Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2009 N 18АП-233/2009 ПО ДЕЛУ N А76-11092/2008

Разделы:
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2009 г. N 18АП-233/2009

Дело N А76-11092/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2009.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Степановой М.Г., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Миасского филиала N 7 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-11092/2008 (судья Анциферова О.В.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Промышленное снабжение и комплектация" - Дубовикова С.В. (доверенность от 02.02.2009); от Государственного учреждения Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования в лице Миасского филиала N 7 - Мурзиной Н.Р. (доверенность N 27 от 24.12.2008),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промышленное снабжение и комплектация" (далее - заявитель, ООО "ПромСнабКомплект", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования в лице Миасского филиала N 7 (далее - ГУ ЧРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным решения N 2 от 03.07.2008 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем -плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 39230 руб. 77 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.11.2008 (резолютивная часть от 26.11.2008) заявленные ООО "ПромСнабКомплект" требования удовлетворены.
ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы Фонд ссылается на то, что основным местом работы Абрамочкиной С.Н. с 2003 года по декабрь 2007 года являлось ЗАО "ДАН", где она работала главным бухгалтером, а в ООО "ПромСнабКомплект" работала по совместительству. На 4-м месяце беременности Абрамочкина С.Н. перешла на основное место работы в ООО "Промснабкомплект", где ей установлена заработная плата в 2 раза больше, чем увеличен размер пособия по беременности и родам. Общество не обосновало необходимости приема на работу беременной женщины. Доказательств совмещения Абрамочкиной С.Н. обязанностей по нескольким должностям не представлено. Полагает, что имеет место преднамеренное создание условий для получения пособия по беременности и родам в завышенном размере. Возложение дополнительных обязанностей на Абрамочкину С.Н. во время беременности противоречит трудовому законодательству (ст. 254 ТК РФ). В штатном расписании заявителя на 2008 год должность офис-менеджера отсутствует.
В судебном заседании представитель ГУ ЧРО ФСС РФ на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "ПромСнабКомплект" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Миассу Челябинской области за основным государственным регистрационным номером 1037400872167.
Выплатив Абрамочкиной С.Н., находящейся с заявителем в трудовых отношениях, 117262,69 руб., в том числе пособие по беременности и родам в размере 92307 руб. 69 коп., пособие на рождение ребенка 9982 руб., пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 14973 руб., общество 15.05.2008 обратилось в Миасский филиал N 7 Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Челябинской области с заявлением о возмещении указанных расходов за счет средств ФСС.
После проведенной проверки Фондом составлен акт N 1365с с/с от 09.06.2008, в котором указано, что к зачету принята сумма пособия по беременности и родам за счет средств ФСС в размере 78031 руб. 92 коп. Остальные расходы заявителя в размере 39230 руб. 77 коп., возмещению за счет средств Фонда не подлежат.
Согласно решения N 2 от 03.07.2008 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования", не приняты к зачету расходы, произведенные с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 39230 руб. 77 коп. за апрель 2008 года. ООО "ПромСнабКомплект" предложено произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда.
Общество не согласилось с указанным решением фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заинтересованным лицом отсутствия у общества права на возмещение из бюджета фонда социального страхования РФ выплаченного пособия по беременности и родам в начисленной обществом сумме.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовым договорам.
В силу положений п. 2 ст. 12 и пп. 7 п. 2 ст. 8 этого закона, в случае наступления страхового случая страхователь несет обязанность выплачивать за счет собственных средств страховое обеспечение, включая пособие по беременности и родам Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с п. 9 "Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности).
Согласно ст. 6 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ, право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию. Статьей 8 этого же закона определено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовым договорам. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанной нормы, Фонд социального страхования РФ не представил доказательств, подтверждающих злоупотребление правом со стороны работодателя - ООО "ПромСнабКомплект" по факту выплаты пособия по беременности и родам Абрамочкиной С.В.
Как следует из материалов дела, Абрамочкина С.Н. принята на работу в ООО "ПромСнабКомплект" 09.01.2008 на должность главного бухгалтера, с окладом по штатному расписанию 15000 руб. Отпуск по беременности и родам предоставлен этому лицу с 04.04.2008.
В данной организации Абрамочкина С.Н. работала по совместительству с 2003 года, одновременно занимая должность главного бухгалтера закрытого акционерного общества "ДАН", откуда была уволена по собственному желанию 24.12.2007 (подтверждается табелями выхода на работу и расчетными ведомостями заявителя за 2007 год и копией трудовой книжки Абрамочкиной С.Н.).
Прием на работу Абрамочкиной С.В., находящейся в состоянии беременности, за четыре месяца перед ее уходом в отпуск по беременности и родам не свидетельствует о приеме ее на работу исключительно с целью увеличения пособия по беременности и родам.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ, отказ работодателя в заключение трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, запрещается. В этой связи отклоняется судом довод апелляционной жалобы о необходимости экономического обоснования приема заявителем на работу работника, находящегося в состоянии беременности.
Как установлено судом первой инстанции, на главного бухгалтера Абрамочкину С.В. в связи с отсутствием в штатном расписании на 2008 год соответствующих должностей возложено исполнение обязанности по ведению кадрового учета и делопроизводства общества, что подтверждается штатным расписанием общества, должностной инструкцией офис-менеджера (содержащей отметку об ознакомлении Абрамочкиной С.Н.) и приказом генерального директора N 26/12-12 от 09.01.2008.
Доказательств ненадлежащего осуществления, либо неосуществления Абрамочкиной С.В. возложенных на нее обязанностей Фондом не представлено.
Также, из пояснений представителя заявителя следует, что в отличии от заработной платы иных работников ООО "ПромСнабКомплект", включающей наряду с установленным штатным расписанием окладом проценты с фактически произведенных продаж, заработная плата главного бухгалтера является фиксированной и состоящей из одного должностного оклада.
В этой связи ссылка Фонда на превышение установленного Абрамочкиной С.Н. размера заработной платы заработной платы других работников заявителя в качестве обоснования вывода об отсутствии экономического обоснования размера заработной платы Абрамочкиной С.Н., является несостоятельной.
Кроме того, как правомерно указано судом первой инстанции, среднемесячная заработная плата Абрамочкиной С.Н. за 2007 год, работавшей в этот период времени в ООО "ПромСнабКомплект" по совместительству (в среднем 4 часа в день) составляла 9819 руб. (подтверждается табелями выхода на работу в 2007 году, расчетными ведомостями за 2007 год, справками о доходах физических лиц за 2007 год N 1 от 22.10.2008, реестрами сведений о доходах физических лиц за 2007 год), в связи с чем установление заработной платы с 09.01.2008 за полный рабочий день в размере 15000 руб. с учетом возложения на Абрамочкину С.Н. дополнительных обязанностей нельзя признать произведенным исключительно для создания искусственной ситуации с целью увеличения размера подлежащего уплате пособия по беременности и родам.
Поскольку факт наступления страхового случая Фондом не оспаривается и недобросовестность страхователя Фондом не доказана, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованности отнесения произведенных обществом расходов на средства Фонда социального страхования, что свидетельствует о правомерности удовлетворения заявленных требований.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для ее переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-11092/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в лице Миасского филиала N 7 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
М.Г.СТЕПАНОВА
Н.Г.ПЛАКСИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)