Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 01.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1400/2015

Требование: О прекращении трудового договора.

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Ответчик в период замещения им должностей муниципальной службы осуществлял контроль за исполнением муниципальных контрактов на содержание автомобильных дорог местного значения, заключенных с органом местного самоуправления, в отсутствие согласия комиссии на заключение трудового договора.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2015 г. по делу N 33-1400/2015


Докладчик: Агеев О.В.
Судья: Кушникова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре И.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора <...> района Чувашской Республики в интересах муниципального образования <Муниципальное образование> к И.В.С., <ОАО> о прекращении трудового договора, поступившее по апелляционной жалобе ответчика И.В.С. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора <...> района Чувашской Республики в интересах муниципального образования <Муниципальное образование> удовлетворить.
Признать трудовой договор N от 09 июня 2014 года, заключенный между <ОАО> и И.В.С., заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2008 г. "О противодействии коррупции".
Прекратить действие трудового договора N от 09 июня 2014 года, заключенного между <ОАО> и И.В.С.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор <...> района Чувашской Республики в интересах муниципального образования <Муниципальное образование> обратился в суд с иском к И.В.С. и <ОАО> о признании трудового договора заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", прекращении действия трудового договора N от 9 июня 2014 года. В обоснование исковых требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокуратурой <...> района Чувашской Республики проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в администрации <...> района Чувашской Республики установлено, что И.В.С. 18 мая 2009 года был принят на должность <должность1> администрации <...> района Чувашской Республики, в последующем переведен на должность <должность2>, 6 июня 2014 года трудовой договор с ним был расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. 9 июня 2014 года по трудовому договору N от 6 июня 2014 года И.В.С. принят на должность <должность3> <филиал> <ОАО>. В нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации И.В.С. при трудоустройстве в <ОАО> не обратился в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <...> района и урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на трудоустройство. При том, что И.В.С. в период замещения им должностей муниципальной службы осуществлял контроль за исполнением муниципальных контрактов на содержание автомобильных дорог местного значения, заключенных администрацией <...> района Чувашской Республики с <ОАО>, в связи с чем прокурор полагал в отсутствие согласия вышеуказанной комиссии на заключение трудового договора нарушенным порядок заключения трудового договора ответчиками. Просил признать трудовой договор от 9 июня 2014 года N между <ОАО> и И.В.С. заключенным с нарушением требований ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", прекратить действие указанного трудового договора.
В судебном заседании прокурор - заместитель прокурора <...> района Дмитриева Е.Н. заявление поддержала по изложенным основаниям.
Ответчик И.В.С. и его представитель Ж. в судебном заседании исковые требования не признали, полагая их необоснованными. И.В.С. объяснил суду, что перечень должностей муниципальных служащих, которые обязаны получить согласие на заключение трудового договора с коммерческой организацией, не был согласован с работниками. Ему не было известно о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <...> района и урегулированию конфликта интересов, с постановлением администрации <...> района N от 19 июля 2012 года не был ознакомлен, его не предупреждали о необходимости обратиться за получением согласия на заключение трудового договора по должности <должность3> в <филиал> <ОАО>.
Представитель ответчика <ОАО> в судебном заседании не участвовал. В ходе разбирательства дела <ОАО> представлен отзыв, в котором ответчик просил отказать в удовлетворении заявления прокурора, указав, что у И.В.С. отсутствовал конфликт интересов с администрацией <...> района Чувашской Республики.
Судом вынесено указанное ранее решение, на которое ответчиком И.В.С. подана апелляционная жалоба.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик И.В.С. просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Прокурор Овчинникова Н.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ответчик <ОАО> извещен о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, его представитель в суд не явился.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Овчинниковой Н.А. и ответчика И.В.С., проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, И.В.С. с 18 мая 2009 года проходил муниципальную службу в администрации <...> района Чувашской Республики, замещал должность <должность1> (трудовой договор N от 18 мая 2009 года), 11 января 2010 года переведен на должность <должность2> администрации <...> района Чувашской Республики (Приказ от 11 января 2010 года N).
По Положению об <отдел> администрации <...> района Чувашской Республики, утвержденному Решением Собрания депутатов от 2 декабря 2005 года, основными видами деятельности отдела в том числе являются: распределение финансирования объемов выполненных строительно-монтажных работ по строительству объектов жилищно-гражданского назначения, газификации, дорожного и коммунального строительства согласно выделенным бюджетным ассигнованиям; контроль целевого использования выделенных бюджетных средств подрядными организациями; контроль качества и цен применяемых строительных материалов и объемов выполненных работ; ежемесячная проверка и приемка объемов выполненных работ согласно актам форм N КС-2 подрядными организациями; составление и представление на утверждение титульных списков объектов строительства жилищно-гражданского назначения, газификации, дорожного, коммунального строительства и ремонтных работ.
Из должностной инструкции, утвержденной 18 мая 2009 года, следует, что в обязанности И.В.С. входило: непосредственное участие в оформлении титульных списков по объектам дорожного хозяйства и электрификации; участие в подготовке подрядных договоров с подрядными организациями на дорожное строительство и электрификации на территории района; контроль хода выполнения планов дорожного строительства, ремонта, содержания автодорог и электрификации, соответствия объемов, сроков и качества строительных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, утвержденной проектно-сметной документации рабочим чертежам, стандартам, строительным нормам и правилам, техническим условиям; участие в рассмотрении и согласовании, возникающих в ходе строительства изменений проектных решений; изучение причин, вызывающих срывы сроков и ухудшение качества строительных работ, принятие мер по их предупреждению и устранению; осуществление технической приемки законченных строительных работ и объемов, оформление необходимой документации; участие в работе комиссий по приемке законченных объектов дорожного строительства, электрификации и сдаче их в эксплуатацию; участие в разработке мероприятий по обеспечению выполнения программ дорожного строительства и электрификации на территории района; контроль качества устранения подрядными организациями недоделок, дефектов в установленные комиссией сроки; ведение учета законченных строительных работ и подготовка необходимых данных для составления отчетности о выполнении планов дорожного строительства и электрификации; участие в подготовке заданий на разработку проектных решений; осуществление от лица заказчика технического надзора за выполнением строительных работ и приемки законченных объектов дорожного строительства и электрификации от подрядных организаций. Приведенные в должностной инструкции должностные обязанности в период прохождения И.В.С. муниципальной службы не менялись.
Постановлением главы администрации <...> района Чувашской Республики т 10 апреля 2012 года N, опубликованном в газете <Наименование> N 20 апреля 2010 года, во исполнение п. 4 Указа Президента Российской Федерации N 925 от 21 июля 2010 года в целях реализации ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" утвержден перечень должностей муниципальной службы <...> района Чувашской Республики, при замещении которых муниципальные служащие в течение двух лет со дня увольнения с муниципальной службы имеют право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия Комиссии по урегулированию конфликта интересов в администрации <...> района Чувашской Республики. В перечень включены в том числе должности <должность1> и <должность2> администрации <...> района.
Состав, порядок формирования и деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <...> района Чувашской Республики и урегулировании конфликта интересов утверждены постановлением и.о. главы администрации <...> района Чувашской Республики N от 19 июля 2012 года.
9 июня 2014 года <ОАО> с И.В.С. заключен трудовой договор N, по условиям которого последний принят на должность <должность3> <филиал> <ОАО>. По Положению о <филиал> <ОАО> одним из основных видов деятельности общества является строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, мостов и других искусственных сооружений; строительные и другие производственные работы.
И.В.С. в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации <...> района Чувашской Республики за получением согласия на трудоустройство в <ОАО> не обращался. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами (Журнал регистрации документов, поступающих в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <...> района Чувашской Республики и урегулированию конфликта интересов, письмо заместителя комиссии) и не оспаривались самим И.В.С.
Из материалов дела видно, что в период замещения И.В.С. должностей муниципальной службы администрация <...> района Чувашской Республики заключала с <ОАО> муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них в <...> районе Чувашской Республики. И.В.С. контролировал проведение работ по содержанию автомобильных дорог по муниципальным контрактам, проверял сметную документацию, подписывал акты приемки выполненных работ в 2013 и 2014 годах, также он входил в состав аукционной комиссии по проведению открытых аукционов на право заключения муниципальных контрактов от 10 января 2014 года. В должности <должность3> <филиал> <ОАО> И.В.С. согласовывал сметы на содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в <...> районе Чувашской Республике по муниципальным контрактам от 10 января 2014 года.
В силу ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Учитывая, что И.В.С., замещавший должности муниципальной службы в администрации <...> района Чувашской Республики, выполнял отдельные функции муниципального управления в отношении <ОАО>, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имел право работать в организации, куда он трудоустроился, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, куда за получением согласия на трудоустройство в <ОАО> он не обращался, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании трудового договора N от 9 июня 2014 года между <ОАО> и И.В.С. заключенным с нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и прекращении его действия.
Несоблюдение И.В.С. указанных требований влечет прекращение заключенного ответчиками трудового договора по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 Трудового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика И.В.С. о том, что постановление главы администрации <...> района Чувашской Республики N от 19 июля 2012 года официально не было опубликовано в периодическом издании <Наименование>, не вступило в законную силу, а комиссия по урегулированию конфликта интересов не была создана судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку анализ содержания постановлением и.о. главы администрации <...> района Чувашской Республики N от 19 июля 2012 года "О порядке формирования и деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации <...> района Чувашской Республики и урегулированию конфликта интересов" свидетельствует, что оно устанавливает порядок организации работы администрации <...> района Чувашской Республики по формированию и организации деятельности подразделения по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, определяет персональный состав подразделения и никаких прав, свобод и обязанностей граждан (в том числе права на обращение муниципальных служащих в комиссию) не затрагивает. При таких обстоятельствах указанное постановление является внутренним правовым актом администрации <...> района Чувашской Республики и может применяться независимо от его официальной публикации в средствах массовой информации, что соответствует положениям Устава <...> района Чувашской Республики и не противоречит ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Мнение заявителя жалобы об отсутствии у него обязанности обращения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов основаны на неправильном толковании действующего законодательства, поскольку порядок обращения муниципального служащего за получением согласия на трудоустройство в случаях, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, установлен не постановлением и.о. главы администрации <...> района Чувашской Республики N 487 от 19 июля 2012 года N 487, а нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень должностей муниципальной службы <...> района Чувашской Республики в постановлении главы администрации <...> района Чувашской Республики от 10 апреля 2012 года N не подписан, судебная коллегия находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку указанный перечень утвержден постановлением, подписанным главой администрации муниципального образования.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу И.В.С. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 января 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН

Судьи
О.В.АГЕЕВ
А.В.АЛЕКСАНДРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)