Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Ответчик при начислении заработной платы применяет более низкий тарифный коэффициент, чем предусмотрено трудовым договором, не применяет размер месячной тарифной ставки, установленный отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Зотиной Е.Г.
судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Шошиной А.Н.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Б.1 - С. на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2014 года, которым постановлено:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в пользу Б.1 недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., судебная коллегия
установила:
С. в интересах Б.1 обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту ОАО "Ямалкоммунэнерго") о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя и оформления доверенности в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований указала, что Б.1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на Тазовском участке предприятия, цех ТВС. При этом, оплата труда работодателем производится по установленным трудовым договором часовой тарифной ставке и тарифному коэффициенту, которые не соответствуют размеру таковых, применительно к предусмотренным Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйством Российской Федерации на 2008-2010 годы (далее по тексту ОТС в ЖКХ), действующего до 1 января 2014 года, ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы. Помимо этого, ввиду того, что он занят на работе с вредными условиями труда, оплата сверхурочной работы должна производиться ему в двойном размере, исходя из 36-часовой рабочей недели с предоставлением дополнительного отпуска продолжительность 7 календарных дней. Кроме того, в нарушение положений п. 3.2 трудового договора, подп. "а" п. 6.1.3 Коллективного договора работодателем необоснованно отказано в выплатах премии в размере 20% от тарифной ставки и материальной помощи к отпуску в размере <данные изъяты> рублей. В связи с чем, полагала о наличии оснований для восстановления нарушенных трудовых прав Б.1 приведенным в иске способом.
Б.1 участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежаще о времени и месте разбирательства дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела по существу представитель истца Б.1 - С., действующая на основании доверенности, в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. При этом требования иска в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда и компенсации за отпуск не поддержала в связи с добровольным их исполнением ответчиком.
Представитель ответчика ОАО "Ямалкоммунэнерго" Б.2, действующая на основании доверенности, иск не признала. Указала, что работодателем нарушений трудовых прав истца не допущено, оплата труда производится на основании локальных нормативных актов предприятия. Поскольку Общество в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ в установленном порядке и сроки направило в Министерство труда и социальной защиты населения РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, то его положения не распространяются на сложившиеся правоотношения.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна представитель истца - С. В апелляционной жалобе, приведя доводы иска и позицию, поддержанную в судебном заседании, просит решение суда отменить. Ссылаясь на нормы ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ, считает, что на Общество распространяется действие ОТС в ЖКХ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ОАО "Ямалкоммунэнерго" Б.2 полагает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В рассматриваемом случае, применительно к нормам трудового законодательства, суд дал верную оценку сложившимся правоотношениям и в сопоставлении с представленными доказательствами правильно установил основания их возникновения между сторонами дела, условия и размер оплаты труда истца.
Так, 9 сентября 2013 года между Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" (далее по тексту Союз коммунальных предприятий), Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Министерством регионального развития Российской Федерации заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный N 230/14-16 от 1 октября 2013 года.
В силу абз. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Пунктом 1.3 ОТС предусмотрено, что перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, прилагается к настоящему Соглашению (Приложение N 1).
Пункт 10.3 указывает о том, что организации, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему.
Между тем, из материалов дела не следует, что ОАО "Ямалкоммунэнерго" либо Региональное отраслевое объединение работодателей "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее по тексту РООР "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа") являются членами объединения работодателей, заключившего ОТС на 2014-2016 годы, то есть Союза коммунальных предприятий либо делегировало последнему свое право на заключение такого соглашения, либо присоединения к такому соглашению.
При этом из существа дополнительно представленных ОАО "Ямалкомунэнерго" и принятых судом апелляционной инстанции доказательств, усматривается, что ни ОАО "Ямалкоммунэнерго", ни РООР "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа" не присоединялись к ОТС на 2014-2016 годы и не заключали договоров о сотрудничестве на делегирование полномочий по заключению соглашения либо присоединению к соглашению.
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 апреля 2014 года приведено о том, что участники названного выше соглашения не обращались в Минтруд России с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении соглашении, присоединиться к нему.
В связи с чем, отказ от присоединения к соглашению по правилам ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не требовался. Однако, ОАО "Ямалкоммунэнерго" направляло его в Минтруд России.
При таком положении доводы апелляционной жалобы представителя истца об обязанности ответчика производить начисление заработной платы в соответствии с условиями ОТС на 2014-2016 годы, в том числе в части установления тарифной ставки рабочего первого разряда, оплаты сверхурочной работы, порядка индексации заработной платы, доплаты к тарифным ставкам, связанной с режимом работы и условиями труда, не состоятельны.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО "Ямалкоммунэнерго" (Работодатель) в лице филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" в пгт. Тазовский и Б.1 (Работник) заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N 473, по условиям которого Работник принимается на должность <данные изъяты> в структурное подразделение Тазовский участок предприятия, ТВС с тарифной ставкой (окладом) <данные изъяты> рублей/час, с продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю (л.д. 12-14).
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору истцу установлена заработная плата включающая: часовую тарифную ставку (оклад) <данные изъяты> рублей, доплату за вредные условия труда 8%, ежемесячное вознаграждение за выслугу лет 20%, районный коэффициент 80%, северную надбавку 80% (л.д. 127).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Согласно п. 2.3 Коллективного договора ОАО "Ямалкоммунэнерго" на 2013-2016 годы (далее по тексту Коллективный договор), п. 2.5 Положения об оплате труда работников Филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" в пгт. Тазовский (далее по тексту Положение) размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда составляет <данные изъяты> рубля.
Так, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, осуществляющего обслуживание канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов (водоснабжение и водоотведение), полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности при коэффициенте особенностей работ - 1,4 (Приложение N 2 к Коллективному договору) составляет <данные изъяты> рублей. Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом согласно Приложению N 2 к Коллективному договору (п. п. 2.5, 2.7 Положения).
Базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации, учтенном при тарифном регулировании текущего периода. Индексирование базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда осуществляется работодателем ежегодно при наличии финансовой возможности, согласно ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы, действие которого продлено с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года. Размер месячной тарифной ставки (должностного оклада) работника определяется в трудовом договоре и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются на основании действующего штатного расписания персонально каждому работнику. Оплата за работу в сверхурочное время производится согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ: за первые два часа работы в 1,5 размере, за последующие часы в двойном размере должностного оклада (тарифной ставки). Доплата за работу во вредных условиях труда производится в размере от 4% по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Доплата начисляется за время фактической занятости работника в условиях, отклоняющихся от нормальных, по перечню рабочих мест согласно Приложению N 1 к Положению (п. 2.4 Коллективного договора, п. п. 2.8, 2.11, 2.12, 2.18, 2.27.4.1, 2.27.4.5 Положения).
В силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Положения ст. 134 Трудового кодекса РФ предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, что обеспечивает им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Согласно приказу ОАО "Ямалкоммунэнерго" от 18 декабря 2013 года N 134 в Обществе произведена индексация базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, которая с 30 декабря 2013 года составила <данные изъяты> рублей (л.д. 96-98).
При этом довод апелляционной жалобы заявителя о непроизводстве ответчиком индексации тарифных ставок в 2014 году не заслуживает внимания, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела текущий финансовый год не был завершен, а локальными нормативными актами Общества предусмотрена лишь периодичность индексации, как ежегодной.
В то же время в сопоставлении с установленными по делу обстоятельствами, вывод суда о том, что условия оплаты сверхурочной работы в Обществе отвечают требованиям закона, подлежащего применению, является верным (ст. 152 Трудового кодекса РФ).
Принимая во внимание, нормы ст. ст. 92, 147 Трудового кодекса РФ, а также положения коллективного договора и положения об оплате труда ОАО "Ямалкоммунэнерго" суд, оценивая действующий в Обществе механизм производства оплаты труда во вредных условиях труда, обоснованно не усмотрел оснований для применения последствий, предусмотренных ст. 395 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
определила:
Решение Тазовского районного суда от 24 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья
суда Ямало-Ненецкого автономного округа
Е.Г.ЗОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-377/2015
Требование: О взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя.Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Ответчик при начислении заработной платы применяет более низкий тарифный коэффициент, чем предусмотрено трудовым договором, не применяет размер месячной тарифной ставки, установленный отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. по делу N 33-377/2015
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Зотиной Е.Г.
судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Шошиной А.Н.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Б.1 - С. на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 октября 2014 года, которым постановлено:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" в пользу Б.1 недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., судебная коллегия
установила:
С. в интересах Б.1 обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту ОАО "Ямалкоммунэнерго") о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя и оформления доверенности в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование своих требований указала, что Б.1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на Тазовском участке предприятия, цех ТВС. При этом, оплата труда работодателем производится по установленным трудовым договором часовой тарифной ставке и тарифному коэффициенту, которые не соответствуют размеру таковых, применительно к предусмотренным Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйством Российской Федерации на 2008-2010 годы (далее по тексту ОТС в ЖКХ), действующего до 1 января 2014 года, ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы. Помимо этого, ввиду того, что он занят на работе с вредными условиями труда, оплата сверхурочной работы должна производиться ему в двойном размере, исходя из 36-часовой рабочей недели с предоставлением дополнительного отпуска продолжительность 7 календарных дней. Кроме того, в нарушение положений п. 3.2 трудового договора, подп. "а" п. 6.1.3 Коллективного договора работодателем необоснованно отказано в выплатах премии в размере 20% от тарифной ставки и материальной помощи к отпуску в размере <данные изъяты> рублей. В связи с чем, полагала о наличии оснований для восстановления нарушенных трудовых прав Б.1 приведенным в иске способом.
Б.1 участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежаще о времени и месте разбирательства дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела по существу представитель истца Б.1 - С., действующая на основании доверенности, в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. При этом требования иска в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу во вредных условиях труда и компенсации за отпуск не поддержала в связи с добровольным их исполнением ответчиком.
Представитель ответчика ОАО "Ямалкоммунэнерго" Б.2, действующая на основании доверенности, иск не признала. Указала, что работодателем нарушений трудовых прав истца не допущено, оплата труда производится на основании локальных нормативных актов предприятия. Поскольку Общество в соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ в установленном порядке и сроки направило в Министерство труда и социальной защиты населения РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы, то его положения не распространяются на сложившиеся правоотношения.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна представитель истца - С. В апелляционной жалобе, приведя доводы иска и позицию, поддержанную в судебном заседании, просит решение суда отменить. Ссылаясь на нормы ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ, считает, что на Общество распространяется действие ОТС в ЖКХ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ОАО "Ямалкоммунэнерго" Б.2 полагает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В рассматриваемом случае, применительно к нормам трудового законодательства, суд дал верную оценку сложившимся правоотношениям и в сопоставлении с представленными доказательствами правильно установил основания их возникновения между сторонами дела, условия и размер оплаты труда истца.
Так, 9 сентября 2013 года между Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" (далее по тексту Союз коммунальных предприятий), Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Министерством регионального развития Российской Федерации заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный N 230/14-16 от 1 октября 2013 года.
В силу абз. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Пунктом 1.3 ОТС предусмотрено, что перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, на которые распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством, прилагается к настоящему Соглашению (Приложение N 1).
Пункт 10.3 указывает о том, что организации, на которые не распространяются нормы настоящего Соглашения, вправе присоединиться к нему.
Между тем, из материалов дела не следует, что ОАО "Ямалкоммунэнерго" либо Региональное отраслевое объединение работодателей "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее по тексту РООР "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа") являются членами объединения работодателей, заключившего ОТС на 2014-2016 годы, то есть Союза коммунальных предприятий либо делегировало последнему свое право на заключение такого соглашения, либо присоединения к такому соглашению.
При этом из существа дополнительно представленных ОАО "Ямалкомунэнерго" и принятых судом апелляционной инстанции доказательств, усматривается, что ни ОАО "Ямалкоммунэнерго", ни РООР "Объединение работодателей коммунальных предприятий Ямало-Ненецкого автономного округа" не присоединялись к ОТС на 2014-2016 годы и не заключали договоров о сотрудничестве на делегирование полномочий по заключению соглашения либо присоединению к соглашению.
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 апреля 2014 года приведено о том, что участники названного выше соглашения не обращались в Минтруд России с предложением к работодателям, не участвовавшим в заключении соглашении, присоединиться к нему.
В связи с чем, отказ от присоединения к соглашению по правилам ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не требовался. Однако, ОАО "Ямалкоммунэнерго" направляло его в Минтруд России.
При таком положении доводы апелляционной жалобы представителя истца об обязанности ответчика производить начисление заработной платы в соответствии с условиями ОТС на 2014-2016 годы, в том числе в части установления тарифной ставки рабочего первого разряда, оплаты сверхурочной работы, порядка индексации заработной платы, доплаты к тарифным ставкам, связанной с режимом работы и условиями труда, не состоятельны.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ОАО "Ямалкоммунэнерго" (Работодатель) в лице филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" в пгт. Тазовский и Б.1 (Работник) заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N 473, по условиям которого Работник принимается на должность <данные изъяты> в структурное подразделение Тазовский участок предприятия, ТВС с тарифной ставкой (окладом) <данные изъяты> рублей/час, с продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю (л.д. 12-14).
Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору истцу установлена заработная плата включающая: часовую тарифную ставку (оклад) <данные изъяты> рублей, доплату за вредные условия труда 8%, ежемесячное вознаграждение за выслугу лет 20%, районный коэффициент 80%, северную надбавку 80% (л.д. 127).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. ч. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Согласно п. 2.3 Коллективного договора ОАО "Ямалкоммунэнерго" на 2013-2016 годы (далее по тексту Коллективный договор), п. 2.5 Положения об оплате труда работников Филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" в пгт. Тазовский (далее по тексту Положение) размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда составляет <данные изъяты> рубля.
Так, минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, осуществляющего обслуживание канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов (водоснабжение и водоотведение), полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности при коэффициенте особенностей работ - 1,4 (Приложение N 2 к Коллективному договору) составляет <данные изъяты> рублей. Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом согласно Приложению N 2 к Коллективному договору (п. п. 2.5, 2.7 Положения).
Базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда увеличивается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации, учтенном при тарифном регулировании текущего периода. Индексирование базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда осуществляется работодателем ежегодно при наличии финансовой возможности, согласно ОТС в ЖКХ РФ на 2008-2010 годы, действие которого продлено с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года. Размер месячной тарифной ставки (должностного оклада) работника определяется в трудовом договоре и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются на основании действующего штатного расписания персонально каждому работнику. Оплата за работу в сверхурочное время производится согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ: за первые два часа работы в 1,5 размере, за последующие часы в двойном размере должностного оклада (тарифной ставки). Доплата за работу во вредных условиях труда производится в размере от 4% по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Доплата начисляется за время фактической занятости работника в условиях, отклоняющихся от нормальных, по перечню рабочих мест согласно Приложению N 1 к Положению (п. 2.4 Коллективного договора, п. п. 2.8, 2.11, 2.12, 2.18, 2.27.4.1, 2.27.4.5 Положения).
В силу предписаний ст. ст. 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Положения ст. 134 Трудового кодекса РФ предоставляют работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, что обеспечивает им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Согласно приказу ОАО "Ямалкоммунэнерго" от 18 декабря 2013 года N 134 в Обществе произведена индексация базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, которая с 30 декабря 2013 года составила <данные изъяты> рублей (л.д. 96-98).
При этом довод апелляционной жалобы заявителя о непроизводстве ответчиком индексации тарифных ставок в 2014 году не заслуживает внимания, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела текущий финансовый год не был завершен, а локальными нормативными актами Общества предусмотрена лишь периодичность индексации, как ежегодной.
В то же время в сопоставлении с установленными по делу обстоятельствами, вывод суда о том, что условия оплаты сверхурочной работы в Обществе отвечают требованиям закона, подлежащего применению, является верным (ст. 152 Трудового кодекса РФ).
Принимая во внимание, нормы ст. ст. 92, 147 Трудового кодекса РФ, а также положения коллективного договора и положения об оплате труда ОАО "Ямалкоммунэнерго" суд, оценивая действующий в Обществе механизм производства оплаты труда во вредных условиях труда, обоснованно не усмотрел оснований для применения последствий, предусмотренных ст. 395 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
определила:
Решение Тазовского районного суда от 24 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья
суда Ямало-Ненецкого автономного округа
Е.Г.ЗОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)