Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2014 N 17АП-10558/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-7442/2014

Разделы:
Срок трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2014 г. N 17АП-10558/2014-АК

Дело N А50-7442/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от заявителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (ОГРН 1025900000147, ИНН 5902704928) - Черемных Наталья Николаевна, доверенность от 10.09.2014 г.; Сысков Андрей Юрьевич, доверенность от 10.09.2014 г.,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Виноградова Наталья Николаевна, доверенность от 16.04.2014 г. N 01-03/04/15839,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10 июля 2014 года
по делу N А50-7442/2014
судьей Е.М.Трефиловой
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (ОГРН 1025900000147, ИНН 5902704928)
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
о признании решения незаконным в части

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании частично незаконным решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 31.01.2014 N 123 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения: пособия по беременности и родам Воробьевой О.И. и пособия по временной нетрудоспособности Бакулевой И.В., Гилевой Л.А., Назаровой М.Ю. на общую сумму 90 848 руб. 71 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что предыдущий срочный договор был прекращен 31.12.2010, новый договор заключен с 11.01.2011, то есть между работодателем и Воробьевой возникли новые трудовые отношения из нового договора, в связи с чем, необоснованным является включение в расчетный период - периода работы в рамках предыдущего трудового договора и полученной заработной платы, а также период, когда лицо не являлось застрахованным; листки нетрудоспособности являются основным доказательством несения расходов; ответственность за хранение несет работодатель.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, о чем составлен акт от 18.12.2013 N 2505 (л.д. 53-57).
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом принято решение от 31.01.2014 N 123 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 119779,52 руб., в том числе произведенных в связи с выплатой пособия по беременности и родам Воробьевой О.И. в сумме 81 954,60 руб., пособий по временной нетрудоспособности Бакулевой И.В., Гилевой Л.А. и Назаровой М.Ю. в общей сумме 8 894,11 руб. (л.д. 7-10).
Не согласившись с решением Фонда в оспариваемой части, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что предыдущий срочный договор был прекращен 31.12.2010, новый договор заключен с 11.01.2011, то есть между работодателем и Воробьевой возникли новые трудовые отношения из нового договора, в связи с чем, необоснованным является включение в расчетный период - периода работы в рамках предыдущего трудового договора и полученной заработной платы, а также период, когда лицо не являлось застрахованным; листки нетрудоспособности являются основным доказательством несения расходов; ответственность за хранение несет работодатель.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и(или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 22 Закона N 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица. В ч. 5 ст. 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2010 по 31.12.2010 Воробьева О.И. работала у заявителя в рамках срочного трудового договора от 01.11.2010 N 4010031-01 в должности ведущего экономиста внештатной службы по Всероссийской переписи населения 2010 года при Пермьстате (л.д. 70-73).
На основании приказа от 08.12.2010 N 132 заключенный с Воробьевой О.И. срочный трудовой договор расторгнут 31.12.2010 (л.д. 77).
11.01.2011 заявителем с Воробьевой О.И. на период с 11.01.2011 по 31.12.2011 заключен срочный трудовой договор N 4010031-02, работница принята на должность ведущего экономиста внештатной службы по Всероссийской переписи населения 2010 года при Пермьстате (л.д. 66-68).
На основании личного заявления Воробьевой О.И. и приложенного к нему листка нетрудоспособности серии ВЭ N 2747395 заявителем произведен расчет пособия по беременности и родам по законодательству, действовавшему до 01.01.2011, т.е. исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового случая. Размер указанного пособия составил 139 745,20 руб. (л.д. 18-19).
При этом пособие по беременности и родам Воробьевой О.И. исчислено заявителем из среднего заработка, рассчитанного исходя из фактически начисленной ей заработной платы за ноябрь - декабрь 2010 года, январь - февраль 2011 года, включая заработок за время работы у заявителя до перерыва в трудовых отношениях (период с 01.11.2010 по 31.12.2010), что соответствует положениям пункта 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).
Следовательно, правовые основания для непринятия к зачету расходов страхователя в сумме 81 954,60 руб., произведенных на выплату пособия по беременности и родам Воробьевой О.И., у Фонда отсутствовали.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что предыдущий срочный договор был прекращен 31.12.2010, новый договор заключен с 11.01.2011, то есть между работодателем и Воробьевой возникли новые трудовые отношения из нового договора, в связи с чем, необоснованным является включение в расчетный период - периода работы в рамках предыдущего трудового договора и полученной заработной платы, а также период, когда лицо не являлось застрахованным, не принимается на основании следующего.
Пособия по беременности и родам исчисляются из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
Пунктом 8 названного Положения установлен перечень периодов, которые исключаются из расчетного периода (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам) при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Время работы у другого страхователя-работодателя, а также у данного работодателя до перерыва в трудовых правоотношениях (имевших место в результате увольнения работника и последующего его приема вновь на работу) в данном перечне не поименовано.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и родам в рассматриваемый период расчет среднего заработка застрахованного лица должен производиться исходя из фактически начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, включая заработок за время работы у предпринимателя до перерыва в трудовых отношениях.
Данному выводу корреспондируют положения пункта 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2008), которым установлено, что в случае, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке на основании копий трудовых договоров (Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 6691/11).
В отношении эпизода по непринятию к зачету расходов страхователя на выплату пособий по временной нетрудоспособности Бакулевой И.В., Гилевой Л.А., Назаровой М.Ю. на общую сумму 8 894,11 руб. судом первой инстанции правомерно установлено следующее.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. Пунктом 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
При этом положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действующего в период спорных правоотношений), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Из положений ст. 13 Закона N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных в качестве выплаты пособий по временной нетрудоспособности Бакулевой И.В., Гилевой Л.А., Назаровой М.Ю. на общую сумму 8 894,11 руб., послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности либо их дубликатов.
Как следует из пояснений представителей заявителя, данных в судебном заседании, в связи с большим объемом работ (в октябре - ноябре 2010 года производился расчет с более чем 11 000 лицами временного переписного персонала по гражданско-правовым и трудовым договорам ВПН 2010), в связи с чем, листки нетрудоспособности 3-х сотрудников, были утеряны, либо ошибочно подшиты в другие дела.
В целях подтверждения правомерности произведенных расходов заявителем были сделаны запросы в лечебные учреждения, ответы на которые содержат сведения о выданных листах нетрудоспособности с указанием серий и номеров листков нетрудоспособности, ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, периодах нетрудоспособности (л.д. 24-26).
Произведенные страхователем расходы подтверждены расчетами сумм пособий по временной нетрудоспособности застрахованных лиц Бакулевой И.В., Гилевой Л.А., Назаровой М.Ю. и копиями расчетных листков (л.д. 27-32).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности заявителем наступления страховых случаев, периода нетрудоспособности застрахованных лиц и несения страхователем соответствующих расходов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что листки нетрудоспособности являются основным доказательством несения расходов; ответственность за хранение несет работодатель, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Необеспечение страхователем сохранности оригиналов листков нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя. Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных. В связи с этим, правомерность произведенных расходов заявитель подтвердил иными документами - справками лечебных учреждений, расчетами пособий по временной нетрудоспособности, расчетными листками застрахованных лиц.
Имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что утраченные заявителем листки нетрудоспособности действительно выдавались лечебными учреждениями, то есть заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособий по временной нетрудоспособности.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 июля 2014 года по делу N А50-7442/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)