Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТОМСКОГО РАЙОННОГО СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.08.2012 ПО ДЕЛУ N 2-901/2012

Разделы:
Срок трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2012 г. по делу N 2-901/2012


Прокурор Томского района Томской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования "Томский район", обратился в суд с требованием о признании недействующим с момента вступления в силу, то есть с 01.01.2012, абз. 6 п. 2 ст. 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
В обоснование заявленного требования в письменном заявлении прокурор Томского района Томской области указал, что 24.11.2011 Думой Томского района было принято решение N 104 "О принятии Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата Думы Томского района" в новой редакции. Данное решение Думы Томского района было опубликовано 23.12.2011 в официальном печатном издании - информационно-аналитическая газета Томского района "Томское предместье" (выпуск N 104 (9853) и соответственно вступило в законную силу с 01.01.2012. Прокурор Томского района Томской области считает, что решение Думы Томского района от 24.11.2011 N 104 не в полной мере соответствует действующему законодательству.
Так, в соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата органа местного самоуправления, устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьей 4 Закона Томской области от 06.05.2009 N 68-ОЗ "О гарантиях деятельности лиц, замещающих муниципальные должности, а также должности муниципальной службы, замещаемые на основании срочного трудового договора (контракта), в Томской области" депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления за счет средств местного бюджета предусмотрено возмещение транспортных расходов, связанных с осуществлением им полномочий вне постоянного места жительства, а также расходы, понесенные на содержание и эксплуатацию используемого им для осуществления своих полномочий личного транспорта. Также в данной статье содержится указание на то, что уставом муниципального образования может быть предусмотрено возмещение за счет средств местного бюджета депутату, выборному лицу местного самоуправления, иных расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата, выборного лица органа местного самоуправления.
Статьями 46 и 47 Устава муниципального образования "Томский район" депутату Думы Томского района за счет средств местного бюджета предусмотрено возмещение следующих расходов:
- 1. Транспортные расходы, связанные с осуществлением им полномочий вне постоянного места жительства;
- 2. Расходы на содержание и эксплуатацию личного транспорта, используемого для осуществления своих полномочий;
- 3. Компенсация заработной платы в случае выполнения депутатских полномочий без сохранения заработной платы по месту основной работы.
Иные возмещения депутату за счет бюджета Уставом муниципального образования "Томский район" не предусмотрены.
Вместе с тем, в ст. 1 решения Думы Томского района от 24.11.2011 N 104 неправомерно включены подлежащие возмещению депутату Думы Томского района расходы, связанные с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
Прокуратурой Томского района Томской области 11.11.2011 по данным основаниям на проект решения Думы Томского района от 24.11.2011 N 104 давалось заключение, которое в полном объеме Думой Томского района не удовлетворено.
В письменном заявлении прокурор Томского района Томской области также указал, что в силу ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Скрябин О.В. просил признать абз. 6 п. 2 ст. 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, недействующим с момента вступления в законную силу, а именно с 01.01.2012.
От Думы Томского района, принявшей оспариваемый в части нормативный правовой акт, извещенной в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству от председателя Думы Томского района Габдулганиева Р.Р. поступило письменное заявление, в котором последний, просил заявление прокурора Томского района Томской области рассмотреть в отсутствие представителя Думы Томского района. Также в письменном заявлении Габдулганиев Р.Р. указал, что против удовлетворения требования прокурора Томского района Томской области о признании недействующим с момента вступления в силу, то есть с 01.01.2012, абз. 6 п. 2 ст. 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района, не возражает.
Суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя Думы Томского района, принявший оспариваемый в части нормативный правовой акт.
Выслушав пояснения помощника прокурора Томского района Томской области Скрябина В.О., изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Томского района Томской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Закона РФ от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами органов местного самоуправления прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными.
На основании ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 1.1 и п. 3 ст. 22 Устава муниципального образования "Томский район" Дума Томского района входит в структуру органов местного самоуправления Томского района, является представительным органом муниципального образования "Томский район", обладает правами юридического лица, и соответственно в силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации должна соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Гарантии осуществления полномочий депутатов Думы Томского района, в том числе по возмещению расходов, связанных с осуществлением деятельности депутата Думы Томского района, установлены в главе 5 Устава муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 29.09.2011 N 82.
Так, из ч. 1 ст. 46 Устава муниципального образования "Томский район" следует, что депутату Думы Томского района за счет средств местного бюджета возмещаются транспортные расходы, связанные с осуществлением полномочий вне постоянного места жительства, в соответствии с действующим законодательством, а также расходы на содержание и эксплуатацию личного транспорта, используемого для осуществления своих полномочий.
При этом, как следует из абз. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Томской области от 06.05.2009 N 68-ОЗ "О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, в Томской области" уставом муниципального образования может быть предусмотрено, что депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления за счет средств местного бюджета возмещаются иные расходы, связанные с осуществлением полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.
Частью 2 статьи 4 Закона Томской области от 06.05.2009 N 68-ОЗ "О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, в Томской области" установлено, что порядок и условия возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области.
Действуя в пределах своих полномочий, как представительный орган муниципального образования "Томский район", Дума Томского района 24.11.2011 приняла решение N 104 "О принятии Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата Думы Томского района" в новой редакции.
При этом, ст. 2 указанного Положения установлен перечень расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата, подлежащих возмещению депутату Думы Томского района, в число которых включены, в том числе и расходы, связанные с деятельностью помощника депутаты Думы Томского района.
Решение Думы Томского района от 24.11.2011 N 104 вместе с текстом Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата Думы Томского района было опубликовано 23.12.2011 в выпуске N 104 (9853) информационно-аналитической газеты Томского района "Томское предместье" и с 01.01.2012 вступило в законную силу.
Между тем, как следует из представленного в материалы дела заключения прокурора Томского района Томской области от 11.11.2011 на проект решения Думы Томского района "О принятии Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутата Думы Томского района" прокурором Томского района Томской области председателю Думы Томского района было указано на то обстоятельство, что внесение в число расходов, связанных с осуществлением деятельности депутата Думы Томского района и подлежащих возмещению последним, незаконно внесены расходы, связанные с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что абз. 6 п. 2 ст. 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района, является противоречащим нормам действующего законодательства в данной сфере, поскольку ст. 46 Устава муниципального образования "Томский район" не предусматривает в качестве расходов, подлежащих возмещению депутату Думы Томского района, расходы, связанные с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела Положение о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденное решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, заявление прокурора Томского района Томской области о признании недействующим с момента вступления, то есть с 01.01.2012, абз. 6 п. 2 ст. 1 указанного Положения, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Томский районный суд Томской области
решил:

требование прокурора Томского района Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования "Томский район", о признании недействующим с момента вступления в силу, то есть с 01.01.2012, абзаца 6 пункта 2 статьи 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района, - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в силу, то есть с 01.01.2012, абзац 6 пункта 2 статьи 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
Обязать Думу Томского района опубликовать в информационно-аналитической газете Томского района "Томское предместье" сообщение о принятом решении суда о признании недействующим с момента вступления в силу, то есть с 01.01.2012, абз. 6 п. 2 ст. 1 Положения о порядке и условиях возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий депутатов Думы Томского района, утвержденного решением Думы Томского района от 24.11.2011 N 104, предусматривающего возмещение депутатам Думы Томского района расходов, связанных с деятельностью помощника депутата Думы Томского района.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)