Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" (410040, г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, 108, ИНН 6453104288, ОГРН 1096453002690)
заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (410080, г. Саратов, пр. Строителей, 31, ИНН 6453061549, ОГРН 1026403041653)
- о признании недействительным решения N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014 в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.;
- о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 073/042/970-2014/103/76 от 24.11.2014 в части недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" - Джулаева С.И., действующего по доверенности N 035/14-55 от 16.06.2014,
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова - Дюкарева М.Г., действующего по доверенности N 09/014 от 12.01.2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Саратовский радиоприборный завод" (далее - заявитель, ОАО "СРЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными решения от 29.10.2014 N 073/042/970-2014/103/76 и требования от 24.11.2014 N 073/042/970-2014/103/76 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (далее - УПФР в Ленинском районе г. Саратова) в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 признаны недействительными решение N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014 и требование N 073/042/970-2014/103/76 от 24.11.2014 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.
Кроме того, с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова в пользу Открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, УПФР в Ленинском районе г. Саратова обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "СРЗ" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
ОАО "СРЗ" считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, УПФР в Ленинском районе г. Саратова проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ОАО "СРЗ" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт N 073/042/970-2014/103 от 23.09.2014, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе: занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в связи с необложением страховыми взносами единовременных пособий в связи с выходом на пенсию работников за период с 2011 по 2013 г.г.
По итогам рассмотрения акта проверки, УПФР в Ленинском районе г. Саратова принято решение N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014, в соответствии которым, открытому акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 615 045 руб. 57 коп., в том числе: на страховую часть в сумме 494 665 руб., на накопительную часть в сумме 11 238 руб. 75 коп., по доп. тарифу в соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 года в сумме 240 руб.., в ФФОМС - 94 983 руб. 34 коп., в ТФОМС - 13 917 руб. 73 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 4 153 руб. 59 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 2 591 руб. 68 коп., в ФФОМС - 616 руб. 57 коп., в ТФОМС - 945 руб. 34 коп., а также штрафные санкции в сумме 30 488 руб. 30 коп.
24 ноября 2014 года УПФР в Ленинском районе г. Саратова выставлено требование N 073/042/970-2014/103/76 с предложением ОАО "СРЗ" произвести уплату недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в сумме 453 405 руб. 43 коп., в том числе: недоимку по страховым взносам в ПФ РФ в сумме 344 245 руб. 22 коп. (из них: на страховую часть пенсии - 344 005 руб. 22 коп., по доп. тарифу на основании ч. 1 ст. 58.3 ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. - 240 руб.); на обязательное медицинское страхование в сумме 74 518 руб. 32 коп. (из них: в ФФОМС -63 241 руб. 49 коп., в ТФОМС - 11 276 руб. 83 коп.); пени в ПФ РФ в сумме 2 591 руб. 68 коп. (из них: по страховым взносам - 2 591 руб. 68 коп.); пени на обязательное медицинское страхование в сумме 1 561 руб. 91 коп. (из них: в ФФОМС - 616 руб. 57 коп., в ТФОМС -945 руб. 34 коп.); штрафы в ПФ РФ в сумме 23 367 руб. 26 коп. (из них на страховую часть -23 367 руб. 26 коп.); штрафы на обязательное медицинское страхование в сумме 7 121 руб. 04 коп. (из них: в ФФОМС - 4 337 руб. 49 коп., в ТФОМС - 2 783 руб. 55 коп.)
Открытое акционерное общество "Саратовский радиоприборный завод" не согласившись в доначислением недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп. обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что выплаченные работникам Общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера. Спорные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом Общества, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не носят систематического характера.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления оспариваемых сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование явилось занижение базы для начисления страховых взносов, в связи с необложением единовременной выплаты работникам, уходящим на пенсию за период с 2011 по 2013 г.г.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
С учетом названных норм УПФР в Ленинском районе г. Саратова пришло к выводу о том, что перечень необлагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Между тем, УПФР в Ленинском районе г. Саратова не учтено следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данные доводы заявителя подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе:
1) Коллективным договором ОАО "СРЗ" на 2008-2010 гг. (срок действия продлен до мая 2014 г. дополнительным соглашением от 03.06.2011), из раздела 7 "Социальные гарантии" которого следует, что работодатель обязуется ежегодно предусматривать в общем бюджете предприятия сумму выплат работникам коллектива из фонда плановой прибыли в том числе: пенсионерам, уходящим на пенсионное обеспечение - в размере среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Премии выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты всех налогов и платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с Положением об оплате труда и материального стимулирования работников "РПЗ".
2) приказами (на работников) ОАО "СРЗ" о поощрении, в связи с увольнением с работы и переходом на пенсионное обеспечение.
В этой связи спорные выплаты производились Обществом в связи с увольнением работников с работы и переходом на пенсионное обеспечение и расторжения с ними трудовых договоров.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что выплаты, произведенные уволенным работникам по соглашению сторон, не связаны с исполнением ими должностных обязанностей. Данные выплаты не являлись оплатой труда работников, т.к. не носили систематический характер, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа и выданы в соответствии с Коллективным договором. Соответственно, данные выплаты носят социальный характер, основаны на Коллективном договоре ОАО "СРЗ" и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выплаченные работникам Общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера. Спорные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом Общества, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не носят систематического характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты, произведенные ОАО "СРЗ", указанные в оспариваемом решении не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов, а также пени и штрафных санкций, является неправомерным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу УПФР в Ленинском районе г. Саратова следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УПФР в Ленинском районе г. Саратова освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.06.2015 N 12АП-4115/2015 ПО ДЕЛУ N А57-26916/2014
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2015 г. по делу N А57-26916/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" (410040, г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, 108, ИНН 6453104288, ОГРН 1096453002690)
заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (410080, г. Саратов, пр. Строителей, 31, ИНН 6453061549, ОГРН 1026403041653)
- о признании недействительным решения N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014 в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.;
- о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 073/042/970-2014/103/76 от 24.11.2014 в части недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" - Джулаева С.И., действующего по доверенности N 035/14-55 от 16.06.2014,
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова - Дюкарева М.Г., действующего по доверенности N 09/014 от 12.01.2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Саратовский радиоприборный завод" (далее - заявитель, ОАО "СРЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными решения от 29.10.2014 N 073/042/970-2014/103/76 и требования от 24.11.2014 N 073/042/970-2014/103/76 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова (далее - УПФР в Ленинском районе г. Саратова) в части доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 признаны недействительными решение N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014 и требование N 073/042/970-2014/103/76 от 24.11.2014 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Саратова в части начисления недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп.
Кроме того, с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Саратова в пользу Открытого акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, УПФР в Ленинском районе г. Саратова обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "СРЗ" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.
ОАО "СРЗ" считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, УПФР в Ленинском районе г. Саратова проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ОАО "СРЗ" за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлен акт N 073/042/970-2014/103 от 23.09.2014, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе: занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в связи с необложением страховыми взносами единовременных пособий в связи с выходом на пенсию работников за период с 2011 по 2013 г.г.
По итогам рассмотрения акта проверки, УПФР в Ленинском районе г. Саратова принято решение N 073/042/970-2014/103/76 от 29.10.2014, в соответствии которым, открытому акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 615 045 руб. 57 коп., в том числе: на страховую часть в сумме 494 665 руб., на накопительную часть в сумме 11 238 руб. 75 коп., по доп. тарифу в соответствии с ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 года в сумме 240 руб.., в ФФОМС - 94 983 руб. 34 коп., в ТФОМС - 13 917 руб. 73 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 4 153 руб. 59 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 2 591 руб. 68 коп., в ФФОМС - 616 руб. 57 коп., в ТФОМС - 945 руб. 34 коп., а также штрафные санкции в сумме 30 488 руб. 30 коп.
24 ноября 2014 года УПФР в Ленинском районе г. Саратова выставлено требование N 073/042/970-2014/103/76 с предложением ОАО "СРЗ" произвести уплату недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в сумме 453 405 руб. 43 коп., в том числе: недоимку по страховым взносам в ПФ РФ в сумме 344 245 руб. 22 коп. (из них: на страховую часть пенсии - 344 005 руб. 22 коп., по доп. тарифу на основании ч. 1 ст. 58.3 ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. - 240 руб.); на обязательное медицинское страхование в сумме 74 518 руб. 32 коп. (из них: в ФФОМС -63 241 руб. 49 коп., в ТФОМС - 11 276 руб. 83 коп.); пени в ПФ РФ в сумме 2 591 руб. 68 коп. (из них: по страховым взносам - 2 591 руб. 68 коп.); пени на обязательное медицинское страхование в сумме 1 561 руб. 91 коп. (из них: в ФФОМС - 616 руб. 57 коп., в ТФОМС -945 руб. 34 коп.); штрафы в ПФ РФ в сумме 23 367 руб. 26 коп. (из них на страховую часть -23 367 руб. 26 коп.); штрафы на обязательное медицинское страхование в сумме 7 121 руб. 04 коп. (из них: в ФФОМС - 4 337 руб. 49 коп., в ТФОМС - 2 783 руб. 55 коп.)
Открытое акционерное общество "Саратовский радиоприборный завод" не согласившись в доначислением недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на страховую часть в сумме 344 005 руб. 22 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 63 241 руб. 49 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 11 276 руб. 83 коп., а также взыскания штрафа в размере 29 960 руб. 12 коп. и пени в размере 3 981 руб. 48 коп. обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что выплаченные работникам Общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера. Спорные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом Общества, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не носят систематического характера.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления оспариваемых сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование явилось занижение базы для начисления страховых взносов, в связи с необложением единовременной выплаты работникам, уходящим на пенсию за период с 2011 по 2013 г.г.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
С учетом названных норм УПФР в Ленинском районе г. Саратова пришло к выводу о том, что перечень необлагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Между тем, УПФР в Ленинском районе г. Саратова не учтено следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данные доводы заявителя подтверждаются представленными в материалы дела документами, в том числе:
1) Коллективным договором ОАО "СРЗ" на 2008-2010 гг. (срок действия продлен до мая 2014 г. дополнительным соглашением от 03.06.2011), из раздела 7 "Социальные гарантии" которого следует, что работодатель обязуется ежегодно предусматривать в общем бюджете предприятия сумму выплат работникам коллектива из фонда плановой прибыли в том числе: пенсионерам, уходящим на пенсионное обеспечение - в размере среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Премии выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты всех налогов и платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с Положением об оплате труда и материального стимулирования работников "РПЗ".
2) приказами (на работников) ОАО "СРЗ" о поощрении, в связи с увольнением с работы и переходом на пенсионное обеспечение.
В этой связи спорные выплаты производились Обществом в связи с увольнением работников с работы и переходом на пенсионное обеспечение и расторжения с ними трудовых договоров.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что выплаты, произведенные уволенным работникам по соглашению сторон, не связаны с исполнением ими должностных обязанностей. Данные выплаты не являлись оплатой труда работников, т.к. не носили систематический характер, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа и выданы в соответствии с Коллективным договором. Соответственно, данные выплаты носят социальный характер, основаны на Коллективном договоре ОАО "СРЗ" и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выплаченные работникам Общества суммы, в связи с выходом на пенсию, являлись единовременными выплатами социального характера. Спорные выплаты предусмотрены локальным нормативным актом Общества, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не носят систематического характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты, произведенные ОАО "СРЗ", указанные в оспариваемом решении не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов, а также пени и штрафных санкций, является неправомерным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу УПФР в Ленинском районе г. Саратова следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УПФР в Ленинском районе г. Саратова освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 апреля 2015 года по делу N А57-26916/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)