 руб. 02 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 22349 руб. 60 коп. Расчет штрафных санкций и пеней содержится в сводной таблице по результатам выездной проверки в пункте 2.1.5 решения.
Оснований для удовлетворения остальной части заявленных требований не имеется.
Доводы заявителя о допущенных заинтересованным лицом процессуальных нарушениях (нарушение срока проведения проверки, отсутствие документального подтверждения сумм выплат, на которые были доначислены взносы), не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Содержащаяся в акте выездной проверки от 20.12.2013 N 16 ссылка на то, что выездная проверка проведена на основании решения о проведении выездной проверки от 26.08.2012 N 16, является опечаткой, фактически решение N 16 датировано 26.08.2013. Как опечатки суд расценивает и ошибки, допущенные в акте проверки при указании фамилий и инициалов отдельных работников, цифр в N СНИЛС (например: в акте указано Соломина Н.В., тогда как с таким СНИЛСом в обществе работает Соломина Н.Б., в акте указаны Сысоев В.А., Соломатин А.В., фактически - Сысоев Е.А., Саломатин А.В., в отношении Бознак В.Э. содержится ошибка при указании номера СНИЛСа должно быть указано <...>, фактически <...>, в акте указан Ивакин С.И., фактически должно быть Иванкин С.И., в акте - Антонов Ю.В., фактически должно быть Антонова Ю.В.).
Проверка проводилась на основании представленных заявителем в ходе проверки документов, в том числе бухгалтерских, налоговых регистров, первичных документов, что нашло отражение в акте проверки (пункт 1.4 акта), в связи с чем ссылка на нарушение прав плательщика страховых взносов является несостоятельной.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области N 1 от 27.01.2014 в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 111748 руб., начисления пеней в сумме 4709 руб. 02 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 22349 руб. 60 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Полевском Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Полевской Технический Сервис" 2000 (две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)