Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2015 N 07АП-4860/2015 ПО ДЕЛУ N А27-2307/2015

Разделы:
Срок трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2015 г. по делу N А27-2307/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2015 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г.
при участии:
от заявителя: Кудашовой Т.Н. по доверенности от 24.10.2014 (на 1 год),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 14 апреля 2015 года по делу N А27-2307/2015 (судья А.Л. Потапов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Партнер" (ОГРН 1114205037330, ИНН 4205228719, 650000, г. Кемерово, ул. Совхозная, 58)
к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, 650991, г. Кемерово, пр. Советский 74 А, ГСП-1)
о признании недействительным решения от 06.11.2014 N 206,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СК Партнер" (далее - ООО "СК Партнер", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 06.11.2014 N 206 в части назначения штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 14.04.2015 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным как несоответствующее нормам Федерального закона N 212-ФЗ решение от 06.11.2014 N 206 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа сумме 348 146 рублей 12 копеек, по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа сумме 86 974 рубля 78 копеек.
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить в обжалуемой части состоявшийся судебный акт и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что судом неверно применена статья 44 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку отсутствует механизм применения предусмотренных указанной статьей смягчающих ответственность обстоятельств, тогда как несвоевременное представление индивидуальных сведений создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Пенсионного фонда - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Пенсионного фонда.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражений от общества не поступило, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой Пенсионным фондом части.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена выездная проверка ООО "СК Партнер" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 30.09.2014 N 175 и принято решение от 06.11.2014 N 206 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за представление неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также о доначислении страховых взносов и начислении соответствующих пеней.
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании его незаконным в части назначения штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 386 829 рублей 02 копейки и абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 96 638 рублей 65 копеек.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку обществом за период 2012-2013 г.г. не была включена в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование заработная плата, начисленная и выплаченная иностранным гражданам, временно проживающим на территории Российской Федерации, а также иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации и заключившим срочные трудовые договоры продолжительностью не менее 6 месяцев; не представлены сведения о начисленных страховых взносах, об общем трудовом стаже по индивидуальным сведениям по 110 застрахованным лицам; сведения о страховых взносах, начисленных в индивидуальных сведениях, не соответствуют начисленным по результатам проверки в отношении 6 застрахованных лиц.
При этом суд со ссылкой на статью 44 Федерального закона N 212-ФЗ применил смягчающие ответственность обстоятельства (уплата обществом доначисленных страховых взносов и пени, недопущение правонарушений в предыдущие периоды, производственный характер деятельности общества, его штатную численность), в связи с чем снизил размер штрафа в 10 раз - по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ до 38 682 рублей 90 копеек и абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ до 9 663 рублей 87 копеек.
Апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются с 01.01.2010 Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов на обязательное страхование и на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 названного Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусств.
При этом плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (застрахованным лицам), в том числе организации (статья 6 Закона N 167-ФЗ).
На основании абзаца 9 части 1 статьи 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином в порядке, не требующем получения визы, признается лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Таким образом, начиная с 01.01.2012 выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев, а с 01.01.2013 заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, должны облагаться страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации.
После приобретения временно пребывающими иностранными гражданами статуса застрахованных лиц организация должна произвести перерасчет страховых взносов с начала соответствующего месяца отчетного периода, в котором с указанными лицами был первоначально заключен организацией трудовой договор, по которому производились выплаты, и, соответственно, представить уточненные расчеты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета.
Пунктом 1 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи, указанные в статье 6 названного Федерального закона, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному названным Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц. Пунктом 2 той же статьи установлено, что страхователи, указанные в статье 6 Закона N 167-ФЗ, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному названным Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ обществом заработная плата, начисленная и выплаченная иностранным гражданам временно пребывающим на территории Российской Федерации, в 2012-2013 г.г. не была включена в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно статье 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах влечет финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Обществом не оспаривается наличие допущенных им правонарушений в отношении неверности исчисления страховых взносов, их неуплаты и не представления сведений в отношении застрахованных лиц.
При исследовании обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции, признавая доказанным факт совершения обществом вменяемых ему нарушений, учитывая степень вины, установил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность: уплату доначисленных страховых взносов и пени, недопущение правонарушений в предыдущие периоды, производственный характер деятельности общества, его штатную численность, в связи с чем снизил размер штрафа в 10 раз - по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ до 38 682 рублей 90 копеек и абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ до 9 663 рублей 87 копеек.
Апеллянт в жалобе указывает, что механизм применения смягчающих обстоятельств при рассмотрении материалов проверки законодательством не установлен, необоснованность применения судом статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2015.
Соглашаясь с доводом общества о необоснованной ссылке суда на положения статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 (то есть на момент рассмотрения дела) (Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ), суд апелляционной инстанции исходит из того, что данное обстоятельство не является основанием для отмены судебного акта.
Суд, снижая размер штрафа, руководствовался принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П (о требованиях справедливости, соразмерности, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния).
Ссылка Пенсионного фонда на то, что несвоевременное представление индивидуальных сведений создает существенные препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение, отклоняется, поскольку суд первой инстанции не освободил организацию от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор об уплате которых по настоящему делу отсутствует (недостающая сумма страховых взносов обществом была уплачена).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Позиция суда апелляционной инстанции в обжалуемой части согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 17.06.2015 по делу N А27-21819/2014.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 апреля 2015 года по делу N А27-2307/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА
Судьи
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)