Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-2566

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-2566


Судебная коллегия по гражданским делам
ФИО4 областного суда в составе:
председательствующего ФИО13,
судей ФИО12, ФИО6
при секретаре ФИО7
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО13
гражданское дело по апелляционной жалобе директора <адрес> ФИО2 <адрес> ФИО8
на ФИО1 <адрес> городского суда ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по иску ФИО3 к <адрес>
государственному пассажирскому автотранспортному предприятию ФИО4 <адрес> о взыскании недоначисленной заработной платы

установила:

ФИО3 обратилась в суд с иском к <адрес> государственному пассажирскому автотранспортному предприятию ФИО4 <адрес> о взыскании недоначисленной заработной платы.
Требования мотивировала тем, что она работает у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ в должности кондуктора с ДД.ММ.ГГГГ Ее тарифная ставка на ДД.ММ.ГГГГ составляет 37,81 рублей за один час работы (3 разряд по отраслевой тарифной сетке). Средняя начисленная (без вычета налогов) заработная плата по тарифу 37,81 руб. составляет: за ДД.ММ.ГГГГ - 21165,01 руб.; за август 27345,27 руб.; за ДД.ММ.ГГГГ, 22 руб. Зарплата кондуктора зависит от часовой тарифной ставки и норматива по оплате труда кондуктора, рассчитываемого от доходов, привезенных с линии (лично). Она состоит из: тарифной ставки: 37,81 рублей за 1 час работы (3 разряд по отраслевой тарифной сетке); норматива по оплате труда кондуктора, доплаты за работу в ночную время в размере 40% от тарифной ставки за отработанные часы; доплаты за работу в выходные и праздничные дни в двойном размере тарифной ставки (фактически); доплаты за сверхурочную работу в двойном размере тарифной ставки; доплаты за стажировку в размере 10% тарифной ставки; доплаты за время простоя не по вине работника в размере 100% тарифной ставки; доплаты за работу на разрывных графиках в размере 30% тарифной ставки; доплаты за подготовку к рейсу и прохождение медицинского осмотра перед рейсом в размере 100% тарифной ставки; премии за перевыполнение плана по привезенному доходу; других доплат, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором.
Просила суд признать <адрес> государственное пассажирское автотранспортное предприятие ФИО4 <адрес> присоединившимся к ФОС и Соглашению N 1, обязать к выполнению по отношению к ней положений ФОС и Соглашения N 1 в части оплаты труда и установления тарифных ставок согласно предоставленных расчетов. Взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату в установленный законом срок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 25306,09 рублей, с учетом денежной компенсации за задержку 640,24 рубля, всего 25946,33 рублей. Взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в размере 10 000 (десять тысяч) рублей в качестве компенсации за причиненный моральный вред. Взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы. Обязать ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФОС и Соглашения N 1, а также с учетом положений, прописанных в действующем в <данные изъяты> коллективном договоре и не противоречащих вышеуказанным нормативным правовым актам, с учетом денежной компенсации за задержку выплаты зарплаты.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд восстановить срок для подачи искового заявления, поскольку она длительное время не могла получить необходимые документы.
Представитель <адрес> ФИО2 ФИО8, действующий на основании Устава, в судебном заседании исковые требования не признал.
ФИО1 <адрес> городского суда ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Восстановить срок ФИО3 для подачи исковых требований к <адрес> государственному пассажирскому автотранспортному предприятию ФИО4 <адрес> о взыскании недоначисленной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать <адрес> государственное пассажирское автотранспортное предприятие ФИО4 <адрес> присоединившимся к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и Соглашению N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы.
Взыскать с <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> в пользу ФИО3 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16510,96 рублей (шестнадцать тысяч пятьсот десять рублей 96 копеек), денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в сумме 394,75 рублей (триста девяносто четыре рубля 75 копеек), компенсацию морального вреда в сумме 3 000 (три тысяч) рублей, а также судебные расходы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> в доход <адрес> муниципального района госпошлину в сумме 676 (шестьсот семьдесят шесть) рублей 23 копейки.
В апелляционной жалобе директор <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> ФИО8 просит ФИО1 суда отменить, принять новое ФИО1.
Указывает, что <адрес> ФИО2 является государственным предприятием ФИО4 <адрес>. Единственным учредителем является ФИО4 <адрес> в лице КУГИ ФИО4 <адрес>. Финансирование деятельности <адрес> ФИО2 происходит за счет собственных средств, получаемых от деятельности предприятия. ФИО1 об увеличении размера заработной платы работников <адрес> ФИО2 принимаются ФИО1 <адрес> за счет средств областного бюджета исходя из наличия необходимых средств на оплату труда. ФИО1 <адрес> об увеличении размера заработной платы работникам в ДД.ММ.ГГГГ года и установления новых тарифных ставок, рекомендованных Управлением планирования Департамента транспорта и связи ФИО4 <адрес>, исполнялись руководством <адрес> ФИО2, что подтверждается изданием приказов N от ДД.ММ.ГГГГ г., N от ДД.ММ.ГГГГ г.
Суд не дал надлежащую оценку письму, подписанному Президентом Некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз" и Председателем Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства во исполнение ФОС, в соответствии с которым устанавливается базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, которая с ДД.ММ.ГГГГ составляет 4897 руб. в месяц с учетом увеличения на индекс потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 106,6%.
Считает, что срок исковой давности в соответствии восстановлен судом без наличия уважительной причины.
На апелляционную жалобу ФИО3 поданы возражения, в которых просит ФИО1 <адрес> городского суда ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав директора <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> ФИО8, представителя <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> ФИО9, просивших ФИО1 суда отменить, заслушав представителя ФИО10 - ФИО11, просившего ФИО1 оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец работает в <адрес> ФИО2 <адрес> в должности кондуктора с ДД.ММ.ГГГГ года.
Ее тарифная ставка на ДД.ММ.ГГГГ составляет 37,81 руб. за один час работы (3 разряд по отраслевой тарифной сетке).
В соответствии с п. 4.9 Коллективного договора работникам предприятия выплачиваются следующие доплаты и надбавки: за работу в ночное время; за работу с тяжелыми и вредными условиями; доплаты за совмещение профессий (должностей, расширения обслуживания, увеличении объема выполняемой работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, надбавка за классность; доплата за высокое профессиональное мастерство или высокую квалификацию; компенсация за разъездной характер работы.
Пунктами 4.10, 4.11 Коллективного договора установлена оплата за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Из представленных расчетных листков по заработной плате за июль, август, сентябрь 2013 года подтверждено, что заработная плата ФИО3 в данные месяцы начислялась и выплачивалась в соответствии с заключенным с нею трудовым договором и условиями действующего коллективного договора, система оплаты труда: повременно-премиальная по тарифу согласно табеля (по часам), размер тарифной ставки - 37,81 руб.
Учредителем ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> является ФИО4 <адрес> в лице Комитета по управлению государственным имуществом ФИО4 <адрес>.
Предприятие создано для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета. Имущество предприятия находится в государственной собственности ФИО4 <адрес>, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.
<данные изъяты> Кемеровской <адрес> частично находится также на бюджетном финансировании (областной бюджет) в связи с выполнением государственных контрактов по перевозке пассажиров на городских, пригородных и междугородных, сельских маршрутах в ФИО4 <адрес> в пределах утвержденных тарифов.
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент транспорта и связи Администрации ФИО4 <адрес>, получателем бюджетных средств - <адрес> ФИО2 <адрес>.
В 2008 году было заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы. Соглашением N 1 от 10 ноября 2010 года в Федеральное отраслевое соглашение внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми срок действия соглашения продлен на 2011 - 2013 годы.
08 августа 2008 года в "Российской газете" было опубликовано предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы от 24 июля 2008 года.
13 мая 2011 года в "Российской газете" опубликовано письмо Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Соглашению N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы".
Отказ от присоединения к указанным соглашениям от <адрес> государственного пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не поступал.
Согласно абз. 11 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с пунктом 1.5 ФОС, а также части 3 статьи 48 ТК РФ Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о том, что Соглашение N 1 о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и внесении в него изменений и дополнений считается распространенным на <данные изъяты> ФИО2 <адрес>.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение тарифов согласно Соглашению N 1 "О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы" является незаконным, в связи с тем, что ни <адрес> ФИО2 <адрес>, ни Комитет по управлению государственным имуществом ФИО4 <адрес> не являются сторонами вышеуказанного соглашения, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статьи 48 ТК РФ действие соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность в соответствующей отрасли, не представивших в установленный срок мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс РФ, ни Соглашение N 1 "О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы" не содержит.
Пунктом 3.1 названного Федерального отраслевого соглашения, в редакции Соглашения N 1 от ДД.ММ.ГГГГ базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта установлена с ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 330 руб. в месяц. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда в организациях базовой ставки, указанной в пункте 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона.
Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1-го разряда, установленной настоящим пунктом.
Согласно пункту 3.3 Федерального отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах.
Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1 ФОС.
В соответствии с отраслевой тарифной сеткой часовая тарифная ставка кондуктора (3 разряд) составляет 56, 71 руб. исходя из следующего: 5477 рублей (базовая тарифная ставка) x 1,7 (тарифный коэффициент (3 разряд), установленный отраслевой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта): 164,17 часов (среднемесячный баланс рабочих часов согласно производственному календарю за 2013 год (1970 часов (рабочее время при 40 часовой рабочей неделе) / 12 месяцев) = 56 рублей 71 копейка.
Установлено, что заработная плата ФИО3 с момента принятия ее на работу, в том числе, за ДД.ММ.ГГГГ года, начисляется и выплачивается в соответствии с условиями заключенного с ним трудового договора и действующего коллективного договора, отличающимися от условий указанного выше Федерального отраслевого соглашения, улучшающих положение истца по сравнению с условиями трудового и коллективного договоров.
Учитывая, что коллективный договор является локальным актом, имеет меньшую юридическую силу, чем федеральное отраслевое соглашение в силу положений статей 26, 40, 45 Трудового кодекса РФ, а в коллективном договоре могут устанавливаться лишь льготы и преимущества для работников, условия более благоприятные по сравнению с установленными законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обязан начислять и выплачивать истцу заработную плату в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением в редакции Соглашения N 1.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции рассчитал заработную плату ФИО10, исходя из базовой тарифной ставки, установленной пунктом 3.1 Федерального отраслевого соглашения с учетом ее увеличения на региональном уровне, которая с ДД.ММ.ГГГГ составит 5 477 рублей 45 копеек, исходя из следующего расчета: 4 330 рублей (базовая (минимальная) тарифная ставка + 10% (с ДД.ММ.ГГГГ) + 15% (с ДД.ММ.ГГГГ).
Поскольку заработная плата истца за ДД.ММ.ГГГГ года начислялась и выплачивалась ответчиком в меньшем размере, чем предусмотрено Федеральным отраслевым соглашением в редакции Соглашения N 1, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании с ФИО2 <адрес> в пользу ФИО3, невыплаченную заработную плату за ДД.ММ.ГГГГ года в общей сумме 16 510, 96 руб. и денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 394,75 руб.
Расчет указанной задолженности судебной коллегией проверен и является правильным, ответчик альтернативный расчет ни суду первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы не представил.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с произведенным расчетом задолженности несостоятельны, так как ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств в подтверждение указанных доводов.
Кроме того, в связи с тем, что установлено нарушение трудовых прав истца в части незаконного отказа ответчика в выплате заработной платы по условиям ФОС, судом обоснованно на основании ст. 237 ТК РФ на ответчика возложена обязанность возместить истцу причиненный моральный вред, который с учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины нарушителя, степени нравственных страданий потерпевшего, ее индивидуальных особенностей, а также требованиям разумности и справедливости определен в размере 3 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были исследован характер решения губернатора <адрес>, возможность его применения к спорным правоотношениям не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что приказами директора <данные изъяты> ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ было произведено увеличение тарифных ставок работникам предприятия именно на основании ФИО1 Администрации ФИО4 <адрес>.
Таким образом, увеличение тарифных ставок было произведено самим работодателем, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на использование указанных повышений тарифных ставок при расчете тарифной ставки истца, подлежащей применению в соответствии с требованиями Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы, Соглашения N 1 "О продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы".
Доводы апелляционной жалобы в той части, что суд необоснованно восстановил истцу срок для обращения в суд не являются основанием для отмены решения суда, поскольку в силу ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Как следует из п. 2.3 Коллективного договора <адрес> городского пассажирского автотранспортного предприятия ФИО4 <адрес> (л.д. 60) работодатель выплачивает причитающуюся работникам заработную плату не реже, чем 2 раза в месяц: за первую половину месяца до 30 числа текущего месяца, за вторую половину до 15 числа следующего месяца с выдачей расчетного листка. Соответственно, только при выдаче расчетного листка за истекший месяц работник мог узнать о нарушенном праве. За восстановлением нарушенного права по взысканию недоначисленной и не выплаченной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в срок, установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым дана всесторонняя, полная и объективная оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы процессуального и материального права применены верно.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований, в пределах доводов апелляционной жалобы, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение <адрес> городского суда ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)