Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Рюлин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Дедневой Л.В.
судей Пильгановой В.М., Котовой И.В.
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** на решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года, которым постановлено:
- исковые требования ***, *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** - удовлетворить частично;
- обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** произвести расчет оплаты труда истцов по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда имевшегося до введения новой системы:
- для К. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рубль 39 копеек;
- для Ш. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 26 копеек;
- для Б. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 45 копеек;
- для М. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 90 копеек;
- для К. *** от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 39 копеек;
- для К. ** от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 61 копеек;
- определить правовую природу подлежащих выплате истцам К. *, Ш. *, Б. *, М. *, К. ***, К. ** доплат в разнице между размером ранее имевшейся заработной плате до введения новой системы оплаты труда, и размером заработной платы по новой системе оплаты труда, как ежемесячную выплату до уровня заработной платы, достигнутой до введения новой системы оплаты труда, входящую в базовую часть оплаты труда;
- обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** произвести расчет оклада (должностного оклада) истцов *** по новой системе оплаты труда, согласно формулы О = Стп x У x Чаз x К x А + Днз, установленной в Приложении N 7, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 г. N 86-ПП и разделом 2 Приложения N 2 Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N ***;
- взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** компенсацию морального вреда
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
- в пользу * * рублей 00 копеек;
- в остальной части исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** о признании незаконными действий ответчика по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда в части установления нового порядка расчета заработной платы, о признании незаконными действий ответчика по изданию локальных нормативных актов в части абз. 5 п. 2.6 и п. 2.7 Положения об оплате труда работников ГБОУ СОШ N ***, о взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы - отказать.
К. *, Ш. *, Б. *, М. *, К. ***, К ** обратились в суд к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** с иском о признании незаконными действий по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда в части установления нового порядка расчета заработной платы, признании незаконными действий по изданию локальных нормативных актов в части абз. 5 п. 2.6 и п. 2.7 Положения об оплате труда работников ГБОУ СОШ N ***, обязании произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истицы указали, что при переходе на новую систему оплаты труда ответчик неправомерно применил утвержденную формулу для расчета обязательной части заработной платы, от которой зависят начисления по дополнительным выплатам, что приводит к уменьшению суммы общего заработка, при этом размер заработной платы по новой системе оплаты труда при тех же обязанностях и трудовых функциях и не изменившейся нагрузке стала меньше той, что была до перехода на новую систему оплаты труда; соглашение об изменении существенных условий труда сторонами не подписывалось; ответчиком производится доплата в виде разницы между имевшимся заработком и заработком по новой системе оплаты труда, но не определена правовая природа данной доплаты.
В судебное заседание истцы и их представитель явились, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержали.
Представитель ответчика в суд явился, против удовлетворения требований истцов возражал.
Представитель третьего лица - Департамента образования г. Москвы в суд явился, против удовлетворения требований истцов возражал.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого в части удовлетворения требований истцов просит представитель ответчика в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав истцов и их представителя по доверенности К.А.П. и адвоката Т.А.М., представителей ответчика по доверенности М.Р.В., Х.Р.В. и директора школы У.Н.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции в обжалуемой части не соответствует.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; принимать локальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений Постановления Правительства Москвы N 666-ПП от 3 августа 2010 года "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы", с 1 декабря 2014 года осуществляется введение новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы.
Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми отраслевыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения новых отраслевых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Новая система оплаты труда в образовательных организациях устанавливается по их решению в соответствии с утвержденными Департаментом образования города Москвы Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в пределах доведенных указанным образовательным организациям лимитов бюджетных обязательств и за счет внебюджетных источников.
Действие положений постановления Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-ПП "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы" не применяется к образовательным организациям, перешедшим на новую систему оплаты труда.
Заработная плата работников образовательных организаций, устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.
С введением новой системы оплаты труда работникам образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда. С введением новой системы оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства города Москвы от 22 марта 2011 года N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" в целях расширения финансовой самостоятельности государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, усиления связи между оплатой труда и его результативностью для работников указанных образовательных организаций этими образовательными организациями устанавливаются системы оплаты труда, отличные от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы, в соответствии с утвержденными Департаментом образования города Москвы Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в пределах доведенных указанным образовательным организациям лимитов бюджетных обязательств и за счет внебюджетных источников.
Согласно п. 10 указанного Постановления, с введением новых систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, работникам указанных образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда с соблюдением установленных условий. С введением новых систем оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
Пунктом 11 Постановления, установлено, что заработная плата работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей этих работников.
Судом по делу установлено, что истцы работают в ГБОУ СОШ N *** в должности учителей английского языка.
В соответствии с условиями заключенных с истцами трудовых договоров, с последующими дополнительными соглашениям к ним, за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, и в целях стимулирования трудовой деятельности работнику выплачивается: ежемесячный должностной оклад, устанавливаемый в соответствии с Единой тарифной сеткой для оплаты труда работников бюджетной сферы по группе оплаты труда, определяемой по объемным показателям Учреждения.
Согласно Положению об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков N ***, утвержденному 28 ноября 2011 года, условия оплаты труда, предусмотренные настоящим Положением, являются неотъемлемой частью трудового договора, заключенного Учреждением с работником. Изменение условий оплаты труда, установленных настоящим Положением, является изменением ранее оговоренных условий трудового договора и может производиться только по соглашению сторон трудового договора либо в одностороннем порядке по инициативе Учреждения при соблюдении условий, порядка и в сроки согласно положениям ст. 74 ТК РФ.
При установлении заработной платы работникам Учреждения соблюдаются следующие условия:
- обеспечивается принцип равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работниками и результатами их труда;
- заработная плата работников Учреждения не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы) соответствующих профессиональных квалификационных групп;
- заработная плата работников Учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
В случае снижения расчетного размера заработной платы работника (без учета премий и стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей устанавливается доплата к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) работника.
Система оплаты труда работников Учреждения включает в себя:
- базовые оклады (базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы), систему повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам, базовым ставкам заработной платы);
- оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) работников, определенные с учетом повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам, базовым ставкам заработной платы); выплаты компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера.
Все выплаты, предусмотренные настоящим Положением, производятся на основании трудовых договоров, заключенных между Учреждением и работниками, за счет и в пределах средств фонда оплаты труда.
Основным источником финансирования фонда оплаты труда являются бюджетные ассигнования в форме субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета г. Москвы на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием. Расчет объема субсидии производится путем умножения численности учащихся по категории и специфике обучения на утвержденный норматив финансового содержания одного обучающегося.
Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей. Источники формирования, размеры и порядок распределения фонда оплаты определяются Учреждением самостоятельно три раза в год (на 01 января, 01 июля и 01 декабря текущего года) и закрепляются в локальном нормативном правовом акте Учреждения "Порядок распределения фонда оплаты труда работников Учреждения" (приложение N 1 к настоящему Положению).
Порядком распределения фонда оплаты труда работников Учреждения, утвержденным 1 сентября 2012 года, определен фонд оплаты труда работников Учреждения и соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда.
В соответствии с Регламентом установления размеров гарантированной заработной платы педагогическим работникам Учреждения, непосредственно осуществляющим образовательный процесс, размер гарантированной заработной платы педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, представляет собой должностной оклад (ставку заработной платы), рассчитываемый исходя из: должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника, стоимости бюджетной образовательной услуги - ученико-часа, количества обучающихся по предмету в каждом классе, количества часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе, повышающего коэффициента за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы Учреждения, повышающего коэффициента за квалификационную категорию педагогического работника, доплаты за неаудиторскую деятельность.
При определении доплаты за счет специальной части не учитываются повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога и повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета, применяемые непосредственно при определении должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника.
Постановлением Правительства Москвы N 523-ПП от 19 июля 2005 года учителям и преподавателям иностранного языка государственных образовательных учреждений города Москвы установлена доплата в размере 100% к ставке ЕТС.
Таким образом, из положений приведенных выше правовых норм и действующих у ответчика локальных актов следует, что заработная плата педагогических работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** состоит из обязательной гарантированной к выплате части (должностной оклад, ставка заработной платы) и стимулирующих (выплат доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты).
С введением новой системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, работникам указанных образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда с соблюдением установленных условий. С введением новых систем оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
26 июня 2012 года на заседании членов экспертной группы, администрации и управляющего совета школы была утверждена едина система расчеты оплаты труда всех педагогических работников школы с 1 сентября 2012 года и в положение о ФОТ педагогических работников школы с 1 сентября 2012 года (протокол N 4 от 26 июня 2012 года).
Уведомлением от 29 июня 2012 года работники ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** были поставлены в известность о том, что с 1 сентября 2012 года их заработная плата будет рассчитываться в соответствии с Положением N 1 к Положению об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N ***.
Приказом N 99\\1 от 29 августа 2012 года, на основании решения Управляющего совета школы (протокол от 26 июня 2012 года N 4) и по согласованию с профсоюзным комитетом школы, в целях совершенствования оплаты труда педагогических работников, в раздел 3 Регламента установления размеров гарантированной заработной платы педагогическим работникам Учреждения, непосредственно осуществляющим образовательный процесс (Приложение N 2 к Положению об оплате труда работников), были внесены изменения.
Приказом N 99\\2 от 29 августа 2012 года, в целях совершенствования оплаты труда педагогических работников, учитывая мнение педагогических работников, поддержанное профсоюзным комитетом школы, в п. 3.5 Раздела 3 Положения об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** были внесены изменения, согласно которым фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей, источники формирования, размеры и порядок распределения фонда оплаты определяются Учреждением самостоятельно 2 раза в год (на 01 января и 01 сентября текущего года) и закрепляются в локальном нормативном правовом акте Учреждения "Порядок распределения фонда оплаты труда работников Учреждения" (приложение N 1 к настоящему Положению).
На основании приказа N 14\\1-К от 1 февраля 2013 года истцам были произведены доплаты за период сентябрь - декабрь 2012 года: Ш. * в размере *** руб. 04 коп., Б. * в размере *** руб. 92 коп., К. * в размере *** руб. 96 коп., К. *** в размере *** руб. 44 коп., М. * в размере *** руб. 80 коп., К. ** в размере * руб. 28 коп.
На основании приказа N *** от 11 февраля 2013 года ответчиком были произведены доплаты за период сентябрь - декабрь 2012 года: Ш. * в размере 13 625 руб. 16 коп., М. *в размере *** руб. 16 коп.
На основании приказа N * от 11 февраля 2013 года ответчиком были произведены доплаты за январь 2013 года: Ш.О.П. в размере *** руб. 29 коп., М. * в размере * руб. 29 коп.
Приказом N *** от 1 февраля 2013 года ответчиком были установлены ежемесячные доплаты до уровня, определенного в тарификационном списке на 1 сентября 2011 года, с 1 января 2013 года: Ш. * в размере * руб. 76 коп., Б. * в размере * руб. 23 коп., К. * в размере * руб. 49 коп., К. ** в размере * руб. 36 коп., М. * в размере ** руб. 95 коп., К. *** в размере *** руб. 32 коп.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов в части обязания ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определения правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязания осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскания задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренный статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации обязательный гарантированный размер заработной платы (без учета стимулирующих выплат) представляет собой предусмотренный Рекомендациями оклад (должностной оклад) педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, который является обязательной гарантированной заработной платой, состоящей из общей части и специальной части, без учета стимулирующих выплат, предусмотренных п. 6 Рекомендаций.
Поскольку надбавки, которые в соответствии с Рекомендациями должны входить в общую гарантированную сумму оклада (должностного оклада), были вынесены отдельными строками, а при расчете окладов истцов применялось не перемножение коэффициентов, а их отдельное суммирование, что привело к уменьшению гарантированного и подлежащего начислению и выплате обязательного размера заработной платы истцов, то тем самым ответчиком был нарушен установленный указанными Рекомендациями порядок расчета должностного оклада и, как следствие, право работников на получение гарантированной заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда.
При этом суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что поскольку переход на новую систему оплаты труда предусматривает сохранение заработной платы не ниже ранее имевшейся ее обязательной части (без учета премий и иных стимулирующих выплат), то ежемесячные доплаты, произведенные истцам за период с сентября 2012 года по январь 2013 года и назначенные истцам приказом N * от 1 февраля 2013 года, входят в базовую часть оплаты труда и подлежат ежемесячной выплате.
Однако с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они были сделаны без учета требований закона и фактических обстоятельств дела.
При этом размер гарантированной заработной платы педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, представляет собой должностной оклад (ставку заработной платы), рассчитываемый исходя из:
должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника
стоимости бюджетной образовательной услуги - ученико-часа
количества обучающихся по предмету в каждом классе
количества часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе
повышающего коэффициента за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы Учреждения
повышающего коэффициента за квалификационную категорию педагогического работника, доплаты за неаудиторскую деятельность.
При определении доплаты за счет специальной части не учитываются повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога и повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета, применяемые непосредственно при определении должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника.
Из имеющихся в деле приказов и расчетных листков усматривается, что гарантированная часть заработной платы по новой системе оплаты труда (без компенсаций, доплат и надбавок стимулирующего характера) выплачивается истцам в установленном размере и в предусмотренные законом и локальными актами ответчика сроки.
Указанное обстоятельство истцами в процессе судебного разбирательства опровергнуто не было.
Кроме того, в целях реализации Постановления Правительства Москвы N 86-ПП от 22 марта 2011 года, ответчиком производилась доплата до уровня заработной платы истцов до момента перехода на новую систему оплаты труда с применением доплат и надбавок стимулирующего характера.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об определении правовой природы производимых ответчиком ежемесячных доплат до уровня, определенного в тарификационном списке, как сумм недоплат по заработной плате, входящих в базовую часть оплаты труда истцов, противоречат требованиям действующего трудового законодательства, приведенным выше Постановлениям Правительства Москвы и имеющимся в деле доказательствам.
Также несостоятельны выводы суда первой инстанции о том, что в связи с переходом на новую систему оплаты труда сумма по обязательной гарантированной части стала меньше, чем до перехода на новую систему оплаты труда, поскольку опровергаются имеющимися в деле платежными документами и объяснениями представителя ответчика, изложенными в сравнительной таблице заработной платы, которые не были опровергнуты истцами.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе *** в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда.
В остальной части решение суда первой инстанции никем не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года в части удовлетворения исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований **** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда - отказать.
В остальной части решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N 11-38235
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N 11-38235
Судья: Рюлин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Дедневой Л.В.
судей Пильгановой В.М., Котовой И.В.
при секретаре С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В.
дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** на решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года, которым постановлено:
- исковые требования ***, *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** - удовлетворить частично;
- обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** произвести расчет оплаты труда истцов по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда имевшегося до введения новой системы:
- для К. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рубль 39 копеек;
- для Ш. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 26 копеек;
- для Б. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 45 копеек;
- для М. * от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 90 копеек;
- для К. *** от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 39 копеек;
- для К. ** от прежнего размера оплаты труда до введения новой системы оплаты труда в размере *** рублей 61 копеек;
- определить правовую природу подлежащих выплате истцам К. *, Ш. *, Б. *, М. *, К. ***, К. ** доплат в разнице между размером ранее имевшейся заработной плате до введения новой системы оплаты труда, и размером заработной платы по новой системе оплаты труда, как ежемесячную выплату до уровня заработной платы, достигнутой до введения новой системы оплаты труда, входящую в базовую часть оплаты труда;
- обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** произвести расчет оклада (должностного оклада) истцов *** по новой системе оплаты труда, согласно формулы О = Стп x У x Чаз x К x А + Днз, установленной в Приложении N 7, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 г. N 86-ПП и разделом 2 Приложения N 2 Положения об оплате труда работников Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N ***;
- взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** компенсацию морального вреда
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
в пользу * * рублей 00 копеек
- в пользу * * рублей 00 копеек;
- в остальной части исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** о признании незаконными действий ответчика по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда в части установления нового порядка расчета заработной платы, о признании незаконными действий ответчика по изданию локальных нормативных актов в части абз. 5 п. 2.6 и п. 2.7 Положения об оплате труда работников ГБОУ СОШ N ***, о взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы - отказать.
установила:
К. *, Ш. *, Б. *, М. *, К. ***, К ** обратились в суд к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** с иском о признании незаконными действий по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда в части установления нового порядка расчета заработной платы, признании незаконными действий по изданию локальных нормативных актов в части абз. 5 п. 2.6 и п. 2.7 Положения об оплате труда работников ГБОУ СОШ N ***, обязании произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы, компенсации за просрочку выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истицы указали, что при переходе на новую систему оплаты труда ответчик неправомерно применил утвержденную формулу для расчета обязательной части заработной платы, от которой зависят начисления по дополнительным выплатам, что приводит к уменьшению суммы общего заработка, при этом размер заработной платы по новой системе оплаты труда при тех же обязанностях и трудовых функциях и не изменившейся нагрузке стала меньше той, что была до перехода на новую систему оплаты труда; соглашение об изменении существенных условий труда сторонами не подписывалось; ответчиком производится доплата в виде разницы между имевшимся заработком и заработком по новой системе оплаты труда, но не определена правовая природа данной доплаты.
В судебное заседание истцы и их представитель явились, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержали.
Представитель ответчика в суд явился, против удовлетворения требований истцов возражал.
Представитель третьего лица - Департамента образования г. Москвы в суд явился, против удовлетворения требований истцов возражал.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого в части удовлетворения требований истцов просит представитель ответчика в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав истцов и их представителя по доверенности К.А.П. и адвоката Т.А.М., представителей ответчика по доверенности М.Р.В., Х.Р.В. и директора школы У.Н.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции в обжалуемой части не соответствует.
Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу ст. 9 ТК РФ в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; принимать локальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу положений Постановления Правительства Москвы N 666-ПП от 3 августа 2010 года "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы", с 1 декабря 2014 года осуществляется введение новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы.
Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми отраслевыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до введения новых отраслевых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Новая система оплаты труда в образовательных организациях устанавливается по их решению в соответствии с утвержденными Департаментом образования города Москвы Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в пределах доведенных указанным образовательным организациям лимитов бюджетных обязательств и за счет внебюджетных источников.
Действие положений постановления Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-ПП "Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению новых отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы" не применяется к образовательным организациям, перешедшим на новую систему оплаты труда.
Заработная плата работников образовательных организаций, устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации.
С введением новой системы оплаты труда работникам образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда. С введением новой системы оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства города Москвы от 22 марта 2011 года N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" в целях расширения финансовой самостоятельности государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, усиления связи между оплатой труда и его результативностью для работников указанных образовательных организаций этими образовательными организациями устанавливаются системы оплаты труда, отличные от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы, в соответствии с утвержденными Департаментом образования города Москвы Рекомендациями по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в пределах доведенных указанным образовательным организациям лимитов бюджетных обязательств и за счет внебюджетных источников.
Согласно п. 10 указанного Постановления, с введением новых систем оплаты труда работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, работникам указанных образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда с соблюдением установленных условий. С введением новых систем оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
Пунктом 11 Постановления, установлено, что заработная плата работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть ниже заработной платы, выплачиваемой указанным работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей этих работников.
Судом по делу установлено, что истцы работают в ГБОУ СОШ N *** в должности учителей английского языка.
В соответствии с условиями заключенных с истцами трудовых договоров, с последующими дополнительными соглашениям к ним, за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами, и в целях стимулирования трудовой деятельности работнику выплачивается: ежемесячный должностной оклад, устанавливаемый в соответствии с Единой тарифной сеткой для оплаты труда работников бюджетной сферы по группе оплаты труда, определяемой по объемным показателям Учреждения.
Согласно Положению об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков N ***, утвержденному 28 ноября 2011 года, условия оплаты труда, предусмотренные настоящим Положением, являются неотъемлемой частью трудового договора, заключенного Учреждением с работником. Изменение условий оплаты труда, установленных настоящим Положением, является изменением ранее оговоренных условий трудового договора и может производиться только по соглашению сторон трудового договора либо в одностороннем порядке по инициативе Учреждения при соблюдении условий, порядка и в сроки согласно положениям ст. 74 ТК РФ.
При установлении заработной платы работникам Учреждения соблюдаются следующие условия:
- обеспечивается принцип равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работниками и результатами их труда;
- заработная плата работников Учреждения не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы) соответствующих профессиональных квалификационных групп;
- заработная плата работников Учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с настоящим Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
В случае снижения расчетного размера заработной платы работника (без учета премий и стимулирующих выплат) при условии сохранения объема должностных обязанностей устанавливается доплата к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) работника.
Система оплаты труда работников Учреждения включает в себя:
- базовые оклады (базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы), систему повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам, базовым ставкам заработной платы);
- оклады (должностные оклады, ставки заработной платы) работников, определенные с учетом повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам, базовым ставкам заработной платы); выплаты компенсационного характера;
- выплаты стимулирующего характера.
Все выплаты, предусмотренные настоящим Положением, производятся на основании трудовых договоров, заключенных между Учреждением и работниками, за счет и в пределах средств фонда оплаты труда.
Основным источником финансирования фонда оплаты труда являются бюджетные ассигнования в форме субсидии, предоставляемые Учреждению из бюджета г. Москвы на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Учреждением государственных услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным заданием. Расчет объема субсидии производится путем умножения численности учащихся по категории и специфике обучения на утвержденный норматив финансового содержания одного обучающегося.
Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей. Источники формирования, размеры и порядок распределения фонда оплаты определяются Учреждением самостоятельно три раза в год (на 01 января, 01 июля и 01 декабря текущего года) и закрепляются в локальном нормативном правовом акте Учреждения "Порядок распределения фонда оплаты труда работников Учреждения" (приложение N 1 к настоящему Положению).
Порядком распределения фонда оплаты труда работников Учреждения, утвержденным 1 сентября 2012 года, определен фонд оплаты труда работников Учреждения и соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда.
В соответствии с Регламентом установления размеров гарантированной заработной платы педагогическим работникам Учреждения, непосредственно осуществляющим образовательный процесс, размер гарантированной заработной платы педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, представляет собой должностной оклад (ставку заработной платы), рассчитываемый исходя из: должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника, стоимости бюджетной образовательной услуги - ученико-часа, количества обучающихся по предмету в каждом классе, количества часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе, повышающего коэффициента за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы Учреждения, повышающего коэффициента за квалификационную категорию педагогического работника, доплаты за неаудиторскую деятельность.
При определении доплаты за счет специальной части не учитываются повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога и повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета, применяемые непосредственно при определении должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника.
Постановлением Правительства Москвы N 523-ПП от 19 июля 2005 года учителям и преподавателям иностранного языка государственных образовательных учреждений города Москвы установлена доплата в размере 100% к ставке ЕТС.
Таким образом, из положений приведенных выше правовых норм и действующих у ответчика локальных актов следует, что заработная плата педагогических работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** состоит из обязательной гарантированной к выплате части (должностной оклад, ставка заработной платы) и стимулирующих (выплат доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты).
С введением новой системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, участвующих в реализации пилотного проекта, работникам указанных образовательных организаций производятся стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, премии, иные стимулирующие и поощрительные выплаты), определенные новой системой оплаты труда с соблюдением установленных условий. С введением новых систем оплаты труда все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам не применяются.
26 июня 2012 года на заседании членов экспертной группы, администрации и управляющего совета школы была утверждена едина система расчеты оплаты труда всех педагогических работников школы с 1 сентября 2012 года и в положение о ФОТ педагогических работников школы с 1 сентября 2012 года (протокол N 4 от 26 июня 2012 года).
Уведомлением от 29 июня 2012 года работники ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** были поставлены в известность о том, что с 1 сентября 2012 года их заработная плата будет рассчитываться в соответствии с Положением N 1 к Положению об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N ***.
Приказом N 99\\1 от 29 августа 2012 года, на основании решения Управляющего совета школы (протокол от 26 июня 2012 года N 4) и по согласованию с профсоюзным комитетом школы, в целях совершенствования оплаты труда педагогических работников, в раздел 3 Регламента установления размеров гарантированной заработной платы педагогическим работникам Учреждения, непосредственно осуществляющим образовательный процесс (Приложение N 2 к Положению об оплате труда работников), были внесены изменения.
Приказом N 99\\2 от 29 августа 2012 года, в целях совершенствования оплаты труда педагогических работников, учитывая мнение педагогических работников, поддержанное профсоюзным комитетом школы, в п. 3.5 Раздела 3 Положения об оплате труда работников ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков N *** были внесены изменения, согласно которым фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей, источники формирования, размеры и порядок распределения фонда оплаты определяются Учреждением самостоятельно 2 раза в год (на 01 января и 01 сентября текущего года) и закрепляются в локальном нормативном правовом акте Учреждения "Порядок распределения фонда оплаты труда работников Учреждения" (приложение N 1 к настоящему Положению).
На основании приказа N 14\\1-К от 1 февраля 2013 года истцам были произведены доплаты за период сентябрь - декабрь 2012 года: Ш. * в размере *** руб. 04 коп., Б. * в размере *** руб. 92 коп., К. * в размере *** руб. 96 коп., К. *** в размере *** руб. 44 коп., М. * в размере *** руб. 80 коп., К. ** в размере * руб. 28 коп.
На основании приказа N *** от 11 февраля 2013 года ответчиком были произведены доплаты за период сентябрь - декабрь 2012 года: Ш. * в размере 13 625 руб. 16 коп., М. *в размере *** руб. 16 коп.
На основании приказа N * от 11 февраля 2013 года ответчиком были произведены доплаты за январь 2013 года: Ш.О.П. в размере *** руб. 29 коп., М. * в размере * руб. 29 коп.
Приказом N *** от 1 февраля 2013 года ответчиком были установлены ежемесячные доплаты до уровня, определенного в тарификационном списке на 1 сентября 2011 года, с 1 января 2013 года: Ш. * в размере * руб. 76 коп., Б. * в размере * руб. 23 коп., К. * в размере * руб. 49 коп., К. ** в размере * руб. 36 коп., М. * в размере ** руб. 95 коп., К. *** в размере *** руб. 32 коп.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истцов в части обязания ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определения правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязания осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскания задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренный статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации обязательный гарантированный размер заработной платы (без учета стимулирующих выплат) представляет собой предусмотренный Рекомендациями оклад (должностной оклад) педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, который является обязательной гарантированной заработной платой, состоящей из общей части и специальной части, без учета стимулирующих выплат, предусмотренных п. 6 Рекомендаций.
Поскольку надбавки, которые в соответствии с Рекомендациями должны входить в общую гарантированную сумму оклада (должностного оклада), были вынесены отдельными строками, а при расчете окладов истцов применялось не перемножение коэффициентов, а их отдельное суммирование, что привело к уменьшению гарантированного и подлежащего начислению и выплате обязательного размера заработной платы истцов, то тем самым ответчиком был нарушен установленный указанными Рекомендациями порядок расчета должностного оклада и, как следствие, право работников на получение гарантированной заработной платы при переходе на новую систему оплаты труда.
При этом суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что поскольку переход на новую систему оплаты труда предусматривает сохранение заработной платы не ниже ранее имевшейся ее обязательной части (без учета премий и иных стимулирующих выплат), то ежемесячные доплаты, произведенные истцам за период с сентября 2012 года по январь 2013 года и назначенные истцам приказом N * от 1 февраля 2013 года, входят в базовую часть оплаты труда и подлежат ежемесячной выплате.
Однако с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они были сделаны без учета требований закона и фактических обстоятельств дела.
При этом размер гарантированной заработной платы педагогического работника, непосредственно осуществляющего образовательный процесс, представляет собой должностной оклад (ставку заработной платы), рассчитываемый исходя из:
должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника
стоимости бюджетной образовательной услуги - ученико-часа
количества обучающихся по предмету в каждом классе
количества часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе
повышающего коэффициента за сложность и (или) приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы Учреждения
повышающего коэффициента за квалификационную категорию педагогического работника, доплаты за неаудиторскую деятельность.
При определении доплаты за счет специальной части не учитываются повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога и повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета, применяемые непосредственно при определении должностного оклада (ставки заработной платы) педагогического работника.
Из имеющихся в деле приказов и расчетных листков усматривается, что гарантированная часть заработной платы по новой системе оплаты труда (без компенсаций, доплат и надбавок стимулирующего характера) выплачивается истцам в установленном размере и в предусмотренные законом и локальными актами ответчика сроки.
Указанное обстоятельство истцами в процессе судебного разбирательства опровергнуто не было.
Кроме того, в целях реализации Постановления Правительства Москвы N 86-ПП от 22 марта 2011 года, ответчиком производилась доплата до уровня заработной платы истцов до момента перехода на новую систему оплаты труда с применением доплат и надбавок стимулирующего характера.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об определении правовой природы производимых ответчиком ежемесячных доплат до уровня, определенного в тарификационном списке, как сумм недоплат по заработной плате, входящих в базовую часть оплаты труда истцов, противоречат требованиям действующего трудового законодательства, приведенным выше Постановлениям Правительства Москвы и имеющимся в деле доказательствам.
Также несостоятельны выводы суда первой инстанции о том, что в связи с переходом на новую систему оплаты труда сумма по обязательной гарантированной части стала меньше, чем до перехода на новую систему оплаты труда, поскольку опровергаются имеющимися в деле платежными документами и объяснениями представителя ответчика, изложенными в сравнительной таблице заработной платы, которые не были опровергнуты истцами.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе *** в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда.
В остальной части решение суда первой инстанции никем не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года в части удовлетворения исковых требований *** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований **** к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением языков N *** об обязании ответчика произвести расчет оплаты труда по новой системе оплаты труда, исходя из уровня оплаты труда до введения новой системы, определении правовой природы доплат и произведенной выплаты по задолженности, обязании осуществлять расчет должностного оклада в соответствии с утвержденной формулой, взыскании задолженности по выплате заработной платы и компенсации морального вреда - отказать.
В остальной части решение Перовского районного суда г. Москвы от 29 мая 2013 года - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)