Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2015 N 11АП-3691/2015 ПО ДЕЛУ N А55-22394/2014

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А55-22394/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" - Юртаевой Л.Н. (доверенность от 22.10.2014 N 501), Рагузиной З.Т. (доверенность от 01.01.2015 N 41),
представителей Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области - Яшиной В.В. (доверенность от 20.01.2015 N 3-133), Золиной И.И. (доверенность от 20.01.2015 N 3-133/1),
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2015 года по делу N А55-22394/2014 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026303118126, ИНН 6330000553) г. Новокуйбышевск, Самарская область,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области (ОГРН 1026303121657, ИНН 6330021578) г. Новокуйбышевск, Самарская область,
о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - общество, ОАО "НК НПЗ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области (далее - Пенсионный фонд) N 077 022 14 РВ 0000249 от 20.06.2014 о привлечении к ответственности (т. 1 л.д. 6-12).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2015 по делу N А55-22394/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области N 077 022 14 РВ 0000249 от 20.06.2014, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (т. 2 л.д. 269-274).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 3 л.д. 4-7).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 20.06.2014 N 077 022 14 РВ 0000249 о привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ в страховых взносах, которым доначислены обществу страховые взносы в сумме 585248 руб. 53 коп., начислены пени в сумме 92971 руб. 14 коп. и штраф в сумме 117049 руб. 71 коп. (т. 1 л.д. 13-34).
Основанием для вынесения решения послужил, по Пенсионного фонда, факт занижения базы для начисления страховых взносов в связи с неправомерным исключением из облагаемых страховыми взносами сумм выплат работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами. Общая сумма таких выплат за 2011-2013 годы составляет 1148302 руб. 56 коп. На данную сумму Пенсионным фондом начислены страховые взносы 358962 руб. 29 коп., соответствующие суммы пени и штрафа.
Кроме того, Пенсионный фонд указывает, что ОАО "НК НПЗ" компенсировало работникам расходы, связанные с организацией похорон родственникам в случае смерти бывшего работника, имеющего непрерывный стаж работы в обществе непосредственно до выхода на пенсию не менее 7 лет и уволившегося на пенсию из общества. Общая сумма выплат составила 502945 руб. На данную сумму Пенсионный фонд начислил страховые взносы в сумме 105801 руб. 76 коп., а также соответствующие пени и штраф.
Пенсионный фонд указал, что сумма арендной платы, перечисляемой ОАО "НК НПЗ" за аренду жилого помещения для генерального директора общества подлежит обложению страховыми взносами. На сумму арендной платы Пенсионный фонд начислил страховые взносы в сумме 120484 руб. 50 коп., а также соответствующие пени и штраф.
Общество не согласилось с решением Пенсионного фонда и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В части занижения базы для начисления страховых взносов в связи с неправомерным исключением из облагаемых страховыми взносами сумм выплат работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из анализа приведенных норм следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- - выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- - выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному со- ставу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- - компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что спорные выплаты производились ОАО "НК НПЗ" по заявлению работников о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами на основании статьи 262 ТК РФ, в силу которой оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производиться в размере среднего заработка в порядке, установленном федеральными законами.
Оплата одному из родителей (опекуну, попечителю) выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан; при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ОАО "НК НПЗ" обоснованно не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, в связи с чем, решение Пенсионного фонда в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные работникам за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих штрафных санкций и начисленных пеней подлежит признанию недействительными.
В части компенсирования работникам расходов, связанные с организацией похорон родственникам в случае смерти бывшего работника, имеющего непрерывный стаж работы в обществе непосредственно до выхода на пенсию не менее 7 лет и уволившегося на пенсию из общества.
Между работниками ОАО "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" и ОАО "НК НПЗ" заключен Коллективный Договор, что сторонами не отрицается. Договор разработан в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Договор является правовым актом, регулирующим трудовые и социальные отношения между Работодателем и Работниками на основе согласования взаимных интересов сторон данного договора.
Пунктом 3.10 Приложения N 3 к Коллективному Договору "Перечень социальных льгот и гарантий, предоставляемых работникам ОАО "НК НПЗ" предусмотрено возмещение расходов на погребение или выделение единовременной материальной помощи в размере не более 18500 руб. родственникам в случае смерти бывшего работника, имеющего непрерывный стаж работы в обществе непосредственно до выхода на пенсию не менее 7 лет и уволившегося на пенсию из общества.
В статье 40 ТК РФ определено, что под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Факт того, что между организацией и работником имеются трудовые отношения, не говорит о том, что все выплаты, производимые в пользу работников, являются составной частью оплаты их труда. Трудовой договор регулирует трудовые отношения, а коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения.
Следовательно, выплаты, носящие социальный характер, предусмотренные в коллективном договоре, но не предусмотренные в трудовом договоре, не зависят от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, то есть не являются вознаграждением за труд, равно как и не признаются стимулирующими или компенсационными выплатами.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3).
Таким образом, перечисленные выплаты, носящие социальный характер, предусмотренные в коллективном договоре, не включаются в базу для начисления страховых взносов.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ОАО "НК НПЗ" обоснованно не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, в связи с чем, решение Пенсионного фонда в части, касающейся начисления страховых взносов на выплаты, произведенные в связи со смертью бывшего работника, соответствующих штрафных санкций и начисленных пеней подлежит признанию недействительными.
В части обложения страховыми взносами суммы арендной платы, перечисляемой ОАО "НК НПЗ" за аренду жилого помещения для генерального директора общества.
Согласно действующему до настоящего времени и применяемому на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, постановлению Совета Министров СССР от 15.07.1981 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность" работникам, которые переехали в связи с переводом их на работу в другую местность, и членам их семей жилое помещение предоставляется на условиях, предусмотренных трудовым договором.
В рассматриваемом деле из заключенного договора аренды между ОАО "НК НПЗ" (Арендатор) и гражданином Сапрыкиным В.М. (Арендодатель) следует, что общество перечисляет непосредственно Арендодателю предусмотренную договором арендную плату по найму жилого помещения.
В соответствии с трудовым договором между ОАО "НК НПЗ" и генеральным директором Зубер В.И. обязанность по аренде жилья для проживания генерального директора до момента приобретения жилья в собственность возлагается на общество.
Согласно части 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора.
Материалам дела установлено, что арендные платежи в пользу работника организация - генерального директора - не производятся. Предоставление работнику жилого помещения не является ни выплатой, ни вознаграждением за труд работника, поскольку предоставление жилья является обязанностью работодателя по трудовому договору и никак не связано с выполнением работником трудовых обязанностей.
В подпункте "б" пункта 2 статье 9 Закона N 212-ФЗ указаны суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Это все виды выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Расходы на наем жилого помещения представляют собой компенсацию за переезд на работу в другой регион, то есть не имеют отношения к системе оплаты труда работника.
В соответствии со статьей 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статьей 169 ТК РФ, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
- В обоснование своих доводов общество указывает, что произведенные организацией выплаты арендодателям жилых помещений связаны с исполнением иногородним работником его должностных обязанностей, предусмотрены условиями трудового договора, не связаны с системой оплаты труда и произведены в интересах самой организации как работодателя;
- оплата найма жилого помещения произведена самой организацией непосредственно арендодателям жилых помещений;
- доказательств, свидетельствующих, что оплата проживания в квартире произведена организацией не в связи с осуществлением генеральным директором своих трудовых обязанностей, проверяющими не представлено;
- проверяющими не доказано, что денежные средства, предназначенные для оплаты найма жилья, фактически остались у работника в свободном распоряжении и были им израсходованы на личные нужды.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ОАО "НК НПЗ" обоснованно не облагало страховыми взносами спорные выплаты, не учитывало указанные суммы при определении базы для исчисления взносов, в связи с чем, решение Пенсионного фонда в части, касающейся начисления страховых взносов на арендные платежи, соответствующих штрафных санкций и начисленных пеней подлежит признанию недействительными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2015 года по делу N А55-22394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)