Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2014 N 33-6658

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. N 33-6658


Строка N 9
23 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам
Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.
судей Федорова В.А., Юрченко Е.П.
при секретаре Г.А.Ф.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федорова В.А.
гражданское дело по иску К.К.К. к УМВД России по г. Воронежу о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы, взыскании денежной компенсации за причиненный моральный вред,
по апелляционной жалобе К.К.К.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 октября 2014 года

установила:

К.К.К. обратился в суд с иском к УМВД России по г. Воронежу о признании заключения по результатам служебной проверки незаконной, восстановлении на работе и взыскании заработной платы, взыскании денежной компенсации за причиненный моральный вред.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что служил в должности оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями против личности отдела уголовного розыска отдела полиции N 3 УМВД РФ в звании младшего лейтенанта полиции.
Приказом начальника УМВД РФ по г. Воронежу полковника полиции В N 906 л/с от 05.06.2014 года он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 (за совершение проступка, порочащего честь сотрудника внутренних дел) и с ним был расторгнут контракт.
Основанием для издания приказа явились заключение служебной проверки УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 года, Приказ УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 года N 905 л/с "О наложении дисциплинарного взыскания".
Считая свои права нарушенными, истец обратился с настоящим иском в суд в котором просил признать заключение по результатам служебной проверки УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 г. незаконным; восстановить истца в должности оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями против личности отдела уголовного розыска отдела полиции N 3 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Воронежу; взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 5 июня 2014 года по день восстановления на работе; взыскать с ответчика денежную компенсацию за причиненный моральный вред в сумме (...) руб.; решение суда о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула просил обратить к немедленному исполнению.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 октября 2014 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе К.К.К. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 80 Закона N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел прекращается в случае: 1) увольнения сотрудника органов внутренних дел; 2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел; признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявлении его умершим.
Из положений ч. 1 ст. 81 Закона N 342-ФЗ следует, что сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.
Пунктом 9 части 3 статьи 82 Закона N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Порядок организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен Приказом Министерства внутренних дел РФ от 26 марта 2013 года N 161 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России".
Согласно п. 13 вышеуказанной Инструкции основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также заявление сотрудника.
В соответствии с п. п. 15, 16 Инструкции решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.
В силу ч. 1 ст. 47 ФЗ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 ст. 49 Закона).
В силу ч. 1 ст. 50 ФЗ от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, перевода на нижеоплачиваемую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 3 ст. 52 указанного Федерального закона, при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; - вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Статья 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий" в части 3 - 6, определяет, что:
дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).
Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.
В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
В соответствии с п. 9 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления выхода из отпуска или возвращения из командировки.
Правоотношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел являются предметом регулирования Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 2).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящим ущерб его (репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные ст. 29 Федерального закона "О полиции".
В силу п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной, как в Постановлении от 06.06.1995 г., так и Определениях от 21.12.2004 г. N 460-О, 16.04.2009 г. N 566-О, 19.06.2012 г. N 1174-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе и к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации представляет собой специфическую трудовую деятельность граждан.
Особый правовой статус сотрудника органов внутренних дел, выраженный, в том числе, и при исполнении обязанностей сотрудник находится под защитой государства, порождает более широкий круг обязанностей и, как следствие, более жесткие требования, предъявляемые к его профессиональным и морально-психологическим качествам.
Так, п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ N 342 сотруднику прямо предписано заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не наносить ущерб авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Пункт 13 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2994 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" обязывает гражданского служащего не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих, которым сотрудник обязан руководствоваться до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел (Приказ МВД России от 31.10.2013 N 883), указано, что знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
Согласно пункту 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 года N 1377, сотрудник обязан: соблюдать требования к служебному поведению; соблюдать субординацию; проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях, незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Согласно ч. 2 ст. 394 ТК РФ, суд, в случае признания увольнения незаконным, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Из материалов дела следует, что истец с декабря 2012 г. проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями против личности отдела уголовного розыска отдела полиции N 3 УМВД РФ в звании младшего лейтенанта полиции (л.д. 7 - 8).
Приказом начальника УМВД РФ по г. Воронежу полковника полиции В N 906 л/с от 05.06.2014 года истец был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее 342-ФЗ) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел и с ним был расторгнут контракт (л.д. 6).
Основанием для издания приказа явились: заключение служебный проверки УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 года, Приказ УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 года N 905 л/с "О наложении дисциплинарного взыскания" (л.д. 26 - 43, 44 - 46).
Согласно заключению служебной проверки УМВД России по г. Воронежу от 05.06.2014 года, 29.05.2014 года, примерно в 19 часов, государственный инспектор УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области майор полиции К.К.К. в форменной одежде на служебном автомобиле ВАЗ-217030 госномер (...) осуществлял движение в районе Чернавского моста.
Во время его движения автомобиль "Мазда 6", госномер (...), которым управлял оперуполномоченный уголовного розыска ОП N 3 лейтенант полиции К.К.В., создал аварийную ситуацию на дороге.
Истец находился в качестве пассажира в автомобиле "Мазда 6".
Истец и К.К.В. в ходе движения по Чернавскому мосту в открытое окно выражались в адрес сотрудника А.А.А. нецензурной бранью, угрожали уволить последнего из органов внутренних дел.
В последующем при разбирательстве случившегося у дома 95 по (...) истец и К.К.В. продолжали выражаться нецензурной бранью в адрес сотрудника полиции А.А.А. и сотрудников ДПС, угрожали уволить из органов внутренних дел, вели себя вызывающе, предъявить документы удостоверяющие личность отказались.
По прибытию руководства УМВД России по г. Воронежу (начальника В.А.К., заместителя начальника Б.А.А., помощника начальника А.Б.А.), руководства ОП N 3 (начальника П.А.А., заместителя начальника М.Н.Т.), сотрудников ОРЧ СБ и инспекции по личному составу ГУ МВД России по Воронежской области истец и К.К.В. вели себя недостойно, на замечания руководства, о прекращении противоправных действий, не реагировали.
От медицинского освидетельствования отказались, о чем были составлены акты.
Данный факт также подтвердили опрошенные свидетели М.Н.Т., В.А.К., К.Н.К., К.А.В., М.В.В. (л.д. 26 - 48).
Из представленных материалов служебной проверки в действиях самого истца усматриваются признаки административного правонарушения - мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ): нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительном приставании к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
05.06.2014 г. УМВД России по г. Воронежу по результатам служебной проверки был подготовлен приказ о представлении к увольнению К.К.К. из органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД.
05.06.2014 г. К.К.К. был ознакомлен с заключением служебной проверки; с приказом о представлении к увольнению из органов внутренних дел; с уведомлением о предстоящем увольнении; с представлением к увольнению из органов внутренних дел.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт совершения проступка К.К.К. порочащего честь сотрудника внутренних дел имел место, процедура увольнения К.К.К. и ее сроки соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда по существу правильными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям законов, которые в решении суда приведены.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем удовлетворить их не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 06 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.К.К. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)