Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Курнаева Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Фроловой И.М.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе Б. на решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года по иску Б. к Государственному казанному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средствах, взыскании компенсации за не выданное вещевое имущество, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов,
установила:
Истец обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средствах, взыскании компенсации за вещевое имущество, отмене приказов о привлечении в дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов, ссылаясь на то обстоятельство, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, занимая должность <данные изъяты>. Ответчиком ему установлен должностной оклад в меньшем размере, чем предусмотрено приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МЧС РФ. Истцу не была произведена оплата за работу в изолирующих средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МЧС РФ. Выданное вещевое довольствие не соответствует нормам снабжения вещевому имуществу сотрудников МЧС РФ.
Приказами ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на него были наложены дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора. С данными приказами истец не согласен, поскольку они противоречат ст. 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Просил установить ему должностной оклад в размере 8000 руб. на основании приказа N 545 от 22.09.2009 года МЧС РФ, с последующим перерасчетом за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика выплату компенсационного характера за работу в средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ в размере 182 руб. 61 коп. за август 2011 года, взыскать выплату компенсационного характера за проведение тренировок в средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ в размере 2630 руб. 38 коп. за период октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года, январь, март, апрель, май, июнь, июль 2013 года, взыскать компенсацию за не выданное вещевое имущество в размере 13883 руб., отменить приказы N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4500 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Б. к Государственному казенному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средств, взыскании компенсации за не выданное вещевое имущество, отмене приказов о привлечении в дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов, отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит об отмене решения суда, не соглашаясь с выводом суда о том, что противопожарная служба субъектов РФ, созданная органами государственной власти субъектов РФ, не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ответчиком не предоставлены нормативно-правовые акты, устанавливающие размер оклада, согласно тарифной ставки истца. В нарушение требований ст. 146 ТК РФ ответчик не производит выплату компенсационного характера за работу в средствах защиты органов дыхания за проведение тренировок в изолирующих средствах выездному составу учреждений с применением изолирующих средств и за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях.
Также указывает на несогласие с выводами суда по исковым требованиям об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, полагает, что оба приказа вынесены за один и тот же дисциплинарный проступок; ответчиком нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" по доверенности А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, с 10-м тарифным разрядом. Согласно условиям трудового договора истцу был установлен оклад в размере 2874 руб. 30 коп. в месяц, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере от 50-70% должностного оклада, ежемесячная премия по результатам работы, ежемесячное денежное поощрение в размере 90%; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз год в размере 2 должностных окладов; материальная помощь в течение календарного года в двукратном размере должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение по итогам года за счет средств экономии по фонду оплаты труда.
Приказом начальника отряда государственной противопожарной службы N по охране г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N Б. был переведен с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> по 10-му тарифному разряду с окладом 2874 руб. 30 коп.
Одной из основных обязанностей работодателя в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации являются: обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности и выплата в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что пожарная охрана подразделяется на: государственную противопожарную службу; муниципальную пожарную охрану; ведомственную пожарную охрану; частную пожарную охрану; добровольную пожарную охрану, а государственная противопожарная служба, в свою очередь, делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 13.12.2005 года N 89-3 "О пожарной безопасности", противопожарная служба Брянской области является составной частью государственной противопожарной службы и в пределах своей компетенции организует взаимодействие других видов пожарной охраны области.
Личный состав противопожарной службы Брянской области включает в себя лиц, не имеющих специальных или воинских званий, состоящих на соответствующих штатных должностях (ст. 4 Закона).
В соответствии со ст. 4 Закона Брянской области от 13.12.2005 года N 89-3 "О пожарной безопасности", оплата труда работников противопожарной службы осуществляется в соответствии с тарифной системой оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Брянской области.
Размеры, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат, а также порядок исчисления стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет, определяются постановлением администрации Брянской области.
Согласно Уставу Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", утвержденного распоряжением администрации Брянской области от 27.12.2010 года N 1082-р, Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" создано путем изменения типа Брянского областного государственного учреждения "Брянский пожарно-спасательный центр" на основании постановления администрации области от 05.10.2010 года N 1003 "О создании казенных учреждений путем изменения типа действующих бюджетных учреждений", собственником имущества учреждения является Брянская область, (п. 1.1, 1.2 Устава).
Согласно указу Губернатора Брянской области от 01.04.2013 года N 299 с 01.04.2013 года Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" передано в ведомственное подчинение администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.
Постановлением администрации Брянской области от 11.04.2011 года N 325 утверждено положение об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", которым установлено, что финансирование оплаты труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" осуществляется в рамках запланированных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Доводы истца о том, что ему должен быть установлен оклад в размере 8000 руб. и произведен перерасчет заработной платы в соответствии с приказом N 545 от 22.09.2009 года МЧС РФ, а также выплачена компенсационная выплата за работу и тренировки в изолирующих средствах защиты органов дыхания, в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным и отказал в этой части в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", издан приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России", "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России", "Порядком формирования фонда оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России"), пункт 1 которого устанавливает для работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, новые системы оплаты труда.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года N 583, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, а также на предоставление федеральным бюджетным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда.
В соответствии с п. п. 5, 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного вышеуказанным Постановлением, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заработная плата, надбавки выплачиваются истцу в соответствии с трудовым договором и положением об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Установленный в трудовом договоре порядок оплаты труда, заключенном с истцом, по мнению судебной коллегии, соответствует требованиям, содержащимся в положении об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Право на оклады, установленные данным приказом и компенсационные выплаты за работу и тренировки в изолирующих средствах защиты органов дыхания, для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении требований о взыскании компенсации за не выданное вещевое довольствие, суд первой инстанции также правильно постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных Б. требований по следующим основаниям.
Согласно п. 6.2 Постановления Администрации Брянской области от 01.06.2006 N 333 "О создании противопожарной службы Брянской области", работники противопожарной службы обеспечиваются вещевым имуществом.
Согласно п. 6.2 Постановления Администрации Брянской области от 01.06.2006 N 333 "О создании противопожарной службы Брянской области", работники противопожарной службы обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным для Федеральной противопожарной службы.
Данные нормы определены коллективным договором ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Пунктом 5.2 Коллективного договора ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", принятом на общем собрании трудового коллектива 27.01.2010 года, работодатель обязан обеспечить условия труда некоторых категорий работников, для чего обеспечивает: своевременную выдачу и замену пришедшей в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами по прилагаемому перечню профессий.
Согласно справке ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" и арматурной карточке истец обеспечен вещевым довольствием в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам ГКУ "Брянский пожарно-спасательный центр".
Доводы истца о том, что в части обеспечения вещевым имуществом на него распространяются нормы снабжения вещевым имуществом, предусмотренные постановлением правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом государственной пожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ..., имеющих специальные звания внутренней службы и следовательно подлежит взысканию компенсация за не выданное вещевое обмундирование в сумме 13883 руб., судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку данное постановление распространяет свое действие на сотрудников противопожарной службы министерства РФ, имеющих специальные звания. Как установлено в суде Б. работает по трудовому договору в ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" и не имеет специального звания.
При рассмотрении требований об оспаривании приказов о наложении дисциплинарного взыскания, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Согласно п. 1.1 трудового договора от 29.10.2009 года работник обязуется лично выполнять свои функциональные обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка.
В силу правил внутреннего трудового распорядка Государственного казанного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности; соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения работодателя, повышать производительность труда и тщательно выполнять работы по заданиям, содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления в чистоте и исправном состоянии, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов, иметь чистый и опрятный вид и одежду; обеспечить безупречное состояние и внешний вид форменной одежды.
Функциональные обязанности истца определены в должностной инструкции <данные изъяты>.
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", утвержденной приказом начальника ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" от 02.04.2012 года N 138, с которой истец ознакомлен, на начальника караула возлагаются трудовые обязанности: обеспечивать выполнение плана профессиональной подготовки, расписания учебных занятий с работниками караула в период дежурства, лично проводить занятия, контролировать своевременность, качество подготовки и проведение учебных занятий командиром отделения (п. 2.3); обеспечивать выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм работниками караула (п. 2.5); осуществлять контроль за техническим обслуживанием СИЗОД (боевая проверка, проверка N 1,2), правильное ведение документации по ГДЗС (п. 2.7); осуществлять контроль за состоянием противопожарного водоснабжения, систем связи, обеспечением возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах района (подрайона) выезда подразделения ГПС (п. 2.14); отвечать за организацию и учет источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда, осуществлять контроль за их техническим состоянием и своевременным ремонтом (2.28); осуществлять контроль за проверкой источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда (п. 2.29); анализировать и обобщать информацию, касающуюся состояния источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда, на основе анализа разрабатывать мероприятия по улучшения данного направления (п. 2.30); осуществлять контроль за состоянием и наличием документации по пожарному водоснабжению (п. 2.31).
Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарным проступком законодательство признает виновное (в форме совершения умышленных действий или бездействия) неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из смысла указанных правовых норм следует, что дисциплинарное взыскание может быть наложено лишь за виновное нарушение служебной дисциплины.
Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истец за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п. п. 2.7, 2.14, 2.28, 2.30, 2.31 должностной инструкции привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Основанием к изданию данного приказа явились результаты проверки организации несения службы дежурного караула <данные изъяты>, в результате которой выявлены существенные недостатки в организации несения караульной службы, незнании должностных обязанностей, неопрятного вида, отсутствия нормативной литературы караула по организации ППВ, актов по проверке ПГ на водоотдачу, не корректировка экрана противопожарного водоснабжения, грязного отсека, запись давления в СИЗОД N 7444 20.06.2013 года не соответствует действительному.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в рапорте начальника <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истец за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п. п. 2.3, 2.5, 2.14, 2.28, 2.29, 2.30 должностной инструкции привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Основанием для издания данного приказа явилась проверка организации служебной деятельности <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой установлено, что были выявлены существенные недостатки в организации службы, подготовки и пожаротушения, ведения служебной документации, что отрицательно влияет на поддержание подразделения в постоянной готовности к выполнению поставленных задач, а именно конспекты начальника караула Б. для проведения занятий с работниками по пожарно-профилактической и пожарно-строевой подготовке 10.07.2013 года не соответствует темам расписания; в подразделении отсутствует инвентаризационный список источников противопожарного водоснабжения; при отработке документов предварительного планирования боевых действий (детский сад "Капелька"), ПТП записана отработка несуществующего пожарного гидранта, расположенного по адресу: ул. Отрадная, 2 "а"; при проведении пожарно-тактических занятий в психиатрическую больницу пос. Ивановка двумя караулами, из 4-х не проверялись источники противопожарного водоснабжения (о чем отсутствуют записи проверки ПГ в журнале учета проверок водоисточников); норматив "Сбор и выезд по тревоге" выполнен неудовлетворительно (неправильно) двое пожарных не полностью обеспечены боевой одеждой; из-за нарушений требований правил охраны труда (отсутствие краг) отстранен от несения службы пожарный Г.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в рапорте начальника дежурной смены СПТ и АСР за ДД.ММ.ГГГГ, в заключение проведения служебной проверки по факту выявленных нарушений, планом устранения недостатков выявленных в результате проверки.
По факту совершения дисциплинарных проступков у истца отобраны письменные объяснения, согласно которым Б. частично признал нарушение им должностных инструкций и исправил их в период проверки.
Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарным проступком законодательство признает виновное (в форме совершения умышленных действий или бездействия) неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт совершения истцом дисциплинарных проступков нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиком были соблюдены предусмотренные законом срок и порядок применения взыскания. Дисциплинарные взыскания наложены с учетом тяжести совершенных проступков и обстоятельств, при которых они были совершены.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами истца относительно того, что ответчиком нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания, выразившегося в том, что истец с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с нарушением установленного законом трехдневного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ поскольку как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на листке нетрудоспособности, первые рабочие дни для истца ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являлись субботой и воскресеньем соответственно, в связи с чем, истец ознакомлен с приказом, ДД.ММ.ГГГГ, который являлся рабочим днем для истца после его выходных ДД.ММ.ГГГГ
С доводами истца о том, что за одно и тоже правонарушение ему объявлены два дисциплинарных взыскания, в виде замечания и выговора, судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что данные нарушения должностных обязанностей имели место в разные периоды работы истца и, отчасти, за разные правонарушения.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании не установлена неправомерность в действиях ответчика в отношении истца, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Ввиду того, что судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Б., не подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им в процессе рассмотрения настоящего дела. Данный вывод суда первой инстанции в этой части также мотивирован.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА
Судьи
облсуда
Е.В.СИДОРЕНКОВА
И.М.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2017(2014)
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу N 33-2017(2014)
Судья: Курнаева Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В., Фроловой И.М.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе Б. на решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года по иску Б. к Государственному казанному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средствах, взыскании компенсации за не выданное вещевое имущество, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов,
установила:
Истец обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средствах, взыскании компенсации за вещевое имущество, отмене приказов о привлечении в дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов, ссылаясь на то обстоятельство, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ, занимая должность <данные изъяты>. Ответчиком ему установлен должностной оклад в меньшем размере, чем предусмотрено приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МЧС РФ. Истцу не была произведена оплата за работу в изолирующих средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ МЧС РФ. Выданное вещевое довольствие не соответствует нормам снабжения вещевому имуществу сотрудников МЧС РФ.
Приказами ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на него были наложены дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора. С данными приказами истец не согласен, поскольку они противоречат ст. 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации.
Просил установить ему должностной оклад в размере 8000 руб. на основании приказа N 545 от 22.09.2009 года МЧС РФ, с последующим перерасчетом за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика выплату компенсационного характера за работу в средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ в размере 182 руб. 61 коп. за август 2011 года, взыскать выплату компенсационного характера за проведение тренировок в средствах защиты органов дыхания в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ в размере 2630 руб. 38 коп. за период октябрь, ноябрь, декабрь 2011 года, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года, январь, март, апрель, май, июнь, июль 2013 года, взыскать компенсацию за не выданное вещевое имущество в размере 13883 руб., отменить приказы N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4500 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года в удовлетворении исковых требований Б. к Государственному казенному учреждению Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" об установлении должностного оклада, оплате за работу в индивидуальных средств, взыскании компенсации за не выданное вещевое имущество, отмене приказов о привлечении в дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда, распределении судебных расходов, отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит об отмене решения суда, не соглашаясь с выводом суда о том, что противопожарная служба субъектов РФ, созданная органами государственной власти субъектов РФ, не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ответчиком не предоставлены нормативно-правовые акты, устанавливающие размер оклада, согласно тарифной ставки истца. В нарушение требований ст. 146 ТК РФ ответчик не производит выплату компенсационного характера за работу в средствах защиты органов дыхания за проведение тренировок в изолирующих средствах выездному составу учреждений с применением изолирующих средств и за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях.
Также указывает на несогласие с выводами суда по исковым требованиям об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, полагает, что оба приказа вынесены за один и тот же дисциплинарный проступок; ответчиком нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" по доверенности А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года, с 10-м тарифным разрядом. Согласно условиям трудового договора истцу был установлен оклад в размере 2874 руб. 30 коп. в месяц, а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере от 50-70% должностного оклада, ежемесячная премия по результатам работы, ежемесячное денежное поощрение в размере 90%; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска 1 раз год в размере 2 должностных окладов; материальная помощь в течение календарного года в двукратном размере должностного оклада; единовременное денежное вознаграждение по итогам года за счет средств экономии по фонду оплаты труда.
Приказом начальника отряда государственной противопожарной службы N по охране г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N Б. был переведен с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> по 10-му тарифному разряду с окладом 2874 руб. 30 коп.
Одной из основных обязанностей работодателя в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации являются: обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности и выплата в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что пожарная охрана подразделяется на: государственную противопожарную службу; муниципальную пожарную охрану; ведомственную пожарную охрану; частную пожарную охрану; добровольную пожарную охрану, а государственная противопожарная служба, в свою очередь, делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов РФ. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 13.12.2005 года N 89-3 "О пожарной безопасности", противопожарная служба Брянской области является составной частью государственной противопожарной службы и в пределах своей компетенции организует взаимодействие других видов пожарной охраны области.
Личный состав противопожарной службы Брянской области включает в себя лиц, не имеющих специальных или воинских званий, состоящих на соответствующих штатных должностях (ст. 4 Закона).
В соответствии со ст. 4 Закона Брянской области от 13.12.2005 года N 89-3 "О пожарной безопасности", оплата труда работников противопожарной службы осуществляется в соответствии с тарифной системой оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы Брянской области.
Размеры, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат, а также порядок исчисления стажа работы, дающего право на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет, определяются постановлением администрации Брянской области.
Согласно Уставу Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", утвержденного распоряжением администрации Брянской области от 27.12.2010 года N 1082-р, Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" создано путем изменения типа Брянского областного государственного учреждения "Брянский пожарно-спасательный центр" на основании постановления администрации области от 05.10.2010 года N 1003 "О создании казенных учреждений путем изменения типа действующих бюджетных учреждений", собственником имущества учреждения является Брянская область, (п. 1.1, 1.2 Устава).
Согласно указу Губернатора Брянской области от 01.04.2013 года N 299 с 01.04.2013 года Государственное казенное учреждение Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" передано в ведомственное подчинение администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области.
Постановлением администрации Брянской области от 11.04.2011 года N 325 утверждено положение об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", которым установлено, что финансирование оплаты труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" осуществляется в рамках запланированных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Доводы истца о том, что ему должен быть установлен оклад в размере 8000 руб. и произведен перерасчет заработной платы в соответствии с приказом N 545 от 22.09.2009 года МЧС РФ, а также выплачена компенсационная выплата за работу и тренировки в изолирующих средствах защиты органов дыхания, в соответствии с приказом N 680 от 23.12.2010 года МЧС РФ, суд первой инстанции правильно признал несостоятельным и отказал в этой части в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений", издан приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" (вместе с "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России", "Условиями, размерами и порядком осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу спасательных воинских формирований МЧС России", "Порядком формирования фонда оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России"), пункт 1 которого устанавливает для работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, новые системы оплаты труда.
Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 года N 583, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федеральных казенных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части оплаты труда работников и гражданского персонала, а также на предоставление федеральным бюджетным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, с учетом увеличения объема этих ассигнований с 1 декабря 2008 г. на 30 процентов в связи с введением новых систем оплаты труда.
В соответствии с п. п. 5, 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного вышеуказанным Постановлением, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заработная плата, надбавки выплачиваются истцу в соответствии с трудовым договором и положением об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Установленный в трудовом договоре порядок оплаты труда, заключенном с истцом, по мнению судебной коллегии, соответствует требованиям, содержащимся в положении об оплате труда работников Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Право на оклады, установленные данным приказом и компенсационные выплаты за работу и тренировки в изолирующих средствах защиты органов дыхания, для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
При таких обстоятельствах требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении требований о взыскании компенсации за не выданное вещевое довольствие, суд первой инстанции также правильно постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных Б. требований по следующим основаниям.
Согласно п. 6.2 Постановления Администрации Брянской области от 01.06.2006 N 333 "О создании противопожарной службы Брянской области", работники противопожарной службы обеспечиваются вещевым имуществом.
Согласно п. 6.2 Постановления Администрации Брянской области от 01.06.2006 N 333 "О создании противопожарной службы Брянской области", работники противопожарной службы обеспечиваются вещевым имуществом по нормам, установленным для Федеральной противопожарной службы.
Данные нормы определены коллективным договором ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр".
Пунктом 5.2 Коллективного договора ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", принятом на общем собрании трудового коллектива 27.01.2010 года, работодатель обязан обеспечить условия труда некоторых категорий работников, для чего обеспечивает: своевременную выдачу и замену пришедшей в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами по прилагаемому перечню профессий.
Согласно справке ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" и арматурной карточке истец обеспечен вещевым довольствием в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам ГКУ "Брянский пожарно-спасательный центр".
Доводы истца о том, что в части обеспечения вещевым имуществом на него распространяются нормы снабжения вещевым имуществом, предусмотренные постановлением правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом государственной пожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ..., имеющих специальные звания внутренней службы и следовательно подлежит взысканию компенсация за не выданное вещевое обмундирование в сумме 13883 руб., судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку данное постановление распространяет свое действие на сотрудников противопожарной службы министерства РФ, имеющих специальные звания. Как установлено в суде Б. работает по трудовому договору в ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" и не имеет специального звания.
При рассмотрении требований об оспаривании приказов о наложении дисциплинарного взыскания, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
Согласно п. 1.1 трудового договора от 29.10.2009 года работник обязуется лично выполнять свои функциональные обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка.
В силу правил внутреннего трудового распорядка Государственного казанного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности; соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения работодателя, повышать производительность труда и тщательно выполнять работы по заданиям, содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления в чистоте и исправном состоянии, соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов, иметь чистый и опрятный вид и одежду; обеспечить безупречное состояние и внешний вид форменной одежды.
Функциональные обязанности истца определены в должностной инструкции <данные изъяты>.
Согласно должностной инструкции <данные изъяты> Государственного казенного учреждения Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр", утвержденной приказом начальника ГКУ Брянской области "Брянский пожарно-спасательный центр" от 02.04.2012 года N 138, с которой истец ознакомлен, на начальника караула возлагаются трудовые обязанности: обеспечивать выполнение плана профессиональной подготовки, расписания учебных занятий с работниками караула в период дежурства, лично проводить занятия, контролировать своевременность, качество подготовки и проведение учебных занятий командиром отделения (п. 2.3); обеспечивать выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм работниками караула (п. 2.5); осуществлять контроль за техническим обслуживанием СИЗОД (боевая проверка, проверка N 1,2), правильное ведение документации по ГДЗС (п. 2.7); осуществлять контроль за состоянием противопожарного водоснабжения, систем связи, обеспечением возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах района (подрайона) выезда подразделения ГПС (п. 2.14); отвечать за организацию и учет источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда, осуществлять контроль за их техническим состоянием и своевременным ремонтом (2.28); осуществлять контроль за проверкой источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда (п. 2.29); анализировать и обобщать информацию, касающуюся состояния источников наружного противопожарного водоснабжения в районе выезда, на основе анализа разрабатывать мероприятия по улучшения данного направления (п. 2.30); осуществлять контроль за состоянием и наличием документации по пожарному водоснабжению (п. 2.31).
Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарным проступком законодательство признает виновное (в форме совершения умышленных действий или бездействия) неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из смысла указанных правовых норм следует, что дисциплинарное взыскание может быть наложено лишь за виновное нарушение служебной дисциплины.
Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истец за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п. п. 2.7, 2.14, 2.28, 2.30, 2.31 должностной инструкции привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Основанием к изданию данного приказа явились результаты проверки организации несения службы дежурного караула <данные изъяты>, в результате которой выявлены существенные недостатки в организации несения караульной службы, незнании должностных обязанностей, неопрятного вида, отсутствия нормативной литературы караула по организации ППВ, актов по проверке ПГ на водоотдачу, не корректировка экрана противопожарного водоснабжения, грязного отсека, запись давления в СИЗОД N 7444 20.06.2013 года не соответствует действительному.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в рапорте начальника <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N истец за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в нарушении п. п. 2.3, 2.5, 2.14, 2.28, 2.29, 2.30 должностной инструкции привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Основанием для издания данного приказа явилась проверка организации служебной деятельности <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ
Проверкой установлено, что были выявлены существенные недостатки в организации службы, подготовки и пожаротушения, ведения служебной документации, что отрицательно влияет на поддержание подразделения в постоянной готовности к выполнению поставленных задач, а именно конспекты начальника караула Б. для проведения занятий с работниками по пожарно-профилактической и пожарно-строевой подготовке 10.07.2013 года не соответствует темам расписания; в подразделении отсутствует инвентаризационный список источников противопожарного водоснабжения; при отработке документов предварительного планирования боевых действий (детский сад "Капелька"), ПТП записана отработка несуществующего пожарного гидранта, расположенного по адресу: ул. Отрадная, 2 "а"; при проведении пожарно-тактических занятий в психиатрическую больницу пос. Ивановка двумя караулами, из 4-х не проверялись источники противопожарного водоснабжения (о чем отсутствуют записи проверки ПГ в журнале учета проверок водоисточников); норматив "Сбор и выезд по тревоге" выполнен неудовлетворительно (неправильно) двое пожарных не полностью обеспечены боевой одеждой; из-за нарушений требований правил охраны труда (отсутствие краг) отстранен от несения службы пожарный Г.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в рапорте начальника дежурной смены СПТ и АСР за ДД.ММ.ГГГГ, в заключение проведения служебной проверки по факту выявленных нарушений, планом устранения недостатков выявленных в результате проверки.
По факту совершения дисциплинарных проступков у истца отобраны письменные объяснения, согласно которым Б. частично признал нарушение им должностных инструкций и исправил их в период проверки.
Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Дисциплинарным проступком законодательство признает виновное (в форме совершения умышленных действий или бездействия) неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт совершения истцом дисциплинарных проступков нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиком были соблюдены предусмотренные законом срок и порядок применения взыскания. Дисциплинарные взыскания наложены с учетом тяжести совершенных проступков и обстоятельств, при которых они были совершены.
При этом судебная коллегия не может согласиться с доводами истца относительно того, что ответчиком нарушен порядок наложения дисциплинарного взыскания, выразившегося в том, что истец с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен с нарушением установленного законом трехдневного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ поскольку как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на листке нетрудоспособности, первые рабочие дни для истца ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являлись субботой и воскресеньем соответственно, в связи с чем, истец ознакомлен с приказом, ДД.ММ.ГГГГ, который являлся рабочим днем для истца после его выходных ДД.ММ.ГГГГ
С доводами истца о том, что за одно и тоже правонарушение ему объявлены два дисциплинарных взыскания, в виде замечания и выговора, судебная коллегия согласиться не может в связи с тем, что данные нарушения должностных обязанностей имели место в разные периоды работы истца и, отчасти, за разные правонарушения.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании не установлена неправомерность в действиях ответчика в отношении истца, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Ввиду того, что судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Б., не подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им в процессе рассмотрения настоящего дела. Данный вывод суда первой инстанции в этой части также мотивирован.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.ПАРАМОНОВА
Судьи
облсуда
Е.В.СИДОРЕНКОВА
И.М.ФРОЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)