Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: По мнению истца, коллективный договор, а также иные локальные нормативные акты, устанавливающие размер оплаты труда и учет рабочего времени в ночные часы, противоречат закону и нарушают его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Родивилова Е.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Сафоновой Л.А.,
при секретаре - П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З. в лице представителя Б. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований З. к ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" о взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия,
установила:
З. обратилась в суд с иском к ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" о взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности медицинской сестры палатной туберкулезного легочно-хирургического отделения N С ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время ей производилась доплата в размере 100% часовой ставки за каждый час работы в ночное время, а с ДД.ММ.ГГГГ - 100% часовой ставки за работу в ночное время, в течение которого оказывалась экстренная, скорая и неотложная помощь и 50% часовой ставки - за работу в ночное время, в течение которого экстренная помощь не оказывалась, хотя данная категория больных продолжала находиться под постоянным наблюдением медицинского персонала. Работодатель о данном факте не уведомил персонал, тем самым нарушил ее трудовые и материальные права. Работодатель на обращения медицинских работников сообщил о допущенной "счетной ошибке". Считает, что коллективный договор, а также иные локальные нормативные акты, предусматривающие такой размер оплаты труда, а также учет рабочего времени в ночные часы, противоречат закону и нарушает ее права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, З. просила суд признать, что Министерство имущественных отношений Самарской области совместно с Министерством здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" необоснованно ухудшили ее материальное положение; признать незаконными п. 3.5 главы 3 Приложения N, Приложение N Коллективного договора ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" от ДД.ММ.ГГГГ года, в части установления размера доплаты за работу в ночное время работникам учреждения, а также ведения табеля учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи; признать незаконными Положение об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время от ДД.ММ.ГГГГ года; п. 2 Приказа главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении учета рабочего времени", которым предусмотрено в стационарных отделениях организовать отдельный учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время; взыскать с ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" в ее пользу недоначисленную, невыплаченную заработную плату в виде доплаты за работу в ночное время в период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 24 554,27 руб., с учетом денежной компенсации предусмотренной ст. 236 ТК РФ, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе З. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указала, что работодатель допустил нарушение действующего трудового законодательства, выразившееся в ненадлежащем оформлении трудовых отношений в части оплаты труда, несоблюдении порядка уведомления об изменении условий оплаты труда истца, без подписания дополнительного соглашения изменил условия и размер доплаты за работу в ночное время. Истец не согласна с выводами суда о невозможности оспаривания в судебном порядке условий коллективного договора, судом не дана оценка позиции Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, согласно которой действия ответчика по изменению в одностороннем порядке размера оплаты труда работников учреждения в ночное время являются незаконными. По мнению истца, суд ошибочно считает, что в туберкулезном легочном отделении противотуберкулезного стационара оказывается преимущественно плановая медицинская помощь, в то время как в указанном отделении оказывается только экстренная и неотложная помощь больным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель З. - Б. (по доверенности) доводы жалобы поддержал.
Представители ответчика ГБУЗ СО "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" М., А., Д. (по доверенностям) возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из статьи 154 ТК РФ следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2010 г. N 181 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных специализированных учреждений здравоохранения, предметом деятельности которых является оказание фтизиатрической помощи" работникам учреждений производятся выплаты компенсационного характера в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.1); выплаты компенсационного характера, размеры и условия их назначения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем выплат компенсационного характера согласно приложению N 5 к настоящему Положению (п. 3.2); доплата за работу в ночное время работникам учреждений производится в следующих размерах: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время. Перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников; остальным работникам учреждений - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 3.5).
Согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенному между З. (работник) и ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" (работодатель), работник фактически принят ДД.ММ.ГГГГ на должность медицинской сестры палатной и на момент заключения договора продолжает работать в туберкулезном легочном отделении N 1 туберкулезного стационарного отделения N 1.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ N З. работает в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ на аналогичной должности в туберкулезном легочном отделении N туберкулезного стационарного отделения N 1 по внутреннему совместительству на 0,5 ставки.
Трудовыми договорами (п. 1.4) установлен размер заработной платы и дополнительные условия оплаты труда. Доплата за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - по факту.
Из Устава ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" следует, что целью деятельности учреждения является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь (п. 2.1); предметом деятельности учреждения является оказание населению доврачебной, амбулаторно-поликлинической, (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи) медицинской помощи (п. 2.2).
Коллективным договором ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер" на 2012 - 2015 гг. предусмотрена доплата за работу в ночное время работникам учреждения, которая производится медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время на основании табеля учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, медицинскому персоналу, занятому оказанием медицинской помощью - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов. В приложении N к указанному коллективному договору указан перечень должностей, профессий, занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи в ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на конференции работников принят коллективный договор ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с председателем Первичной организации Профсоюза ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" Д. ДД.ММ.ГГГГ. В п. 3.5 указанного коллективного договора указано, что доплата за работу в ночное время работникам учреждения, производится: медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время на основании табеля по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается главным врачом с учетом мнения представительного органа работников, остальным работникам - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов. В приложении N к указанному коллективному договору указан перечень должностей работников (по подразделениям), занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи, работа в которых дает право на получение компенсационной выплаты за работу в ночное время в размере 100% должностного оклада, в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
Приказом главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.В. Постникова" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении учета рабочего времени" в стационарных отделениях организован отдельный учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время (п. 2), утвержден список лиц, ответственных за составление табелей учета рабочего времени (п. 8).
Из Положения об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, согласованного с представителем работников - председателем Первичной организации Профсоюза ГБУЗ "СОКПТД", утвержденного представителем работодателя главным врачом ГБУЗ "СОКПТД" 22.08.2013 г., следует, что в целях учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время в каждом стационарном структурном подразделении ведется табель учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, только при возникновении производственной необходимости, возникшей в связи с оказанием экстренной и неотложной помощи, за его ведение и своевременную передачу в отдел кадров ответственна старшая медицинская сестра, учет ведется путем указания в табеле часов фактической работы по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время.
Из материалов дела следует, что в отношении ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Государственной инспекцией труда по Самарской области, в рамках которой нарушений положений об оплате труда работников в ночное время не выявлено.
Определением Государственной инспекции труда в Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, поскольку приведение условий труда (в том числе в части оплаты труда) в соответствие с действующим законодательством не может быть расценено как нарушение трудовых прав работников.
Министерством здравоохранения Самарской области проведена внеплановая проверка ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором указано, что начисление доплат в размере 50% является правомерным и не нарушает требований Постановления Правительства Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ и Положения об оплате труда, нарушений в этой части не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Самарской области составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права N 6, согласно которому нарушений в части оплаты труда работников в ночное время не выявлено.
Правила организации деятельности отделения туберкулезного легочно-хирургического установлены Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г. N 932н, в пункте 10 которых предусмотрено, что отделение осуществляет оказание неотложной и плановой специализированной медицинской помощи больным туберкулезом, кроме этого, на отделение туберкулезное легочно-хирургическое возложены функции по оказанию консультативной помощи врачам других подразделений медицинской организации, в составе которой создано отделение, по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза, осуществлению экспертизы временной нетрудоспособности, иные функции в соответствии с законодательством РФ.
Из изложенного следует, что медицинскому персоналу устанавливается различная доплата за работу в ночное время исходя из сложности, оперативности, интенсивности и важности выполняемой работы в ночное время. В случае оказания экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, медицинскому работнику устанавливается повышенная (по сравнению с другими работниками) доплата за работу в ночное время в размере 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. При этом, работник должен быть занят в ночное время оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи фактически по часам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками туберкулезного легочно-хирургического отделения в ночное время не ежечасно, а по мере необходимости (эпизодически), поскольку функция отделения - это оказание плановой медицинской помощи, включает в себя также неотложную медицинскую помощь и осуществление иных функций.
Между тем, истцом не представлено доказательств оказания экстренной, неотложной медицинской помощи при осуществлении трудовой деятельности в диспансере в ночное время в период с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Учитывая, что трудовой договор, заключенный между сторонами не устанавливает размер компенсационной выплаты - за работу в ночное время, определен коллективным договором, суд пришел к правильному выводу о том, что соглашение об изменении указанного размера не требовалось.
В этой связи, доводы З. о том, что с ней не заключено письменное соглашение об изменении условий трудового договора, об отсутствии письменного предупреждения об изменении условий оплаты труда за два месяца, несостоятельны.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оплата труда в ночное время З. произведена ответчиком без нарушений действующего трудового законодательства, не противоречит Постановлению Правительства РФ N 554 от 22.07.2008 г., Постановлению Правительства Самарской области N 181 от 12.05.2012 г., подтверждается копиями расчетных листов З. табелями учета рабочего времени и расчета заработной платы, согласно которым, доплата истцу за работу в ночное время производилась в размере 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.
Разрешая требования истца о признании незаконным коллективного договора ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ в приложении N 2, приложении N 17, суд обоснованно отказал в их удовлетворении.
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Суд первой инстанции верно указал, что в трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с положениями ст. ст. 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.
Вместе с тем, положения коллективного трудового договора не могут быть оспорены по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.
Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 ТК РФ. В соответствии со ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Главой 61 ТК РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст. ст. 29 - 31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители.
Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2010 г. N 1-В10-1 и обоснованно принята судом во внимание.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о возможности оспаривания положений коллективного договора по аналогии права, являются ошибочными.
При рассмотрении настоящего спора суд также правильно исходил из того, что не имеется оснований не применять нормы локальных нормативных актов, в том числе коллективного договора с приложениями к нему, положения об учете рабочего времени, а также приказа об упорядочении учета рабочего времени, действующих в учреждении, и определяющих порядок, размер оплаты, учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав истца при их применении, не установлено.
Доводы истца о противоречии данных актов положениям ст. 154 ТК РФ, предусматривающим оплату работы в ночное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, не могут быть приняты во внимание.
Как указано выше и следует из ст. 154 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 554, законом предусмотрена повышенная оплата труда за работу в ночное время, минимальный размер которой составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (денежного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. В Самарской области для работников физиатрической помощи установлена компенсационная выплата - доплата за работу в ночное время, превышающая минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время, установленный федеральным законодателем, а именно: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время; остальным работникам учреждений - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время (Постановление Правительства Самарской области от 12.05.2010 г. N 181). Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истцу производилась доплата труда за работу в ночное время в размере 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время, т.е. в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях труда, а также по сравнению с установленным федеральным законодательством. Оснований для оплаты 100% часовой ставки не имелось, поскольку в указанный период истец экстренную и неотложную медицинскую помощь не оказывала.
При таких обстоятельствах доводы истца о нарушении ответчиками требований закона о повышенной оплате труда за работу в ночное время также являются несостоятельными.
Не могут быть приняты во внимание и доводы З. об ухудшении ее материального положения и нарушении имущественных прав в результате действий Министерства имущественных отношений Самарской области, а также Министерства здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", поскольку нарушения трудовых прав истца действиями указанных лиц установлено не было.
Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области являются соучредителями ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", которое в свою очередь в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом и правом действовать от имени и в интересах министерств администрация учреждения не наделена. Кроме того, министерства не являются стороной коллективного договора, заключенного между учреждением и первичной профсоюзной организацией ДД.ММ.ГГГГ г., не выступают по отношению к истцу работодателем, не заключали с истцом трудовой договор, не устанавливали условия об оплате труда, не вели табель учета рабочего времени, не выплачивали заработную плату, не участвовали в иных трудовых правоотношениях с истицей.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, а также возмещении расходов по оплате государственной пошлины, поскольку указанные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых З. отказано.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", устанавливающее минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22-00 час. до 06-00 час.) в размере 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, не относится к данному спору, так как данная надбавка относится к учреждениям "иного профиля" несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанное Постановление Правительства имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и распространяется на всех работодателей независимо от форм собственности, типа учреждения и его профиля.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель в одностороннем порядке изменил условия трудового договора, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку условия и размер доплаты за работу в ночное время были установлены в коллективном договоре, принятом совместно работниками и работодателем в лице первичной профсоюзной организации. Коллективный договор учреждения прошел уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области. При этом данным органом в указанных коллективных договорах не было выявлено условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в части условий оплаты труда работников учреждения в ночное время. В трудовых договорах с истцом определена оплата труда, однако условий о конкретной доплате за работу в ночное время не имеется. Отсутствие в трудовых договорах с истцами размера доплаты за работу в ночное время исключает применение к данным отношениям правил статьи 74 ТК РФ, предусматривающих необходимость уведомления работников об изменении конкретных условий трудового договора. Приведение ответчиком порядка оплаты труда в ночное время в соответствие с нормами действующего законодательства и коллективного договора изменением условий оплаты труда не является.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана надлежащая оценка позиции Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, согласно которой в учреждении имеются нарушения трудового законодательства в части оплаты компенсационных выплат за работу в ночное время, вместе с тем в основу решения положены результаты проверки Государственной инспекции труда в Самарской области, также не могут быть учтены.
Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно на Государственную инспекцию труда возложены функции контроля за соблюдением трудового законодательства, Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области такими полномочиями не наделено. Именно поэтому Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области обратилось в Государственную инспекцию труда в Самарской области по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", однако в возбуждении такого производства отказано, поскольку нарушений законодательства в части оплаты труда за работу в ночное время установлено не было. При таких обстоятельствах судом обоснованно наряду с иными собранными по делу доказательствами принято во внимание при принятии решения определение Государственной инспекции труда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Другие доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку они были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 12 ноября 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-199/2015
Требование: О взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда.Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: По мнению истца, коллективный договор, а также иные локальные нормативные акты, устанавливающие размер оплаты труда и учет рабочего времени в ночные часы, противоречат закону и нарушают его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N 33-199/2015
Судья: Родивилова Е.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Черкуновой Л.В., Сафоновой Л.А.,
при секретаре - П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З. в лице представителя Б. на решение Октябрьского районного суда г. Самара от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований З. к ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" о взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда, отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия,
установила:
З. обратилась в суд с иском к ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" о взыскании недополученной суммы заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работает в должности медицинской сестры палатной туберкулезного легочно-хирургического отделения N С ДД.ММ.ГГГГ за работу в ночное время ей производилась доплата в размере 100% часовой ставки за каждый час работы в ночное время, а с ДД.ММ.ГГГГ - 100% часовой ставки за работу в ночное время, в течение которого оказывалась экстренная, скорая и неотложная помощь и 50% часовой ставки - за работу в ночное время, в течение которого экстренная помощь не оказывалась, хотя данная категория больных продолжала находиться под постоянным наблюдением медицинского персонала. Работодатель о данном факте не уведомил персонал, тем самым нарушил ее трудовые и материальные права. Работодатель на обращения медицинских работников сообщил о допущенной "счетной ошибке". Считает, что коллективный договор, а также иные локальные нормативные акты, предусматривающие такой размер оплаты труда, а также учет рабочего времени в ночные часы, противоречат закону и нарушает ее права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, З. просила суд признать, что Министерство имущественных отношений Самарской области совместно с Министерством здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" необоснованно ухудшили ее материальное положение; признать незаконными п. 3.5 главы 3 Приложения N, Приложение N Коллективного договора ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" от ДД.ММ.ГГГГ года, в части установления размера доплаты за работу в ночное время работникам учреждения, а также ведения табеля учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи; признать незаконными Положение об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время от ДД.ММ.ГГГГ года; п. 2 Приказа главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении учета рабочего времени", которым предусмотрено в стационарных отделениях организовать отдельный учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время; взыскать с ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" в ее пользу недоначисленную, невыплаченную заработную плату в виде доплаты за работу в ночное время в период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 24 554,27 руб., с учетом денежной компенсации предусмотренной ст. 236 ТК РФ, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе З. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указала, что работодатель допустил нарушение действующего трудового законодательства, выразившееся в ненадлежащем оформлении трудовых отношений в части оплаты труда, несоблюдении порядка уведомления об изменении условий оплаты труда истца, без подписания дополнительного соглашения изменил условия и размер доплаты за работу в ночное время. Истец не согласна с выводами суда о невозможности оспаривания в судебном порядке условий коллективного договора, судом не дана оценка позиции Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, согласно которой действия ответчика по изменению в одностороннем порядке размера оплаты труда работников учреждения в ночное время являются незаконными. По мнению истца, суд ошибочно считает, что в туберкулезном легочном отделении противотуберкулезного стационара оказывается преимущественно плановая медицинская помощь, в то время как в указанном отделении оказывается только экстренная и неотложная помощь больным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель З. - Б. (по доверенности) доводы жалобы поддержал.
Представители ответчика ГБУЗ СО "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" М., А., Д. (по доверенностям) возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), - работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из статьи 154 ТК РФ следует, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2010 г. N 181 "Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных специализированных учреждений здравоохранения, предметом деятельности которых является оказание фтизиатрической помощи" работникам учреждений производятся выплаты компенсационного характера в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.1); выплаты компенсационного характера, размеры и условия их назначения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Перечнем выплат компенсационного характера согласно приложению N 5 к настоящему Положению (п. 3.2); доплата за работу в ночное время работникам учреждений производится в следующих размерах: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время. Перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников; остальным работникам учреждений - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время (п. 3.5).
Согласно трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенному между З. (работник) и ГБУЗ Самарской области "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" (работодатель), работник фактически принят ДД.ММ.ГГГГ на должность медицинской сестры палатной и на момент заключения договора продолжает работать в туберкулезном легочном отделении N 1 туберкулезного стационарного отделения N 1.
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ N З. работает в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ на аналогичной должности в туберкулезном легочном отделении N туберкулезного стационарного отделения N 1 по внутреннему совместительству на 0,5 ставки.
Трудовыми договорами (п. 1.4) установлен размер заработной платы и дополнительные условия оплаты труда. Доплата за работу в ночное время, выходные и праздничные дни - по факту.
Из Устава ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" следует, что целью деятельности учреждения является обеспечение прав граждан на специализированную медицинскую помощь (п. 2.1); предметом деятельности учреждения является оказание населению доврачебной, амбулаторно-поликлинической, (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи) медицинской помощи (п. 2.2).
Коллективным договором ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер" на 2012 - 2015 гг. предусмотрена доплата за работу в ночное время работникам учреждения, которая производится медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время на основании табеля учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, медицинскому персоналу, занятому оказанием медицинской помощью - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов. В приложении N к указанному коллективному договору указан перечень должностей, профессий, занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи в ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ на конференции работников принят коллективный договор ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с председателем Первичной организации Профсоюза ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" Д. ДД.ММ.ГГГГ. В п. 3.5 указанного коллективного договора указано, что доплата за работу в ночное время работникам учреждения, производится: медицинскому персоналу занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время на основании табеля по оказанию экстренной и неотложной медицинской помощи, перечень этих структурных подразделений (должностей) утверждается главным врачом с учетом мнения представительного органа работников, остальным работникам - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время с 22-00 часов до 06-00 часов. В приложении N к указанному коллективному договору указан перечень должностей работников (по подразделениям), занятых в оказании экстренной и неотложной медицинской помощи, работа в которых дает право на получение компенсационной выплаты за работу в ночное время в размере 100% должностного оклада, в котором, в том числе, указана должность медицинской сестры палатной.
Приказом главного врача ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер им. Н.В. Постникова" N от ДД.ММ.ГГГГ "Об упорядочении учета рабочего времени" в стационарных отделениях организован отдельный учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время (п. 2), утвержден список лиц, ответственных за составление табелей учета рабочего времени (п. 8).
Из Положения об учете рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, согласованного с представителем работников - председателем Первичной организации Профсоюза ГБУЗ "СОКПТД", утвержденного представителем работодателя главным врачом ГБУЗ "СОКПТД" 22.08.2013 г., следует, что в целях учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время в каждом стационарном структурном подразделении ведется табель учета рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, только при возникновении производственной необходимости, возникшей в связи с оказанием экстренной и неотложной помощи, за его ведение и своевременную передачу в отдел кадров ответственна старшая медицинская сестра, учет ведется путем указания в табеле часов фактической работы по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время.
Из материалов дела следует, что в отношении ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Государственной инспекцией труда по Самарской области, в рамках которой нарушений положений об оплате труда работников в ночное время не выявлено.
Определением Государственной инспекции труда в Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, поскольку приведение условий труда (в том числе в части оплаты труда) в соответствие с действующим законодательством не может быть расценено как нарушение трудовых прав работников.
Министерством здравоохранения Самарской области проведена внеплановая проверка ГБУЗ "Самарский областной противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором указано, что начисление доплат в размере 50% является правомерным и не нарушает требований Постановления Правительства Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ и Положения об оплате труда, нарушений в этой части не выявлено.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Самарской области составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права N 6, согласно которому нарушений в части оплаты труда работников в ночное время не выявлено.
Правила организации деятельности отделения туберкулезного легочно-хирургического установлены Порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 г. N 932н, в пункте 10 которых предусмотрено, что отделение осуществляет оказание неотложной и плановой специализированной медицинской помощи больным туберкулезом, кроме этого, на отделение туберкулезное легочно-хирургическое возложены функции по оказанию консультативной помощи врачам других подразделений медицинской организации, в составе которой создано отделение, по вопросам профилактики, диагностики и лечения туберкулеза, осуществлению экспертизы временной нетрудоспособности, иные функции в соответствии с законодательством РФ.
Из изложенного следует, что медицинскому персоналу устанавливается различная доплата за работу в ночное время исходя из сложности, оперативности, интенсивности и важности выполняемой работы в ночное время. В случае оказания экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, медицинскому работнику устанавливается повышенная (по сравнению с другими работниками) доплата за работу в ночное время в размере 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время. При этом, работник должен быть занят в ночное время оказанием экстренной, скорой и неотложной помощи фактически по часам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что экстренная и неотложная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками туберкулезного легочно-хирургического отделения в ночное время не ежечасно, а по мере необходимости (эпизодически), поскольку функция отделения - это оказание плановой медицинской помощи, включает в себя также неотложную медицинскую помощь и осуществление иных функций.
Между тем, истцом не представлено доказательств оказания экстренной, неотложной медицинской помощи при осуществлении трудовой деятельности в диспансере в ночное время в период с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Учитывая, что трудовой договор, заключенный между сторонами не устанавливает размер компенсационной выплаты - за работу в ночное время, определен коллективным договором, суд пришел к правильному выводу о том, что соглашение об изменении указанного размера не требовалось.
В этой связи, доводы З. о том, что с ней не заключено письменное соглашение об изменении условий трудового договора, об отсутствии письменного предупреждения об изменении условий оплаты труда за два месяца, несостоятельны.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, руководствуясь требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оплата труда в ночное время З. произведена ответчиком без нарушений действующего трудового законодательства, не противоречит Постановлению Правительства РФ N 554 от 22.07.2008 г., Постановлению Правительства Самарской области N 181 от 12.05.2012 г., подтверждается копиями расчетных листов З. табелями учета рабочего времени и расчета заработной платы, согласно которым, доплата истцу за работу в ночное время производилась в размере 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.
Разрешая требования истца о признании незаконным коллективного договора ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова" ДД.ММ.ГГГГ в приложении N 2, приложении N 17, суд обоснованно отказал в их удовлетворении.
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Суд первой инстанции верно указал, что в трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде коллективный договор в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с положениями ст. ст. 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.
Вместе с тем, положения коллективного трудового договора не могут быть оспорены по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделен правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.
Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен главой 6 ТК РФ. В соответствии со ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Главой 61 ТК РФ установлен порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, причем правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст. ст. 29 - 31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители.
Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2010 г. N 1-В10-1 и обоснованно принята судом во внимание.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о возможности оспаривания положений коллективного договора по аналогии права, являются ошибочными.
При рассмотрении настоящего спора суд также правильно исходил из того, что не имеется оснований не применять нормы локальных нормативных актов, в том числе коллективного договора с приложениями к нему, положения об учете рабочего времени, а также приказа об упорядочении учета рабочего времени, действующих в учреждении, и определяющих порядок, размер оплаты, учет рабочего времени по оказанию экстренной и неотложной помощи в ночное время, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав истца при их применении, не установлено.
Доводы истца о противоречии данных актов положениям ст. 154 ТК РФ, предусматривающим оплату работы в ночное время в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, не могут быть приняты во внимание.
Как указано выше и следует из ст. 154 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 554, законом предусмотрена повышенная оплата труда за работу в ночное время, минимальный размер которой составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (денежного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. В Самарской области для работников физиатрической помощи установлена компенсационная выплата - доплата за работу в ночное время, превышающая минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время, установленный федеральным законодателем, а именно: медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время; остальным работникам учреждений - 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада (оклада) за каждый час работы в ночное время (Постановление Правительства Самарской области от 12.05.2010 г. N 181). Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истцу производилась доплата труда за работу в ночное время в размере 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из должностного оклада за каждый час работы в ночное время, т.е. в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях труда, а также по сравнению с установленным федеральным законодательством. Оснований для оплаты 100% часовой ставки не имелось, поскольку в указанный период истец экстренную и неотложную медицинскую помощь не оказывала.
При таких обстоятельствах доводы истца о нарушении ответчиками требований закона о повышенной оплате труда за работу в ночное время также являются несостоятельными.
Не могут быть приняты во внимание и доводы З. об ухудшении ее материального положения и нарушении имущественных прав в результате действий Министерства имущественных отношений Самарской области, а также Министерства здравоохранения Самарской области в лице Администрации ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", поскольку нарушения трудовых прав истца действиями указанных лиц установлено не было.
Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области являются соучредителями ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", которое в свою очередь в соответствии с Уставом является самостоятельным юридическим лицом и правом действовать от имени и в интересах министерств администрация учреждения не наделена. Кроме того, министерства не являются стороной коллективного договора, заключенного между учреждением и первичной профсоюзной организацией ДД.ММ.ГГГГ г., не выступают по отношению к истцу работодателем, не заключали с истцом трудовой договор, не устанавливали условия об оплате труда, не вели табель учета рабочего времени, не выплачивали заработную плату, не участвовали в иных трудовых правоотношениях с истицей.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, а также возмещении расходов по оплате государственной пошлины, поскольку указанные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых З. отказано.
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", устанавливающее минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22-00 час. до 06-00 час.) в размере 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, не относится к данному спору, так как данная надбавка относится к учреждениям "иного профиля" несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Указанное Постановление Правительства имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и распространяется на всех работодателей независимо от форм собственности, типа учреждения и его профиля.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель в одностороннем порядке изменил условия трудового договора, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку условия и размер доплаты за работу в ночное время были установлены в коллективном договоре, принятом совместно работниками и работодателем в лице первичной профсоюзной организации. Коллективный договор учреждения прошел уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области. При этом данным органом в указанных коллективных договорах не было выявлено условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в части условий оплаты труда работников учреждения в ночное время. В трудовых договорах с истцом определена оплата труда, однако условий о конкретной доплате за работу в ночное время не имеется. Отсутствие в трудовых договорах с истцами размера доплаты за работу в ночное время исключает применение к данным отношениям правил статьи 74 ТК РФ, предусматривающих необходимость уведомления работников об изменении конкретных условий трудового договора. Приведение ответчиком порядка оплаты труда в ночное время в соответствие с нормами действующего законодательства и коллективного договора изменением условий оплаты труда не является.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана надлежащая оценка позиции Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, согласно которой в учреждении имеются нарушения трудового законодательства в части оплаты компенсационных выплат за работу в ночное время, вместе с тем в основу решения положены результаты проверки Государственной инспекции труда в Самарской области, также не могут быть учтены.
Согласно ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно на Государственную инспекцию труда возложены функции контроля за соблюдением трудового законодательства, Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области такими полномочиями не наделено. Именно поэтому Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области обратилось в Государственную инспекцию труда в Самарской области по вопросу возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ГБУЗ "Самарский областной клинический противотуберкулезный диспансер имени Н.В. Постникова", однако в возбуждении такого производства отказано, поскольку нарушений законодательства в части оплаты труда за работу в ночное время установлено не было. При таких обстоятельствах судом обоснованно наряду с иными собранными по делу доказательствами принято во внимание при принятии решения определение Государственной инспекции труда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ
Другие доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку они были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самара от 12 ноября 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)