Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 N 05АП-8055/14 ПО ДЕЛУ N А51-2398/2014

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. N 05АП-8055/14

Дело N А51-2398/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 23 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-8055/2014
на решение от 08.04.2014
судьи Л.М. Черняк
по делу N А51-2398/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" (ИНН 2516005905, ОГРН 1032500677220, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.10.2003)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края (ИНН 2516005694, ОГРН 1022500676813, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.03.2002)
о признании незаконными и отмене решений N 035/021/608-2013 от 13.01.2014, N 1 от 13.01.2014,
при участии:
от Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский": представитель Любошенко Л.Ф. по доверенности от 12.11.2012 N 108 сроком на 3 года,
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края - представитель не явился,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" (далее - "заявитель, кооператив, предприятие, СХПК "Кировский") обратился в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края (далее - "ответчик, пенсионный фонд, управление") о признании незаконными и отмене решений N 035/021/608-2013 от 13.01.2014, N 1 от 13.01.2014.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08 апреля 2014 года по делу N А51-2398/2014 требования Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края обратилось с апелляционной жалобой, считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя судом при вынесении решения не учтено, что продажа СХПК "Кировский" натуральной продукции по ценам, значительно ниже себестоимости производилась исключительно для работников кооператива, то есть в силу наличия трудовых отношений между ними. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона), а не только выплаты, которые являются непосредственной оплатой за труд и производимые работодателем в силу наличия трудовых отношений, в том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах.
Заявитель указал, что СХПК "Кировский" согласился с решением N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части не включения в базу для начисления страховых взносов сумм, начисленных в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" на общую сумму 13 800 руб. Вместе с тем суд решение N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 признал незаконным и отменил полностью, а не в оспариваемой части.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу СХПК "Кировский" с доводами заявителя не согласился, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения без удовлетворения.
Заблаговременно до судебного заседания от СХПК "Кировский" поступило заявление об отказе от заявленных требований в части признания недействительным решения N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части не включения в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленных в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" в сумме 13 800 рублей и доначисленных на указанную сумму сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в доход Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в размере 1 728 рублей, и приходящихся на них сумм пени в размере 578,52 руб. и штрафа в размере 505,08 рублей и прекращении производства по делу в указанной части.
В судебном заседании представитель СХПК "Кировский" указал, что кооператив соглашается с доводами Пенсионного фонда Российской Федерации относительно законности решения N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части необоснованного не включения кооперативом в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленных в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" в сумме 13 800 рублей правомерности доначисления на указанную сумму сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в доход Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в размере 1 728 рублей, и приходящихся на них сумм пени в размере 578,52 руб. и штрафа в размере 505,08 рублей, поддержал заявление о прекращении производства по делу в указанной части. В остальной части с доводами управления не согласился, просил суд в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.
Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края.
Исследовав материалы дела, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов - Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки Управлением были выявлены следующие нарушения:
- - страхователь в нарушение ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ не включил в облагаемую базу выплаты в натуральной форме своим работникам в общей сумме 342 703 руб.;
- - страхователь в нарушение ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ не включил в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленные в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" на общую сумму 13 800 руб.
По итогам выездной проверки составлен акт N 035/021/608-2013 от 29.11.2013.
Управлением Пенсионного фонда по Кировскому району Приморского края на основании акта проверки принято решение N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", по которому СХПК "Кировский" был привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в связи с неуплатой сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 12 601,04 руб. По указанному решению СХПК "Кировский" было предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 65 240,05 руб., начисленные на указанную недоимку пени в размере 13 801,14 руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Кроме того, 12.01.2014 Управлением вынесено решение N 1 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому СХПК "Кировский" был привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 5 704,05 руб., в связи с представлением неполных и (или) недостоверных сведений страхователями.
Полагая, что решения N 035/021/608-2013 от 13.01.2014, N 1 от 13.01.2014 нарушают права и законные интересы СХПК "Кировский", заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав представителя кооператива, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
До судебного заседания обществом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) заявлен отказ от требований о признании недействительным решения N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части не включения в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленных в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" в сумме 13 800 рублей и доначисленных на указанную сумму сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в доход Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в размере 1 728 рублей, и приходящихся на них сумм пени в размере 578,52 руб. и штрафа в размере 505,08 рублей и прекращении производства по делу в указанной части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев заявленное ходатайство, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции, установил, что каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона или прав других лиц, судом не установлено, отказ общества от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, участвующих в деле, в связи с чем, апелляционный суд принимает отказ истца от иска в соответствии со статьей 49 АПК РФ. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска, и отказ от иска принят судом.
При таких обстоятельствах суд прекращает производство по делу А51-2398/2014 в связи с отказом заявителя СХПК "Кировский" от требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края в указанной части.
Разрешая требования кооператива о признании незаконными и отмене решений N 035/021/608-2013 от 13.01.2014, N 1 от 13.01.2014 в остальной части суд апелляционной инстанции считает, выводы суда первой инстанции относительно не включения страхователем в базу для исчисления страховых взносов номинальной стоимости сельхозпродукции, реализуемой работникам кооператива соответствующими установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел в порядке главы 24 названного Кодекса арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания ненормативного акта недействительным и действий незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного акта или действия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом (действием) прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации.
Как следует из части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Таким образом, статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Иных оснований для начисления страховых взносов на производимые выплаты указанный нормативный акт не устанавливает.
Как правильно указал суд, из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой названной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовыми отношениями понимаются - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Кодекса следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 Кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенные правовые нормы и исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о том, что объектом обложения страховыми взносами в 2011, 2012 году являлись выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, и иные выплаты предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, соотнесенные заключенными трудовыми договорами.
Из материалов дела следует, СХПК "Кировский" производил продажу работникам кооператива сельскохозяйственную продукцию по ценам ниже чем реализует сторонним покупателям.
Между сторонами фактически сложились отношения по купле- продаже работникам кооператива натуральной продукции СХПК "Кировский", из фактически сложившихся отношений (сделке) по продаже не усматривается оснований для соотнесения их с трудовыми договорами, либо для признания наличия в них обязанностей сторон, предполагающих выполнение одной стороной за плату каких-либо работ или оказание услуг.
Представленными в материалы дела документами (трудовые договоры с работниками, коллективный трудовой договор) подтверждается, что трудовые договоры, заключенные заявителем с работниками, не содержат обязательств заявителя выдавать работникам в качестве вознаграждения за труд натуральную продукцию кооператива в какой-либо его части.
Из анализа представленных в материалы дела расчетных листков работников кооператива следует, что материальные выплаты не связаны с трудовыми отношениями, так как не носят систематический, обязательный характер для каждого работника и не гарантированы трудовыми либо коллективным договорами.
Суд первой инстанции, установил отсутствие каких-либо доказательств, свидетельствующих о факте вычетов из заработной платы работников кооператива стоимости приобретенной натуральной продукции СХПК "Кировский, как произведенных в рамках указанных трудовых отношений.
Доказательств, свидетельствующих, что указанные выплаты связаны с оплатой труда работников, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы Управлением ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Предоставляемые работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела они могут быть расценены как вознаграждение в связи с выполнением трудовой функции (работы).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что реализация работникам сельскохозяйственной продукции по сниженным ценам не являются вознаграждением за труд, не предусмотрена системой оплаты труда, не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, имеет социальный характер.
Следовательно, эти продажи в 2011,2012 гг. не являлись объектом обложения страховыми взносами в понимании части 1 статьи 7 Федерального Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году).
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Пунктом 6 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Таким образом, что при определении облагаемой базы по страховым взносам должны учитываться только такие выплаты (в том числе в натуральной форме), которые образуют подлежащую определению материальную выгоду у каждого конкретного физического лица.
Из оспариваемого решения следует, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края, исходя из общей стоимости полученной продукции (мясо КРС, бычков в живом весе), отраженных в бухгалтерской документации кооператива, установило сумму страховых взносов, определив размер дохода в натуральной форме, полученного каждым физическим лицом при передаче товара по льготным ценам.
Довод Управления о правомерном расчете страховых взносов, исходя из данных стоимостной политики кооператива и как следствие об обязательном получении дохода конкретными физическими лицами, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Учитывая изложенное апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерном включении Пенсионным фондом в объект обложения страховыми взносами номинальной стоимости сельхозпродукции, реализуемой работникам кооператива реализованной своим работникам в 2011, 2012 году привлечения кооператива к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" кооператив является плательщиком страховых взносов.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из решения Управления Пенсионного фонда по Кировскому району Приморского края N 1 от 13.01.2014 кооператив был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Вместе с тем, как следует из анализа положений статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Как установлено судом, страхователем правомерно не включалась в базу для исчисления страховых взносов номинальная стоимость сельхозпродукции, реализуемой работникам кооператива, а обязанность по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.
Обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При вышеизложенных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, у Органа ПФ РФ не имелось.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что решение о применении в отношении СХПК "Кировский" финансовых санкций части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ неправомерно.
Довод жалобы о том, что при вынесении решения судом не учтена не оспариваемая СХПК "Кировский" не включенная им часть суммы страховых взносов, подлежащих начислению на выплаченные в пользу сотрудников сумм административных штрафов в размере 13 800 руб., апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку в указанной части СХПК "Кировский" решения Государственного учреждению - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировскому району Приморского края N 035/021/608-2013 от 13.01.2014, N 1 от 13.01.2014 не оспаривал.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения Управления в указанной части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы кооператива.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения в указанной части.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Принять отказ Сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" от требований о признании недействительным решения N 035/021/608-2013 от 13.01.2014 в части не включения в базу для начисления страховых взносов суммы, начисленных в пользу сотрудников с целью погашения административных штрафов, наложенных на сотрудников СХПК "Кировский" в сумме 13 800 рублей и доначисленных на указанную сумму сумм недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в доход Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в размере 1 728 рублей, и приходящихся на них сумм пени в размере 578,52 руб. и штрафа в размере 505,08 рублей.
Производство по делу N А51-2398/2014 в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.04.2014 по делу N А51-2398/2014 в указанной части отменить.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 08.04.2014 по делу N А51-2398/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Л.А.БЕССЧАСНАЯ

Судьи
А.В.ПЯТКОВА
В.В.РУБАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)