Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2250/14

Разделы:
Срок трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N 33-2250/14


Судья Дубовицкая Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Варнавского В.М., Белодеденко И.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Л.С. к администрации <адрес> Алтайского края о признании права на назначение и выплату пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе Ф.Л.С. на решение Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения Ф.Л.С., судебная коллегия

установила:

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Ф.Л.С. работала в качестве <данные изъяты>, была освобождена от должности в связи с уходом на пенсию по собственному желанию.
Ф.Л.С. обратилась с иском к администрации Калманского района, просила признать право на назначение пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указывала, что привлекалась к исполнению обязанностей <данные изъяты>, будучи на пенсии, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на основании распоряжения главы администрации района. Считает, что согласно Положению о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Калманского района, утвержденному постановлением администрации N 220 от 14.04.2008, имеет право на назначение доплаты к пенсии за выслугу лет. Ее заявления о назначении ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет администрацией Калманского района оставлены без удовлетворения.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, поскольку на момент увольнения истицы право на доплату к пенсии не было предусмотрено, а кратковременное исполнение истицей обязанностей начальника отдела <данные изъяты> в указанные ею периоды не породило у нее такого права.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2013 года иск Ф.Л.С. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истица не соглашается с вынесенным судом решением, указывая, что она более 25 лет отработала на муниципальной службе, привлекалась к исполнению обязанностей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Действие Положения о порядке назначения, индексации выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Калманского района (постановление N 220 от 14.04.2008) распространяется на отношения, возникшие с 03.02.1996. Именно в это время она работала, замещая <данные изъяты>. Условие о том, что замещение муниципальной должности должно составлять не менее 12 полных месяцев, появилось в постановлении в 2010 году, однако в 2008 году истице уже отказали по ее обращению в назначении пенсии.
Ответчик в возражениях просит в удовлетворении жалобы отказать, так как действие постановления администрации Калманского района N 401 от 18.06.2010 на истицу не распространяется, поскольку на момент увольнения она достигла пенсионного возраста. Дальнейшее ее трудоустройство на муниципальную должность не порождает право на пенсию за выслугу лет согласно пункту 10.1 вышеуказанного постановления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" (в редакции на момент принятия этого Закона) на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Алтайского края.
В силу статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 09.04.2007) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы в связи с ликвидацией соответствующего органа или по сокращению штата; при увольнении с должностей, утверждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий; по достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы; в связи с обнаружившемся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы; при увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию (подпункты 1 - 5 пункта 1 указанной статьи).
В пункте 1 статьи 7 названного закона также изначально было предусмотрено, что граждане, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 5 пункта 1 указанной статьи (кроме увольнения в связи с ликвидацией органа и по сокращению штата), имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Согласно пункту 4 статьи 7 названного Федерального закона условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона Алтайского края от 07.12.2007 N 134-ЗС "О муниципальной службе в Алтайском крае" (в редакции на момент принятия закона) лицам, замещавшим иные (кроме должностей глав администраций) должности муниципальной службы не менее 15 лет, в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования устанавливается пенсия за выслугу лет за счет средств соответствующего местного бюджета при увольнении с муниципальной службы по следующим основаниям:
1) ликвидация органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, а также сокращение численности или штата муниципальных служащих органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
2) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению муниципальной службы;
3) истечение срока действия срочного трудового договора (контракта);
4) достижение предельного возраста, установленного действующим законодательством для замещения должности муниципальной службы;
5) увольнение по собственному желанию.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в Калманском районе Алтайского края ранее действовало Положение о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края, утвержденное постановлением администрации Калманского района от 14 апреля 2008 года N 220 (л.д. 44 - 54).
Согласно пункту 7 указанного Положения лицам, замещавшим не менее 15 лет должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края, пенсия назначается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) при увольнении с муниципальной службы Калманского района Алтайского края в период с 3 февраля 1996 года по 31 декабря 2007 года по следующим основаниям:
а) ликвидация органов муниципальной власти, а также сокращение штата муниципальных служащих в органах муниципальной власти района, иных государственных органах Алтайского края;
б) достижение предельного возраста, установленного действующим законодательством для замещения должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края;
в) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению муниципальной службы;
г) по собственному желанию в связи с выходом на пенсию;
д) в связи с удовлетворением заявления о добровольной отставке;
е) истечение срока действия срочного трудового договора.
В пункте 6 указанного Положения были предусмотрены основания для назначения пенсии по выслуге лет при увольнении после 1 января 2008 года.
Возможность назначения пенсии по выслуге лет муниципальным служащим, которые были уволены со службы до 03 февраля 1996 года, указанным нормативным актом не предусмотрена.
При этом в пункте 10 Положения указано, что размер пенсии исчисляется либо за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествовавших дню ее прекращения, либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию. Возможность исчисления пенсии с учетом размера среднемесячного денежного содержания за фактически отработанные полные месяцы в случае замещения должности муниципальной службы менее 12 полных месяцев предусмотрена только лицам, замещавшим должности муниципальной службы после 1 января 2008 года.
Как следует из материалов дела, Ф.Л.С. работала <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
В дальнейшем истица в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ неоднократно привлекалась к исполнению обязанностей <данные изъяты> на время отпуска или болезни лица, замещавшего эту должность на постоянной основе. Так, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что истица работала <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ на время отпуска ФИО1 (л.д. 10 - 19, 87 - 101).
ДД.ММ.ГГ истица обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (л.д. 128), однако в назначении этой пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что она была уволена с муниципальной службы до ДД.ММ.ГГ (л.д. 5).
ДД.ММ.ГГ истица повторно обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (л.д. 107). Это заявление было рассмотрено комиссией ДД.ММ.ГГ (л.д. 104 - 106), в назначении пенсии Ф.Л.С. было отказано, поскольку комиссия пришла к выводу о том, что работа истицы по срочным трудовым договорам не может быть признана муниципальной службой, так как, во-первых, она на момент первого трудоустройства по срочному договору достигла возраста 61 года, тогда как предельный возраст для нахождения на муниципальной должности составляет 60 лет (п. 2 ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"), и, во-вторых, в период работы по всем срочным трудовым договорам она одновременно в нарушение п. 1 ст. 10 Закона Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" была постоянно трудоустроена <данные изъяты>, о чем не поставила в известность администрацию Калманского района. Кроме того, комиссия исходила из того, что согласно п. 1 ст. 24 Закона Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего в связи с выходом на пенсию, дальнейшее трудоустройство на муниципальные должности не засчитывается в стаж муниципальной службы (л.д. 103).
В 2008 году истица также обращалась за консультацией по поводу назначения ей пенсии за выслугу лет в Управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Алтайского края, в 2009 году - к главе администрации Калманского района, однако оснований для назначения ей пенсии не было установлено, о чем истице сообщалось в письмах (л.д. 122, 6 - 7).
Доказательств того, что истица обращалась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет после июля 2009 года, в материалах дела нет, отказы в назначении пенсии не оспорены.
Поскольку на момент привлечения Ф.Л.С. к исполнению обязанностей <данные изъяты> отсутствовало законодательство, предусматривающее возможность назначения пенсии за выслугу лет, а после принятия соответствующих нормативных актов истице в назначении пенсии было отказано, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Ф.Л.С. не могло возникнуть законное ожидание предоставления ей указанной пенсии.
С иском о назначении пенсии за выслугу лет в рамках настоящего дела Ф.Л.С. обратилась ДД.ММ.ГГ. При этом, согласно уточненным после оставления искового заявления без движения исковым требованиям, Ф.Л.С. отказ в назначении пенсии не оспаривала, просила лишь признать ее право на пенсию за выслугу лет и назначить пенсию.
В настоящее время на территории Калманского района Алтайского края действует Положение о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края, утвержденное постановлением администрации Калманского района от 18 июня 2010 года N 401 (далее - Положение) (л.д. 28 - 31). Согласно пункту 4 указанного постановления оно вступило в силу с 01.01.2010 и распространяется на правоотношения, возникшие с 03.02.1996 (л.д. 27).
Действующее Положение по-прежнему предусматривает возможность назначения пенсии по выслуге лет лицам, уволившимся с муниципальных должностей после 1 января 2008 года (пункт 6) и в период с 3 февраля 1996 года по 31 декабря 2007 года (пункт 7). При этом в пункте 7 отсутствует такое основание назначения пенсии как увольнение в связи с истечением срока действий срочного трудового договора. Таким образом, основание назначения пенсии, на которое ссылается истица, указанным Положением не предусмотрено.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора суд правильно применил вышеуказанное действующее Положение, поскольку Ф.Л.С. не реализовала свое право на пенсию за выслугу лет в период действия Положения о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Калманского района Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Калманского района от 14 апреля 2008 года N 220, а в рамках заявленных требований рассматривался вопрос о возможности признания права истицы на пенсию в настоящее время.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.1 действующего Положения замещение муниципальных должностей муниципальной службы должно составлять не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы по основаниям, указанных в абзацах б - г пункта 7 раздела II указанного Положения. В силу пункта 10.1 Положения в случае, если гражданин достиг предельного возраста для выплаты ему в соответствии с законодательством РФ пенсии по возрасту, уволился с любой занимаемой должности и на момент увольнения на него не распространялось действий пунктов 6, 7 раздела II, то при его дальнейшем трудоустройстве на муниципальную должность и увольнении с муниципальной должности на него не распространяется действие названного Положения.
Каждый из перечисленных пунктов сам по себе исключает возможность назначения истице пенсии по выслуге лет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калманского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.Л.С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)