Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1907/15

Требование: О взыскании недополученной заработной платы.

Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обстоятельства: Истица полагает, что методика расчета ее должностного оклада противоречит нормативным актам органов местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N 33-1907/15


Председательствующий: Прыгунова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Чукреевой Н.В.
судей областного суда Кочеровой Л.В., Егоровой К.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 25 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области
на решение Кормиловского районного суда Омской области от 15 января 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Е. к Муниципальному Бюджетному образовательному учреждению "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" о взыскании недополученной заработной платы, удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального Бюджетного образовательного учреждения "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" в пользу Е. недополученную заработную плату в сумме N <...> рублей 32 копейки.
Взыскать с Муниципального Бюджетного образовательного учреждения "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" в пользу Е. расходы по оплате госпошлины в сумме N <...> рублей.
Взыскать с Муниципального Бюджетного образовательного учреждения "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" в пользу бюджета Кормиловского муниципального района в сумме N <...> рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Кочеровой Л.В., судебная коллегия

установила:

Е. обратилась в суд с иском к Муниципальному Бюджетному образовательному учреждению "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" о взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что работает заместителем директора по учебно - воспитательной работе в МБОУ "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1". Трудовым договором и соглашением был установлен оклад в сумме N <...> рублей. 24.02.2014 г. она была уведомлена о предстоящих изменениях условий трудового договора в части оплаты труда: с 01 июня 2014 г. размер оклада составил N <...> рублей. Полагает, что методика расчета должностных окладов руководителей и заместителей руководителей учреждений образования Кормиловского муниципального района, утвержденная приказом Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района от 31.12.2013 г. N 415 противоречит Приказу Министерства образования Омской области от 16.12.2013 г. N 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда". Администрацией Кормиловского муниципального района принято постановление от 14.03.2014 г. N 178-П "Об утверждении положения об оплате труда руководителей, заместителей руководителя", которое также не соответствует Методике комитета по образованию. Просила взыскать в ее пользу недоначисленную заработную плату в размере N <...> рублей.
В судебном заседании истец Е. исковые требования поддержала, уточнила, просила взыскать недоначисленную заработную плату с работодателя - МБОУ "СОШ N 1", который в данном случае является надлежащим ответчиком, в сумме N <...> рублей, с учетом декабря 2014 г.
Представитель Комитета по образованию Кормиловского муниципального района Омской области - П., возражала против удовлетворения требований, пояснив, что во исполнение Приказа Министерства образования Омской области от 16.12.2013 года N 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений Комитетом по образованию Администрации были приняты ряд правовых документов регулирующих вопросы оплаты труда руководителей, заместителя и главного бухгалтера, бюджетных и казенных образовательных учреждений Кормиловского муниципального района, с учетом пункта 10 "Методических рекомендаций по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области". Таким образом, в действиях Администрации и комитета по образованию Администрации нарушений норм трудового законодательства не выявлено.
Представитель ответчика - МБОУ "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" - Р., не возражала против удовлетворения требований, пояснив, что недопустимо снижение размера оклада при оставлении такого же объема обязанностей.
Представитель третьего лица - Министерства по образованию Омской области, в судебное заседание не явился, направил отзыв согласно которого в соответствии со статьями 135, 145 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Комитет по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области просят решение суда отменить. Считают ошибочным вывод суда о том, что должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения относятся к основному персоналу учреждения и в соответствии со ст. 33 Методических рекомендаций N 75 должны учитываться при определении должностного оклада руководителя учреждения. Указали на п. 9.1 Методических рекомендаций N 75, который разграничивает основной персонал, административно-управленческий, вспомогательный, определяет категории работников, на основании чего руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер учреждения не относятся к основному персоналу учреждения. Приказы Комитета N 415, N 10, постановление Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от 14.03.2014 года соответствуют п. 33 Методических рекомендаций. Права истца не нарушены.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства образования Омской области - О. просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании п. 8 Постановления Правительства Омской области от 15.10.2008 N 172-п "Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений в Омской области", органам местного самоуправления рекомендовано в срок до 1 ноября 2008 года принять правовые акты органов местного самоуправления Омской области о введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области, разработанные с учетом настоящего постановления, а также принять меры по соблюдению прав работников бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области при проведении мероприятий, связанных с введением отраслевых систем оплаты труда.
Согласно пункта 35 Примерного положения об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования условия оплаты труда заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера учреждения определяются нормативным правовым актом Министерства образования Омской области и Положением.
Приказом Министерства образования Омской области от 16.12.2013 N 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений" утверждены Методические рекомендации по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области.
Из п. 12 указанных Методических рекомендаций следует, что расчет средней заработной платы работников учреждения осуществляется с учетом методических рекомендаций по определению размеров окладов руководителя, его заместителей и главного бухгалтера бюджетного или казенного учреждения Омской области, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 20 октября 2008 года N 75 "О мерах по реализации постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года N 172-п".
Согласно п. 33 Приказа Министерства труда и социального развития Омской области от 20 октября 2008 года N 75 должностной оклад руководителя учреждения рекомендуется определять исходя из размера средней заработной платы работников учреждения, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности. Для целей определения размера должностного оклада руководителя учреждения расчет средней заработной платы работников учреждения, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, рекомендуется осуществлять в соответствии с методическими рекомендациями по определению размеров должностных окладов руководителя, его заместителей и главного бухгалтера бюджетного или казенного учреждения Омской области.
Пункт 34 Приказа предусматривает, что размеры должностных окладов заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения определяются органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного и казенного учреждения Омской области, органом местного самоуправления Омской области, осуществляющим функции учредителя соответствующего бюджетного и казенного учреждения муниципального образования Омской области.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Приказом Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области N 415 от 31.12.2013 года утверждена методика расчета должностных окладов руководителей и заместителей руководителей учреждений образования Кормиловского муниципального района. В приложении к приказу установлена методика расчета, по которой должностной оклад руководителей учреждений образования Кормиловского муниципального района рассчитывается исходя из средней заработной платы работников учреждения, рассчитываемой без учета средней заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения.
Судом установлено, что 04.03.2009 г. между МОУ "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" в лице директора А. и Е. заключен трудовой договор.
02.11.2013 г. между МКОУ "Кормиловская средняя общеобразовательная школа N 1" в лице директора Р. и Е. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по которому п. 13.1 был изложен в следующей редакции - "должностной оклад, ставка заработной платы заместитель директора по учебно - воспитательной работе на 0,5 ставки в размере N <...> рублей".
01.03.2014 г. Е. была уведомлена о том, что с 01 мая 2014 г. ее оклад на 0,5 ставки составит N <...> рублей; при этом объем работы Е. остался без изменения.
Обращаясь с иском в суд, Е. указала на наличие правовых оснований для взыскания с ответчика недоначисленной заработной платы в размере N <...> рублей.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно указал на неправильное применение ответчиком методики расчета заработной платы, что повлекло необоснованное снижение размера оклада Е. на N <...> рублей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Судом первой инстанции установлено, что расчет должностного оклада руководителей, заместителей руководителя и главного бухгалтера, бюджетных и казенных образовательных учреждений образования Кормиловского муниципального района производится на основании утвержденного Комитетом по образованию Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от 31.01.2014 N 10 Приказа "Об утверждении показателей и установлении должностных окладов руководителям".
Между тем, как верно указал суд, в нарушение положений пункта 33 Методических рекомендаций по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области, расчет должностных окладов административно - управленческого персонала общеобразовательных учреждений Кормиловского муниципального района на 2014 год производился исходя из средней заработной платы работников без учета административно- управленческого персонала.
Постановление от 14.03.2014 N 178-п "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей, заместителей руководителя и главного бухгалтера, бюджетных и казенных образовательных учреждений образования Кормиловского муниципального района", предусматривает, что средняя заработная плата руководителя учреждения, заместителей руководителя и главного бухгалтера рассчитывается путем деления суммы номинальной начисленной заработной платы работников учреждения, рассчитываемой без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера учреждения за январь - декабрь отчетного года на среднюю численность работников учреждения той же категории и на 12 (п. 5).
Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, нормы права, судебная коллегия полагает вывод суда о неправильном применении ответчиком методики расчета заработной платы, повлекшей снижение оклада Е. законным и обоснованным, в связи с чем взысканная в пользу истца недоначисленная заработная плата в размере N <...> рублей, не вызывает сомнений.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочном выводе суда о том, что должности руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера учреждения относятся к основному персоналу учреждения и в соответствии со ст. 33 Методических рекомендаций должны учитываться при определении должностного оклада руководителя учреждения, о соответствии приказов Комитета N 415, N 10, постановления Администрации Кормиловского муниципального района Омской области от 14.03.2014 года пункту 33 Методических рекомендаций по разработке положений об оплате труда работников бюджетных и казенных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области отклоняются, поскольку не являются основанием для отказа в удовлетворении требований истцу. Удовлетворяя требования, суд исходил из неправильного применения ответчиком методики расчета заработной платы, что привело к ее необоснованному уменьшению.
Ссылка в жалобе на отсутствие нарушения прав истца является неправомерной, поскольку совокупностью представленных в материалы дела доказательств, подтверждается уменьшение оклада истицы при том же объеме работы, что безусловно является нарушением трудовых прав Е.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, принято при полной и объективной оценке представленных по делу доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Кормиловского районного суда Омской области от 15 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)