Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5036

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N 33-5036


Судья: ФИО3
Докладчик: Молчанова Л.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего судьи: Молчановой Л.А.,
судей: Першиной И.В., Казачкова В.В.,
при секретаре ФИО4,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. апелляционную жалобу представителя Киселевского ГПАТП Кемеровской области ФИО6 на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2014 года
по делу по иску ФИО2 к Киселевскому Государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за август 2013 года и компенсации морального вреда,

установила:

ФИО2 обратилась с иском к Киселевскому ГПАТП Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за август 2013 г. в сумме <данные изъяты> рублей и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что она работает в Киселевском ГПАТП Кемеровской области водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Ответчик не вел учет фактически отработанного времени, неверно учитывал время ее работы на линии, которое используется при начислении премии за "выполненные рейсы" и за "доходы". В нарушение требований ТК РФ руководство предприятия применяет значительно заниженные по сравнению с установленными нормативно-правовыми актами тарифные ставки, в том числе, установленные ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 г. и дополнительному Соглашению N 1 к нему, продлевающему действие ФОС на 2011-2013 г.г., не учитывает решений Губернатора Кемеровской области о повышении заработной платы отдельным категориям работников транспортных предприятий с 1 июня 2011 г. на 10% и с 1 марта 2012 г. на 15%.
Полагает, что ее часовая тарифная ставка как водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах 6 разряда, должна составлять 82,72 руб.
За август 2013 г. с учетом указанной часовой тарифной ставки ответчик недоплатил ей <данные изъяты> рублей.
Поскольку ответчик нарушил ее трудовые права, он в соответствии со ст. 237 ТК РФ, обязан возместить причиненный моральный вред.
Определениями Киселевского городского суда от 24.12.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрация Кемеровской области и Департамент транспорта и связи Кемеровской области.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя ФИО5
Представитель ФИО2 - ФИО5 настаивал на удовлетворении иска.
Представитель Киселевского ГПАТП Кемеровской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования признал частично, согласившись с тем, что при подсчете рабочего времени ФИО2 не было учтено фактическое время работы за август 2013 г. в количестве 1,58 часов и время на линии за август 2013 г. в количестве 8,68 часов. В остальной части исковые требования не признал.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрации Кемеровской области, Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Департамента транспорта и связи Кемеровской области в судебное заседание не явились.
Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2014 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. С Киселевского ГПАТП Кемеровской области в пользу ФИО2 взыскана недоплаченная заработная плата за август 2013 г. в сумме <данные изъяты> рублей, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, всего - <данные изъяты> рублей. С Киселевского ГПАТП Кемеровской области в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе представитель Киселевского ГПАТП Кемеровской области ФИО6 просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд не исследовал обстоятельства осуществления регулирования тарифов на проезд пассажиров городским транспортом в Кемеровской области, а также фактическую финансовую связь между субъектом РФ и Киселевским ГПАТП Кемеровской области. Судом не исследован порядок заключения ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011-2013 годы с учетом ст. 47 Трудового кодекса РФ. Требование об установлении тарифа с учетом решения Губернатора незаконно. Суд должен был рассмотреть спор исходя из несоответствия размера тарифной ставки действующей на момент спора в ГПАТП и часовой тарифной ставки, установленной ФОС.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем истца ФИО5 принесены возражения.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, их представители, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, не явились.
Согласно ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 05.07.2012 г. принята водителем на все марки автобусов для работы на регулярных городских пассажирских перевозках 3 класса, что подтверждается Трудовым договором N N от 05 июля 2012 г. с ответчиком (л.д. 90-93).
Согласно пункту 6.1. Трудового договора ФИО2 установлена основная часовая тарифная ставка 48,93 руб.
Согласно п. 4.8. Коллективного договора на 2013-2015 годы Киселевского ГПАТП Кемеровской области размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда установлен на основе рекомендаций Департамента транспорта и связи Кемеровской области.
Оплата труда работников автомобильного транспорта производится на основе 18-разрядной тарифной сетки (пункт 4.5. коллективного договора).
Размер тарифных ставок и должностных окладов определяется путем умножения минимальной тарифной ставки 1 разряда на тарифные коэффициенты (п. 4.6. коллективного договора).
Согласно п. 4.3. Коллективного договора система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов и иных надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также условия доплаты стимулирующего характера и система премирования, установлены "Положением по оплате труда и премированию".
Из представленных в материалах дела расчетных листков по заработной плате за август 2013 г. следует, что заработная плата ФИО2 за спорный период начисляется и выплачивается в соответствии с заключенным с ней трудовым договором, дополнительным соглашением к нему и условиями действующего коллективного договора, в том числе, выплачиваются предусмотренные коллективным договором доплаты, стимулирующие доплаты и надбавки (л.д. 16).
В 2008 г. было заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы. Соглашением N 1 от 10 ноября 2010 г. в Федеральное отраслевое соглашение внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми срок действия соглашения продлены на 2011-2013 годы.
08 августа 2008 г. в "Российской газете" было опубликовано предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы от 24 июля 2008 г.
13.05.2011 г. в "Российской газете" было опубликовано письмо Минздравсоцразвития России работодателям организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта о присоединении к Соглашению N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы.
Отказы от присоединения к указанным соглашениям от Киселевского ГПАТП Кемеровской области в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не поступали (л.д. 12, 13).
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика в суде первой инстанции.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь, ст. 25, ст. 45, ст. 48 Трудового кодекса РФ, разрешая спор по существу, суд пришел к правильному выводу о том, что ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы в редакции Соглашение N 1 о продлении на 2011-2013 годы действия ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений, считается распространенным на Киселевское ГПАТП Кемеровской области.
Пунктом 3.1. названного Федерального отраслевого соглашения, в редакции Соглашения N 1 от 10 ноября 2010 г. базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, установленная с 01 января 2011 г., в размере - 4.330 рублей в месяц. В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда в организациях базовой ставки, указанной в п. 3.1., с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1-го разряда, установленной настоящим пунктом.
Согласно пункту 3.3. Федерального отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1. размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективных договорах.
Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта приведена в приложении N 1.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1. ФОС.
В приложении N 1 тарифный коэффициент (примерная тарифная ставка) установлен для 6-го разряда - 2,5.
Материалами дела подтверждается, что заработная плата ФИО2 за август 2013 г. начислялась и выплачивалась в соответствии с условиями заключенного с ней трудового договора и действующего коллективного договора, отличающимися от условий указанного выше Федерального отраслевого соглашения, улучшающих положение истца по сравнению с условиями трудового и коллективного договоров.
Учитывая, что коллективный договор, являясь локальным актом, имеет меньшую юридическую силу, чем Отраслевое Федеральное соглашение (ст. ст. 26, 40, 45 Трудового кодекса РФ), а в коллективном договоре могут устанавливаться лишь льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 3 ст. 41 Трудового кодекса РФ), то суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик обязан начислять и выплачивать истцу заработную плату в соответствии с ФОС по автомобильному транспорту в редакции Соглашения N 1.
В связи с этим, заработная плата ФИО2 за август 2013 г. рассчитана исходя из базовой тарифной ставки, установленной пунктом 3.1. ФОС с учетом ее увеличения на региональном уровне, с учетом фактически отработанного времени, времени на линии.
В соответствии с Отраслевой тарифной сеткой (приложение N 1 к ФОС по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы) и повышениями заработной платы на 10% и на 15% в соответствии с распоряжениями Губернатора Кемеровской области, решений Администрации Кемеровской области, часовая тарифная ставка истца за 1 час работы по 6 разряду должна составлять 82,72 руб. (26,16 руб. минимальная часовая тарифная ставка, установленная Соглашением N 1 "О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений" + 10% + 15% х 2,5 (тарифный коэффициент, установленный отраслевой тарифной сеткой по оплате труда работников организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта).
Судом первой инстанции, на основании расчетов, представленных истцом, установлено, что всего август 2013 г. ответчик не доплатил ФИО2 заработную плату в общем размере <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно сделан вывод о том, что исковые требования ФИО2 в части взыскания с Киселевского ГПАТП Кемеровской области в ее пользу недоплаченной заработной платы за август 2013 г. в сумме <данные изъяты> рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расчет указанной задолженности судебной коллегией проверен и является правильным, ответчик альтернативный расчет ни суду первой инстанции, ни при подаче апелляционной жалобы не представил.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что каких-либо решений Губернатора Кемеровской области о повышении заработной платы работников транспортных предприятий не было являлись предметом исследования суда первой инстанции.
Как верно указал суд в своем решении, эти доводы являются несостоятельными, так как из приказов ответчика N 298 от 25.05.2011 г. "О повышении заработной платы с 01.06.2011 г. по Киселевскому ГПАТП", N 103/1 от 29.02.2012 г. "О повышении заработной платы с 01.03.2012 г. по Киселевскому ГПАТП" усматривается, что повышение размера ранее действующих минимальных месячных тарифных ставок 1 разряда было произведено с 01.06.2011 г. - на 10%, а с 01.03.2012 г. - на 15% на основании решений Администрации Кемеровской области и за счет дополнительных целевых бюджетных средств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в этой части опровергаются вышеизложенным, выводов суда первой инстанции они не опровергают, сводятся лишь к несогласию с ними.
В соответствии с "Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя, помимо прочего, состоит из времени управления автомобилем, времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей (время работы на линии), а также времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.
Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" предусмотрено, что путевой лист автобуса (форма N 6) является первичным документом по учету работы автобуса и основанием для начисления заработной платы водителю.
Согласно п. 14 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий и другое.
В соответствии с п. 16 того же документа, дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Исходя из вышеизложенного, записями в путевом листе, фиксирующими фактическое время начала и окончания работы водителя являются записи о дате и времени проведения его предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Соответственно, записями в путевом листе, фиксирующими фактическое время выезда и возвращения с линии автобуса, являются записи ответственного за выпуск на линию лица - механика ОТК.
Поскольку в Киселевском ГПАТП Кемеровской области рабочий день водителя автобуса не разделен на части, ответчик обязан был учитывать и оплачивать фактически отработанное водителем время с момента фиксации в путевом листе времени проведения медицинского осмотра в начале работы по момент фиксации в путевом листе времени проведения медицинского осмотра по окончании работы, за исключением перерыва на обед, а время работы на линии - с момента фиксации в путевом листе времени выезда на линию по момент фиксации в путевом листе времени возвращения с линии, за исключением перерыва на обед.
Судом обоснованно на основании ст. 237 ТК РФ на ответчика возложена обязанность возместить истцу причиненный моральный вред, который с учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины нарушителя, степени нравственных страданий потерпевшего, его индивидуальных особенностей, а также требованиям разумности и справедливости определен в размере <данные изъяты> рублей.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 19 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Киселевского ГПАТП Кемеровской области ФИО6 - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения.

Председательствующий
Л.А.МОЛЧАНОВА

Судьи
И.В.ПЕРШИНА
В.В.КАЗАЧКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)